Память сердца. Школа села Усть-Курдюм.
Великая Отечественная война - величайшее бедствие в истории народа, время безмерного подвига и огромного напряжение всех сил для победы над врагом на фронте. Многое известно и о героической работе советского народа в тылу – на военных заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. При этом нечасто упоминалось и упоминается сегодня о том, как в годы войны функционировала в тылу социальная сфера, работали ее традиционные институты. Но сейчас речь не о больницах и медицинских пунктах, многие из которых стали тогда госпиталями, о длинных очередях за пайковым хлебом в магазинах, о страшной бедности населения и лишениях в быту. Речь пойдет о школе. Никакая, даже самая лютая, беда не может остановить течение жизни: люди встречались, любили, у них рождались дети, которые подрастая, шли учиться в школу. Несмотря ни на что, учебные заведения в тылу, в городах и селах, работали в обычном режиме. Детей продолжали обучать по тем же школьным программам, принимать в пионерскую и комсомольскую организации. Ежегодно учебные заведения выдавали своим выпускникам аттестаты о среднем или начальном образовании. Об этом достоверно рассказывают нам сегодня документы, к счастью сохранившиеся до наших дней и бережно хранимые в школьных архивах и музея.
Первые официально достоверные сведения, имеющиеся о нашей школе, мы находим в данных переписи населения Саратовской губернии от 1911 года. В них говорится, что в Усть-Курдюме имелась открытая в 1890 году земская школа.
Усть-Курдюмская земско-общественная школа.
Фотография сделана предположительно около 1899 г.
Однако, скорее всего, история школы начиналась около 200 лет назад, с заселением этих мест, в ходе которого попадали в Усть-Курдюм и грамотные люди. Такими, например, были Морозовы, которых в иное время числилось до десятка семей, а в 19 веке это 1/3 села.
Точных данных о том, кто начал вести обучение усть-курдюмцев, нет. По воспоминаниям жителей села, в начале прошлого века детей обучала бывшая гувернантка из села Содом Балтийского района. Такое надомное обучение продолжалось до открытия церковно-приходской школы на основе христианского прихода, где учителями были церковные служители Пристанской церкви.
В 1935 году в Усть-Курдюме была открыта средняя школа, выстроенная на том месте, где некогда стоял один из домов члена земской управы Горохова. Директором стал И. П. Бабушкин. В книге «Историческое прошлое села Усть-Курдюм», изданной в 1950 году, упоминаются выпускники этой школы – инженер дорожных работ Николай Платонов, химик Анна Петренко, литератор Евгения Морозова1.
Здание, где в 1935 году находилась начальная школа.
Ученики предвоенных лет.
В годы Великой Отечественной Войны Усть-Курдюмская школа как и вся страна, жила по-фронтовому. Заглянем в Книгу приказов по основной деятельности школы села Усть-Курдюм, начатую 1 апреля 1941 года.
Мирные хозяйственные дела:
«П1: Истопника Кривошеева Василия от работы освободить по окончанию отопительного сезона с 1 апреля 1941 года
П2: Ввиду перевода завхоза Дудникова В.А на работу в колхоз с 16 апреля 1941 года принять на работу завхоза Леонтева Н.М.с 17 апреля со ставкой 150 рублей, кроме того за выполнение отдельных работ, не входящих в обязанности завхоза, оплачивать по договоренности.
Директор Гребенщиков»
Время пока мирное, но тревожное. Нарушения трудовой дисциплины, опоздания на работу очень строго наказываются. Это касается не только сотрудников школы, но и учащихся, начиная с младших школьников.
«1.За последнее время среди учащихся наблюдаются факты нарушения трудовой дисциплины, прогулы по одному дню, опоздания, что влечет за собой снижение трудовой дисциплины и успеваемости по школе. Кроме того имеются факты порчи социалистической собственности. Считаю установленным, что поломка в 6 классе вешалок произведена учеником Лавровым, за что объявляю Лаврову выговор с возмещением материальных убытков.
2. Ученику 5 класса Турманову Виктору за нарушение дисциплины на уроке математики объявляю выговор.
3. Ставлю на вид учителям 3 и 4 классов Бурмистровой Е.А.и Горячевой В.И. за нарушение дисциплины учащимся во время перемены. Категорически запрещаю приход учащихся в школу на лыжах и коньках в здание начальной школы.
Директор Гребенщиков»
1 Сентября 1941 года западные территории в огне войны, а приказы по школе по хозяйству направлены на работу учреждения:
«Освободить Леонтьева Никифора Максимовича от должности завхоза.
Принять завхозом Жукова Александра Ивановича
Фролову Зинаиду Ивановну назначить на работу в качестве уборщицы с окладом в 100 рублей.
В связи со снятием с работы заведующего учебной частью школы Благомыслова Константина Ивановича временно возлагаю обязанности зав.учебной частью на преподавателя русского языка и литературы Юдина Александра Никифоровича.
Директор Гребенщиков»
К декабрю 1941 года, когда враг рвался к Москве, тон приказов становится жестким и категоричным.
Приказ по Усть-Курдюмской школе №11 от 22 12 1941 года
«Мною установлены случаи неаккуратного посещения учебных занятий: опоздания, прогулы, а так же саботаж мероприятий проводимых школой, имеющих оборонное значение со стороны ряда учащихся нашей школы: например Жукова Надежда 9 класс, Шерингина Антонина 9 класс, Фролова Зинаида 8 класс.
Вышеуказанные факты являются совершенно нетерпимыми в советской школе.
Объявляю строгий выговор с предупреждением. При повторном случае нарушения правил поведения учащихся и игнорировании мероприятий, проводимых школой ,указанные учащиеся будут исключены из школы.
Директор Гребенщиков»
Книга приказов и классный журнал времен ВОВ.
Школьный архив
И все же, в соответствии с решением правительства основной задачей школы в период Великой Отечественной войны продолжало оставаться всеобщее обязательное обучение детей в городах и селах с 7 лет. Однако чрезвычайная обстановка первого периода войны не могла не сказаться отрицательно на всеобуче. Как информировала о той ситуации областная газета «Коммунист», публикуя отчет отдела образования Саратовской области, на снижение уровня повлияли следующие обстоятельства: миграция населения из западных областей, сокращение школьных помещений, переданных под госпитали, нехватка педагогических кадров и снижение квалификации, потеря многими детьми родителей и ухудшение материального положения. Все это вызывало большой отсев учащихся из школ. Зимой первого года войны он составил в Саратовской области 88 тысяч человек, в следующем году он превысил 60 тысяч, примерно ¼ часть контингента обучающихся. Больше всего отсев имел место в сельской местности и в новых районах области. Это было свойственно почти всем областям России.
Сельские дети, привыкшие с малых лет выполнять посильную работу в поле на сенокосе, огороде, «не ушли в никуда»: подростки в 14-15 лет заменили своих отцов и братьев, порою став основными кормильцами. Активизировали набор подростков в так называемые ПТУ, (ФЗУ) готовя молодежь для работы на оборонных предприятиях. (Например - Ситников Павел, 1927 года рождения)
В местных МТС организовывались курсы по подготовке трактористок - комбайнеров, о чем мы узнаем из газеты «Коммунист». Если в 1941 году не было ни одной женской тракторной бригады, то в 1942 году их уже 1047. В 1941 году в Саратовской области на тракторах работало 240 женщин, а в 1942 году - 10 тысяч трактористов и 800 комбайнеров.
В школах с этой целью вводится новый курс, «Сельхозмашины».
(этот профиль обучения просуществовал до 90 годов, дав путевку в жизнь многим подросткам, правда больше востребованном у юношей, чем у девчонок ...) И школа села Усть-Курдюм не стала исключением.
Жизненно важным было срочно найти замену мужчинам – трактористам, ушедшим на фронт. Ею становились подростки, ученики школы. Учитывая то, что мальчишек из старших классов призывали на фронт, обучать профессии тракториста и комбайнера пришлось совсем юных девчонок. Весна не за горами. Фронту нужен хлеб. Девочкам с косичками пришлось освоить мастерство мужской профессии тракториста и комбайнера, пролить море слез, прежде чем заведется «стальной конь» с жестким железным сиденьем, открытым всем ветрам.… Впоследствии это скажется на здоровье, лишив многих счастья материнства... Но разве думали об этом молоденькие девочки? Конечно, нет. Партия сказала: «Надо», было личное понимание того, что это необходимо в данный момент.…. Важно было выстоять в трудные годы.
В 1942-43 годах было принято много мер не только по повышению уровня образования и воспитания, но и ликвидации безнадзорных детей. К мерам общегосударственного значения относится создание суворовских и нахимовских училищ. В школьном музее хранится фотоальбом-подарок воспитанников Суворовского училища г. Саратова, расположенного на пересечении улиц Радищева и Московской. Старинный особняк с литыми чугунными лестницами, с высокими потолками, с медными дощечками с надписями на английском языке стал родным домом мальчикам от 7 до 17 лет, воспитание которых взяли на себя кадровые военные, заменив погибших отцов и матерей. Эти мальчики приезжали в Усть-Курдюм помочь селу на сенокосе, на парное молоко и теплую речку. Так всем миром и растили будущих защитников
Школа в годы войны сохраняла общеобразовательный характер. Но в связи с необходимостью военно-патриотического воспитания и более углубленного изучения учащимися основ военных наук в ходе войны правительство приняло ряд постановлений по народному образованию. К ним относится введение вневойсковой военной подготовки в 5-10 классах средней школы в октябре 1942 года, учреждение ученического билета, и правил поведения учащихся (август 1943 года), отмена словесной оценки и переход на пяти бальную цифровую систему оценивая. Но, пожалуй, самым важным событием стало введение раздельного обучения мальчиков и девочек (июль 1943 года). Раздельное обучение оправдывалось рядом обстоятельств, прежде всего введением в программу занятий для мальчиков по военной подготовке. В результате перехода на раздельное обучение в последний год войны в Саратове из 28 средних школ 7 являлись мужскими, 18 женскими, остальные смешанные.
Здание Усть-Курдюмской школы находилось в малоприспособленных, тесных помещениях и возможностей перейти на раздельное обучение не было. Детей перед войной родилось много и по книгам приказов и по воспоминаниям детей (Ситниковой-Вдовиной 1938 года рождения) только в Усть-Курдюмскую школу набрали 2 класса по 24 человека. Одной из учителей начальных классов была Краюшкина Анна Петровна, эвакуированная с двумя детьми с Украины. Милейшая женщина, творческий педагог. Старалась привить сельским ребятишкам азы наук и человеческие качества взаимопомощи и любви к своим родным и близким.
1 класс 1944г.
Как можно видеть из Книги приказов школы , контроль образовательного процесса был тщательный: строго наказывались недобросовестные сотрудники за опоздания или небрежную проверку тетрадей. Работали методические объединения, проводились педсоветы и научные конференции.
Штатная должность пионервожатой Овчинниковой С.В. включала в себя проведение пионерских сборов, организацию сбора металлолома, организацию отрядов по сбору лекарственных трав, проведению политинформаций.
Под ее руководством выпускались стенные газеты, писались лозунги на полевых станах, готовились выступления агитбригад и концерты к знаменательным датам, новогодние Елки. Она руководила подготовкой подарков бойцам на фронт: вышивали кисеты, вязали носки и варежки и еще многое другое, что современным школьникам покажется не совсем правдоподобным. Но так жили во всех селах и отдаленных кишлаках большой страны в суровые годы войны. Надо было не только выжить, но и победить, а сделать это можно было только вместе, сообща.
Детям войны досталось не только постоянная тревога за своих родных на фронте и помощь по хозяйству дома, но и участие в общественных работах по сбору теплых вещей, уборки урожая, о чем свидетельствуют приказы по школе.
Приказ №30 по Усть-Курдюмской школе от 5 октября 1943 года
« 14 октября, ученики 8 класса по заданию дирекции должны были прийти в школу для выполнения общественного задания
На выполнение этого задания не явились:
1.Бурмистрова Антонина
2. Соколова Ольга
3. Егоров Михаил
4. Петрова Мария
5.Пономарева Антонина
6. Пономарева Александра
За невыполнение моего приказания вышеперечисленным ученикам объявляю выговор, при вторичном нарушении дисциплины будут применять более строгие меры взыскания.
Ученики 5 класса Чернов Иван, Каляев Анатолий, Лаврентьев Борис и ученик 4 того класса Гришин Александр 4 октября нарушили внутренний распорядок дня и правила поведения школьника. У ученика Гришина обнаружены табак и спички, у Каляева, Чернова и Лаврентьева обнаружена коробка пороха и спички. Эти ученики уличены в поджоге дров у школы. За недостойный поступок этим ученикам объявляю строгий выговор.
При повторном нарушении правил внутреннего распорядка школы и правил поведения ученика эти учащиеся будут переданы мною в органы милиции для привлечения к уголовной ответственности.
Классным руководителям проработать настоящий приказ по классам.
Директор Гребенщиков»
Идет время, на дворе уже 1943 год. Контролируется не только учебно-воспитательный процесс , но и занятость детей в свободное время. Как было сказано выше, подростков до 15 лет уже не привлекают к ежедневным работам, но по-прежнему строго следят за посещаемостью учебных занятий.
Приказ по Усть-Курдюмской школе №34 от 29 .02.1944:
«П.1.Проверкой установлено, что учениками нашей школы нарушается приказ Наркома просвещения о правилах посещения учащимися кинотеатров.
Ученики школы в рабочие дни посещают клуб и бывают там без надзора учителей дольше времени, установленного правилами для учащихся.
В целях устранения этих нарушений временно до апреля 1944 года устанавливаю следующий порядок контроля учителями школы за учениками в клубе:
1 Егорова В.И.,Загорская Е.И -28.02,6.13,20.27
2Никонорова М.Г.,Самойленко А.П-29.02,7,14,21,28
3Овчинникова С.В.,Двинин А.П -01.03,8,15,22,29
4Сосновиков В.С.,Горячева В.И.-02,9,16,23,30
5 Барышева П.Т.,Великанова Т.Н.-03.03,10,17,24,31
6 Двинин А.Т,Бурмистрова Е.А.-04.03,11,18,25,7
7 Уваренков И.М.-05.03,12,19,26
П.2. Ермакову Николаю Сергеевичу, ученику 6 класса объявляю выговор за нарушение приказа Наркома просвещения о порядке посещения кинотеатров и клубов учащимися школ.
Предупреждаю, что при повторном нарушении этого приказа к Ермакову будут приняты более строгие меры.
Основание: докладная записка дежурного учителя по клубу Великановой Т.Н.
Директор Гребенщиков»
Тревожное время требовало и к детям строгое соблюдения военных законов и приказов. С сентября по апрель месяц - учеба, а дальше посевная. Колхозу необходима любая помощь. Нужны прицепщики, пастухи, да и просто рабочие руки. Посев, сенокос, уборка урожая - без подростков не обойтись.
Безоговорочное подчинение директору, как персонала, так и школьников, не только требование военного времени, но и профессионализм руководителя, коим являлся в военные годы директор Гребенщиков Иван Григорьевич. Сохранить контингент, подкормить, одеть, обуть, устроить эвакуированных, позаботиться о их быте, предупредить о нарушениях из-за которых люди могли лишиться свободы, отопление, освещение, выполнение заданий вышестоящих организаций – ответственность директора за все! В военное время это было особенно тяжело. Все выдержали и сохранили! Школа ни на день не прекращала своей работы, продолжала выполнять задачу Родины: учить детей!
В сельской школе старались до начала весенних работ «подтянуть учеников для успешной сдачи переводных экзаменов. С этой целью отменяются весенние каникулы. С увеличением светового дня проводятся дополнительные занятия, чтобы с началом полевых работ помочь дома на посадке огорода, засеять картофелем пришкольный огород, помочь колхозу в весенних полевых работах. Поговорку «весенний день год кормит» сельские дети знают с малых лет.
Из воспоминаний Колотиловой Елизаветы Михайловны: «писали в младших классах простым карандашом. Ценными были химические карандаши (их можно немного помочить, а проще «послюнявить», и тогда получается чернильное письмо). Особенно аккуратным детям выдавали ручку с перышком и чернильницу. Дежурные по классу перед началом уроков доливали из общей бутылочки чернила. Надо было быть очень аккуратным, чтобы письмо было каллиграфическим, с наклоном вправо и нажимом ...А когда в классе зимой было холодно, чернила замерзали и тогда дети прятали непроливайки в рукав пальто, грели в ладонях, несли к теплой печке отогревать. Но учились хорошо…»
Вам нельзя было показать свою усталость, что сегодня нечем покормить своих детей, не отказываясь от кусочка, ребенком подаренного колоба, украдкой, вперемежку с соленой слезой, съедали его на перемене. Нужно было войти в класс в отутюженном платье с кружевным воротничком, с улыбкой на лице и со словами: «Здравствуйте дети! Запишем тему сегодняшнего урока» продолжать учить добру и труду, несмотря ни на что.
За годы войны в Усть-Курдюмской школе получили документ о среднем образовании 53 человека. После войны немногие ребята смогли завершить обучение в средней школе. Война завершилась в 1945 году, но родные возвращались до 1949, и многие ученики были вынуждены работать после 4-6 классов, чтобы помочь семье.Трудные, сложные были годы, как и у всей нашей страны. Но школа выстояла, выжила, дождалась нового поколения послевоенной детворы.
К середине 50-х годов ситуация сильно изменилась: в классах насчитывалось до 30 учеников и старой школы стало не хватать – обучение приходилось осуществлять в две смены. Также некоторые источники указывают, что здания, в которых располагалась средняя школа, стояли раздельно и были мало приспособлены к учебе. Возникла необходимость в постройке нового здания, однако средств на это не было.
В феврале 1954 года Усть-Курдюм и базировавшуюся в нём центральную ферму колхоза имени Фрунзе навестил Н.С.Хрущёв. Согласно воспоминаниям жительницы села Орловой Лидии Александровны, во время беседы колхозников с Никитой Сергеевичем к нему подошла учительница физкультуры Н. П. Морозова и попросила построить новую среднюю школу. Никита Сергеевич на просьбу откликнулся и выделил деньги на строительство школы, которая уже в 1956 году приняла первых учеников.
Новое здание было рассчитано на 280 учащихся, при нём также имелся интернат на 80 мест для детей из села Пристанного, деревень Сабуровки, Долгого Буерака, Дубков и Шараповки. Директором школы был назначен Клецин Сергей Васильевич.
Учительская. Фото из школьного архива
В школе-интернате Усть - Курдюмской средней школы.
Фотография 1959 г.
Здание основной школы. Снимок сделан в 1960-е годы.
Усть-Курдюмская школа одной из первых в стране подхватила инициативу создания школьных полеводческих бригад. Старшеклассники каждое лето жили в палаточном лагере в лесу, работали на полях колхоза. В рамках профессионального обучения в школе готовили трактористов, мастеров машинного доения, растениеводов, было налажено сотрудничество с саратовским научным институтом Юго-Восток по селекции зерновых культур.
Вместе со строительством школы были заложены также школьный сад и овощно-растениеводческий участок. В 1966 году на базе школы проходил всесоюзный слёт юннатов, в 1970-х годах учащиеся регулярно участвовали в ВДНХ в Москве, где награждались дипломами и грамотами2.
Фото из архива школы
В школе всегда уделялось большое внимание патриотическому воспитанию, воспитанию любви к Родине, уважения к ее историческому прошлому.
Под руководством учителя истории и краеведа Привезенцевой Наны Ивановны в 1960-е годы ученики школы смогли разыскать местонахождение Героя Советского Союза Шишкина Н.И., которому колхозники Усть-Курдюма в ноябре 1942 года подарили именной самолет ЯК-1,построенный на личные средства.
Ребята несколько лет переписывались с героем, узнали его жизненный путь после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Много талантливых ребят видели стены школы за время своего существования. Гремел школьный хор, ансамбль баянистов и русских народных песен, кукольный театр и танцевальные ансамбли, занимались туризмом и ставили пьесы, ездили на экскурсии в другие города и принимали гостей у себя.
Выпускники 1970 года. Школьный КВН.
Идет время, подрастают и покидают стены школы новые поколения, но как и прежде, она живет насыщенной и интересной жизнью. Школа – это сердце нашего села.
Сохраняя память о пролом ученики школы изучают ее историю, бережно сохраняя ее традиции, экспонаты школьного музея, проводя экскурсии для младших школьников и гостей музея. А гостей музей повидал уже не мало: это школьники и учителя других школ района, политики региона, даже представители французской делегации, находящиеся с визитом в Саратове оставили восхищенный отзыв.
Архив музея пополняется материалами о Великой Отечественной войне: записи воспоминаний участников событий тех огненных лет, фотографии, письма с фронта, видеозаписи интервью с участниками войны. Хранит музей и работы учеников: сочинения о Великой Отечественной войне, «Письма дедушке на фронт» и др. По праву в 2018 году музей стал победителем ..
Список использованной литературы:
1. Историческое прошлое села Усть-Курдюм / Саратов: Типография издательства
«Коммунист»,1950.- 43с.
2. Сайт «Большая Саратовская Энциклопедия» http://saratovregion.ucoz.ru/region/saratovskiy/ust-kurdum.htm
3.В.Н.Титаев . Н.В.Саранцев Память поколений 1941-1945 гг. Очерки истории
1 Историческое прошлое села Усть-Курдюм / Саратов: Типография издательства
«Коммунист»,1950.- 43с.
2Сайт «Большая Саратовская Энциклопедия» http://saratovregion.ucoz.ru/region/saratovskiy/ust-kurdum.htm