Памяти
великого венского
композитора
посвящается
Франц Йозеф Гайдн
1732г.-1809г.
Слуга венских аристократов, Йозеф Гайдн писал ту музыку, которая была им по вкусу: лёгкую, полную детской радости, любви, блаженства и вечной юности.
Он пользовался любовью австрийской знати. Его называли Великим Гайдном.
Второй сын из 12 детей ремесленника родился в городке Рорау в восточной Австрии в 1732 году.
Уже в раннем возрасте у мальчика обнаружили прекрасный голос и стремление учиться музыке.
В 6-летнем возрасте родители отпустили его в Хайнбург, где жил кузен отца –дирижёр местного церковного хора.
В 1740 году в город Хайнбург в поисках новых хористов приехал капельмейстер Венского собора св. Стефана и увёз мальчика в Вену. Жизнь в столице оказалась нелёгкой. Хористы жили впроголодь и радовались любой возможности выступить вне церковных стен, где можно было рассчитывать на хороший обед.
Гайдн с большим успехом исполнял сопрановые партии и не только в соборе, но и при дворе. Когда у него стал ломаться голос, капельмейстер, найдя пустяковый повод выгнал Йозефа из хора. Но к тому времени он получил почти полное музыкальное образование и сделал первые шаги на композиторском поприще.
«Я сочинял преимущественно по ночам. Не знаю- имею ли я какой-либо дар к композиции или нет и записываю свою музыку усердно, но не совсем правильно.»
Иногда к нему приходили заказчики, дворяне, которым нужны были весёлые пьесы для музыкальных вечеров.
Благодаря своим знакомствам с выдающимися композиторами-современниками, в 1759 году Гайдн получает приглашение на должность дирижёра оркестра в имении графа Морцина в Лукавице (Чехия).
Имея стабильный доход, Гайдн задумался о женитьбе. Он давно был влюблён в одну из своих учениц – дочь парикмахера Терезу Келлер. Но связать с ней судьбу ему не удалось – девушка решила стать монахиней. Тогда 28-летний Йозеф женился на её сестре – Марии Анне, хотя не питал к ней нежных чувств. Этот брак оказался неудачным.
Мария не могла иметь детей, была резка и сварлива и к тому же равнодушна к музыке. Она часто старалась досадить мужу и частенько использовала его нотные рукописи как бумагу для выпечки.
В 1761 году Й.Гайдн получил приглашение от представителя старинного венского рода князя Пауля Эстергази, обожавшего музыку и театр. Композитор подписал контракт, который обязывал его руководить оркестром, писать для него музыку, устраивать концерты в замке и вести добродетельный образ жизни, подавая хороший пример своим подопечным.
Князь Эстергази
Гайдн служил семейству Эстергази около 30 лет, переходя как наследство от одного князя к другому. И, хотя он находился на положении слуги, редко покидал княжескую резиденцию, всё же был доволен своей судьбой.
Город Эйзенштадт
Дворец в Эйзенштадте
При Гайдне сменилось четыре князя, и отношения с каждым у него складывались по-разному - но в целом всё лучше и лучше. Самым надменным был первый, старый князь Пауль Антон, у которого молодой Гайдн проработал 2 года. Потом настала эпоха Николая I Великолепного, длившаяся с 1762 по 1790. Любимой резиденцией Николая была Эстергаза в Венгрии, но и в Эйзенштадте он подолгу бывал - всё-таки ближе к Вене (в Вене тоже имелся дворец). Николай с Гайдном обращался, далеко не по-дружески, но очень его ценил, и уж в творческом отношении не стеснял нисколько.
Сын Николая, князь Антон, человек военный, капеллу распустил, но Гайдна формально не уволил - оставил за ним звание капельмейстера и оклад, предоставив полную свободу (благодаря чему композитор успел два раза съездить в Англию и купить себе собственный дом в Вене). Последний из "гайдновских" Эстергази, князь Николай II, правивший с 1794 года, был человеком молодым и, видимо, куда более мягким, чем его тёзка и дедушка. Он и сажал маэстро за один стол со знатными гостями, и пил за его здоровье, и даже адресовал письма "господину княжескому капельмейстеру ф[он] Гайдну", хотя отлично знал, что никаким "фон" маэстро не был.
Дворцовая капелла
Бал во Дворце
Библиотека
Настенные часы в библиотеке
Баритон
А на этом инструменте обожал играть князь Николай Великолепный . Называется "баритон", инструмент сложный в обращении и весьма капризный в настройке:
Гайдн создал для этого инструмента огромный репертуар.
Бра
Бюст Гайдна
Гайдновский зал
Клетка для птичек
Дворец Эстерхази
Дворец Эстерхази (Eszterhazy Palace), расположенный в местечке Фертёд, считается крупнейшим и красивейшим дворцом Венгрии эпохи барокко. Строительство дворца было начато Йожефом Эстерхази, который в июле 1720 г. заказал архитектору Антону Эрхардту Мартинелли соорудить охотничий замок, состоящий из 20 комнат и двух парадных залов. Венский архитектор за 3 месяца построил охотничью резиденцию, которая положила начало дворцу Эстерхази. В 1760-1767 г.г. охотничий домик был расширен Миклошем Эстерхази и превращен в один из крупнейших и красивейших дворцов Венгрии. Перпендикулярно основному сооружению выросли два дополнительных здания. Посетителей прежде всего поражают кованые ворота главного входа, представляющие собой шедевр кузнечного искусства, созданный в 1764-66 гг. Колонны, разделяющие части ворот, украшены каменными вазами в стиле рококо. За воротами возвышается во всем своем великолепии дворец, который по праву был назван «венгерским Версалем».
Дворец Эстерхази
Во дворце, где устраивались пышные праздники и фейерверки, размещалось 126 залов, богато украшенных в стиле рококо, а также частный театр, оркестр и балет. Жизнь здесь была такой роскошной, что слава о дворце Эстерхази разошлась по всей Европе. В семье Эстерхази в течение 30 лет жил и работал знаменитый композитор Йозеф Гайдн. После смерти князя Николауса Эстерхази в 1790 г семья переехала в основную резиденцию, расположенную в австрийском городе Эйзенштадт, и дворец в Фертёде был брошен на произвол судьбы. Его использовали в качестве конюшен, а во время Второй Мировой войны здесь размещался военный госпиталь. После реставрации в 1958 г дворцу был возращен его величественный облик. В одной из его частей размещается отель, а летом во дворце проходят фестивали Гайдна.
Украшения на стенах
Здесь работал Гайдн
В 1781 году в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом, которого безмерно уважал за его талант.
В возрасте 58 лет Гайдн отправился в Лондон, где его ожидал достойный приём в высшем свете. Ему присудили степень почётного доктора Оксфордского университета. Правда, незнание английского языка, создавало для Гайдна большие трудности, однако не мешало ему пользоваться успехом лондонских дам.
Вернувшись в Вену, 60-летний Гайдн принял у себя 22 –летнего Бетховена, пожелавшего у него учиться. Отношения между ними не сложились. Бунтарю Бетховену не понравился респектабельный Гайдн.
Гайдн-знаменитый венский классик
Салон композитора Гайдна
Йозеф Гайдн до конца своей жизни оставался человеком жизнерадостным, полным юмора. Он был известен своим тонким остроумием. Когда его однажды спросили, что он думает об игре жены английского короля Георга III Софьи Каролины на фортепиано, он ответил: «Для королевы - терпимо»
« Непредвиденная встреча»
Юмор зачастую сквозит и в его произведениях. Зная, что публика засыпает во время исполнения медленных частей симфонии, Гайдн в одной из своих симфоний, в самом растянутом и медленном месте, дал аккорд фортиссимо всего оркестра, чтобы разбудить дремлющих слушателей (симфония «С ударом в литавры, или Сюрприз»)
Когда князь Эстергази отказался дать отпуск своему оркестру, Гайдн, желая продемонстрировать усталость оркестрантов, написал симфонию, в финале которой поочерёдно покидают сцену все музыканты, пока на ней не остаются всего двое скрипачей (симфония «Прощальная»)
Гайдн писал музыку самого разного жанра:
24 оперы (среди них «Хромой бес», «Ацис и Галатея», «Армид», «Обманутая неверность», «Роланд-паладин»)
оратории ( «Семь слов спасителя на кресте», «Сотворение мира», «Времена года»)
14 месс в том числе «Святой Цецилии», «Месса времён войн», «Тереза»)
Кантаты
Хоровые произведения
104 Симфонии в том числе
№ 6 «Утро», №7 «Полдень», №22 «Философ», № 44 «Траурная», №45 «Прощальная»,
№ 82 «Медведь», № 83 «Курица»,
№ 94 «С ударом в литавры, или Сюрприз»,
№ 100 «Военная», № 101 «Часы»
16 увертюр
Танцы
35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром
Квартеты, терцеты, дуэты, песни, обработки народных песен.
Последний дом в Вене
В последние годы жизни, композитор всегда отличавшийся крепким здоровьем стал ощущать упадок сил, умственных и физических. Отказываясь от приглашений он отправлял визитные карточки со словами: «Ушла навсегда моя сила. Я стар и слаб.»
В 1809 году 76-летний Йозеф Гайдн скончался. Незадолго до этого французские войска оккупировали Вену. В знак протеста против захватчиков умирающий музыкант ежедневно играл австрийский гимн. Несмотря на это Наполеон приказал выставить у дома Гайдна часового, чтобы никто не беспокоил великого композитора.
Церковь Гайдна
Памятник Гайдну в Вене
марка
Произведения для валторны
Счастье-жить
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МБОУ ДОД «ДШИ №4» г.БРЯНСКА КОДИНА Г.В.
Прозвучали произведения композитора Й.Гайдна:
1.Симфония № 45 «Прощальная»
2. Симфония № 26. Адажио
3. Соната № 24 ре - минор (адажио)