Отдел образования Светлогорского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 9 г. Светлогорска»
«ПАЛИТРА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ»
(Обзор публикаций конкурсных мероприятий «Лучший классный руководитель Гомельской области»)
выступление на школьном методическом объединении
классных руководителей
Составитель:
Закружная Анна Петровна,
учитель I ступени
общего среднего
образования
2019 г.
Ключевая роль в организации воспитательной работы в школе принадлежит классному руководителю. Для формирования позитивного имиджа классного руководителя, для пополнения методического портфолио, обобщения и трансляции актуальных идей управлением образования Гомельского облисполкома 2017/2018 учебный год был объявлен годом классного руководителя. Материалы открытых воспитательных мероприятий, проводимых конкурсантами в незнакомом классе на финальном этапе областного конкурса профессионального мастерства «Лучший классный руководитель (куратор учебной группы) Гомельской области», были опубликованы в журнале «Народная асвета» /2,2019 г.
Бесспорно, изучение данных публикаций – это удачная возможность пополнения «копилки» методов и приёмов. Несмотря на то, что представленные мероприятия предназначены для различной целевой аудитории учащихся, с методической точки зрения, все публикации будут полезны и педагогам, работающим в начальной школе, и с учащимися 5-11 классов. Отмечу, что формы проведения данных мероприятий самые разнообразные: игра-путешествие, круглый стол, час общения, виртуальное путешествие, танцевальный марафон, час памяти. Широко используются интерактивные методы работы, ИКТ, фронтальная и групповая форма организации познавательной деятельности воспитанников. Этапы целеполагания и рефлексии всегда
предполагают активное участие учащихся.
На некоторые приёмы, представленные в ходе конкурсных мероприятий, следует обратить внимание.
Часто в своей работе классные руководители используют видеоматериалы. Однако по воспитательному воздействию на учащихся
более эффективны не те, что просто содержат информацию, а те, которые заставляют размышлять, делать выводы. Предлагаю для просмотра социальный ролик «Вы не заметили» (просмотр ролика).
Полезны в работе будут следующие ролики: «Что это?» (притча о воробье), «В мире детей жестокости нет!».
Одним из эффективных приёмов в воспитательной работе является
обсуждение притч. Приведу одну из них.
«Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажал в ладони бабочку, спросил:
- Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках - мёртвая или живая?
А сам думает: «Скажет «живая» – я её умерщвлю, а скажет «мёртвая» – выпущу.»
Мудрец ответил…(Предлагается классным руководителям высказать
предположение о словах мудреца.)
- Всё в твоих руках!
Данную притчу целесообразно использовать в ходе проведения мероприятий, посвящённых проблеме выбора, в том числе, профилактике вредных зависимостей.
Различные интерактивные приёмы, направленные на взаимодействие между педагогом и воспитанниками, помогут мероприятия современными, интересными и эффективными.
Классный руководитель заранее свечой пишет на листе бумаги опорное слово, которое станет «отправным пунктом» проведения мероприятия.
Дети закрашивают лист, «тайное» слово проявляется.
Учитель на доске пишет цифры. Учащиеся рассуждают, какое отношение имеет каждое из чисел к теме мероприятия.
Классный руководитель совместно с учащимися заранее снимает видеообращение «гостя из прошлого» в соответствующем костюме, гриме. На мероприятии проходит просмотр видеофрагмента, обсуждение обращения.
Иногда учащиеся испытывают трудности в общении, закрыты при организации беседы. С помощью бутафорского микрофона можно попытаться решить эту проблему. В качестве корреспондента может выступать и педагог, и одноклассник.
При условии, когда тема для обсуждения довольна объёмная, целесообразно применять коллажи. Учащиеся из старых журналов, афиш делают вырезки, наклеивают на плакатах - придумывают коллажи. Затем в классе проводится защита коллажей.
Классный руководитель приводит суждения, соответствующие теме мероприятия. Учащиеся сигнализируют «Верю-не верю», выражая свою точку зрения (проявляя знания). Можно использовать хоровые ответы, сигнальные карточки, аплодисменты/топанье ногами и т.д.
Учащимся предлагается догадаться, что находится в «чёрном ящике» с помощью подсказок.
Отгадывая ребусы на каждом листе бумаги, дети (при правильном ответе) получают право перевернуть его обратной стороной и узнать слово темы/пословицы/высказывания.
В конкурсных мероприятия также использовались такие эффективные традиционные приёмы, как выразительное чтение произведений, пример из жизни, кроссворд, практическая работа, викторина, моделирование ситуаций, обсуждение памяток и др.
Материалы из опыта работы творчески работающих классных руководителей будут полезны и начинающим, и опытным педагогам.