СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Памяти узников концлагерей"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  "Памяти узников концлагерей" предназначена для проведения внеклассного мероприятия или классного часа, посвященного 11 апреля.

Просмотр содержимого документа
«"Памяти узников концлагерей"»

КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


















«Памяти узников концлагерей»

(классный час)







Учитель истории

Любовская Т.И.















с.Красное


«Памяти узников концлагерей»
Учитель истории Любовская Т.И.


Цели: дать представление об историческом прошлом нашей страны, формировать чувства патриотизма, гражданственности, гордости за свою Родину.

Задачи:
вспомнить с учащимися события Второй мировой войны, развивать потребность знать историю своей Родины, быть её истинным гражданином; воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей; воспитывать ответственность за свои поступки.
Оборудование: аудиозаписи стихотворения «Варварство» (Муса Джалиль) и песни «Бухенвальдский набат», фильм «Мальчик в полосатой пижаме» ; мультимедиа, диск с презентацией.
Ученица
А может, не было войны?
И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы.
А может, не было войны? И у отца с рожденья шрамы,
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб?
И не боялась гетто мама?
Учитель

Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Как день памяти жертв концлагерей этот день установлен в память о восстании, которое подняли узники концлагеря Бухенвальд 11 апреля 1945 года. Узники концлагеря в этот день обезоружили  и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны. Восстание спасло их от верной гибели. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. Оторванных от Родины, от родных и близких, узников фашисты использовали на непосильных работах – в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключенные гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания (слайды 1-4)

Огромные массы населения стали узниками фашистских концлагерей. Ряды колючей проволоки, сторожевые вышки, специально выдрессированные собаки олицетворяли фашистский «новый порядок». Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно (слайды 7-11)

Как жили заключенные в эти лагеря? В бараках– это помещения, где находились деревянные 3-ярусные кровати, на голых досках которых спали узники. Рационом для узников концлагерей была баланда из замерзшего картофеля и ломоть хлеба на весь день, а работать приходилось 12-14 часов в сутки. Большинство узников умирало от истощения (слайды 12-14)

Жизнь в концлагере была полна постоянного страха и ужаса. Заключенных морили голодом, пытали и убивали (слайды 15-18)

Ученица.

В концлагерях существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты», в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Людей оперировали без наркоза. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, дифтеритом, туберкулёзом. Узников разного возраста и пола искусственно заражали тяжелыми инфекционными заболеваниями и вели наблюдения, кто первый - дети или женщины - умрут, как долго их организм сможет сопротивляться вирусам. Часто людей, не доводя до смерти, оперировали вживую т.е. без наркоза, вырезая им различные органы, для того чтоб посмотреть в каком состоянии находятся органы человека на каждой стадии заболевания. Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли на какую массу тела и на какую возрастную группу, какой дозы отравляющего вещества достаточно для наступления смерти. Из всей группы, отобранных для опытов, выжить не удалось никому (слайды 18-21)



Учитель

Провинившихся отправляли на профилактику в одиночки (2х2 метра) в главный бункер. Т. к. и там не хватало мест, эсэсовцы придумали новый вариант мучений. 2х2 метра разделяли перегородками на 6 стоячих клеток 65х65 см - в них не было никакой возможности сесть взрослому, даже исхудавшему человеку. Без еды, воды и без свежего воздуха узников держали в таких клетках до 72 часов без перерыва. Выживали немногие.

Одним из наиболее ужасных сооружений лагеря был так называемый «бункер», в стенах которого тысячи погибли от медицинских экспериментов. (слайды 22-25)



Ученик.

Конвейером смерти в концлагере Бухенвальд заправляли Карл и Ильза Кох. Карл Кох был комендантом. В то время как Кох упивался властью, наблюдая за ежедневным уничтожением людей, его жена испытывала еще большее удовольствие от мук заключенных. В лагере ее боялись больше самого коменданта. Любимым развлечением садистки было натравливание свирепой овчарки на подростков, она приходила в восторг, когда собака живьем загрызала детей. Позже Ильзу Кох прозвали «фрау Абажур». Она использовала выделанную кожу убитых заключённых для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Даже ее коллегам из СС становилось не по себе, когда фрау Кох хвасталась абажурами, перчатками, ремнями сделанными из человеческой кожи. Наиболее подходящей для поделок она находила кожу цыган и русских военнопленных с наколками на груди и спине. Это позволяло делать вещи «весьма декоративными». По словам фрау Кох, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми.

Учитель

В июне 1942 года был тяжело ранен, попал в плен и заключён в концлагерь Шпандау известный поэт Муса Джалиль. Когда видел, что у людей нет больше сил бороться , он начинал читать свои стихи. Его произведения узники заучивали наизусть и передавали друг другу. За участие в подпольной организации поэт был казнён в 1944году в военной тюрьме. (слайд 26)

Стихотворение «Варварство»

После 1941г число узников постоянно увеличивалось - мест, одежды, да и баланды не хватало, поэтому часть людей и огромное количество трупов приходилось сжигать - расстреливать не успевали, да и патроны экономили. Часто людей вешали непосредственно перед печкой, чтобы не сжигать заживо. Одежда смертников пропитывалась дезинфекционным газом и отдавалась "новичкам". В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки (слайды 28-30).

Вход в "душевую" - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Людей приглашали помыться в специальную камеру , а что было дальше, вы можете представить. Заключение несовершеннолетних в концлагеря и уничтожение тысяч из них относится к самым гнусным преступлениям фашистов (слайды 33-37).

Отрывок из фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

Учитель

За годы Второй мировой войны через концлагеря прошли 18 млн. человек, из них 5 млн. – граждане нашей страны. Фашистские застенки убили 11 миллионов жизней. В память о жертвах нацистского террора, в память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных, заживо погребенных объявляется Минута молчания...

Аудиозапись «Бухенвальдский набат»

Учитель

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

И даже в нашей стране, понесшей самые тяжелые потери в войне, поднимают голову сторонники идей национализма. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями, прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам, россиянам, чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.



Рационом для узников концлагерей была баланда из замерзшего картофеля и ломоть хлеба на весь день, а работать приходилось 12-14 часов в сутки. Большинство узников умирало от истощения

Рационом для узников концлагерей была баланда из замерзшего картофеля и ломоть хлеба на весь день, а работать приходилось 12-14 часов в сутки. Большинство узников умирало от истощения.