СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Памятью сердце богато…» (к 100 -летию карельского писателя Я.В. Ругоева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие посвящено карельскому поэту и писателю Я.В.Ругоеву.

Просмотр содержимого документа
««Памятью сердце богато…» (к 100 -летию карельского писателя Я.В. Ругоева»

Федотова Н.Ю. МБОУ КГО «СОШ №1 им.Я.В. Ругоева». Памятью сердце богато…



Федотова Н.Ю. «Памятью сердце богато…»

(к 100 -летию карельского писателя Я.В. Ругоева)


Форма внеклассного мероприятия: литературный журнал.

Целевая аудитория: 5-7 классы.

Оформление: кабинет (музей Я.В. Ругоева), столы расставлены полукругом, фон: мелодии о Карелии, презентация, посвященная Я.В. Ругоеву.


Ведущий (на фоне мелодии) сообщает о том, что сегодня на страницах литературного журнала будет представлено творчество и биография уникального карельского писателя, поэта Я.В. Ругоева, нашего земляка, которому 15 апреля 2018 г. исполняется 100 лет



1 слайд презентации (далее - слайд)

1 страничка. Малая Родина.

Ведущий:

Мы живем с вами в удивительном крае, который богат могучими лесами, голубыми озерами и быстрыми реками, обширными болотами и северными ягодами, белыми ночами и богатыми недрами. Здесь жили и живут замечательные люди, для которых характерна своя культура, свой быт. И вот в этом краю затерялась маленькая деревня Шуоярви, где в 1918 году родился Яакко Васильевич Ругоев.

Название родного Я. Ругоеву села Шуоярви переводится на русский язык как Болотное озеро. И хотя одним своим концом озеро упиралось в болото, ничто не могло угасить в глазах мальчугана красоту его вод, песчаных и каменистых берегов, на которых возвышались исполинские сосны. Единственным путем, связывавшим деревню с внешним миром, был водный путь – летом и санная дорога – зимой. В списке населенных мест (по материалам переписи населения 1933 года) указано, что на территории Костомукшского сельского совета (куда входили Ахвенъярви, Кентозеро, Костомукша, Суоярви) проживали 569 карелов, 6 финнов и 4 русских, в том числе в деревне Шуоярви – 46 карелов (мужчин – 21 и женщин – 25).

В интервью финскому академику П. Виртаранта Я. Ругоев подробно рассказал о своих костомукшских корнях. По линии отца он происходил из рода Ругоевых, или Руханенов (возможно Рюхяненов), по материнской линии связан с Пекшуевыми, или Пёкшунеными. «Предки обоих родов, – отмечал П. Виртаранта, – согласно преданию пришли из Саво (область в южной части Финляндии, западнее северного Приладожья). Оттуда же, из Саво, пришел сюда предок третьего великого костомукшского рода – рода Ватаненов. Однако первыми насельниками края, по смутным, правда, преданиям, были лопари. Уже само название «Костомукша» («Костамус» или «Костомус», как именуют прежнее селение его бывшие жители) происходит из саамского языка».

Историю родословной в беседе с П. Виртаранта Я. Ругоев начинает со своего деда Тимо, который в конце ХIХ века переселился со своей семьей из Костомукши на берег озера Шуоярви построил дом на безымянном полуострове. Потом этот полуостров стали называть Тимонниеми, по имени первого обитателя. Дед Тимо был женат на Окахвие из Бабьей Губы.

Сыновья Тимо Ругоева (Аким, Николай, Васселей (отец Яакко Ругоева), Макарий) обзавелись семьями и построили свои дома там же, на Тимонниеми. Мать Яакко Ругоева, Окахвие, по документам родилась в 1897 году. Её родителями были Ортье, сын Микиты Пекшуева из Суоярви, и Ели, дочь Симаны Иевлева из деревни Алаярви.


2 слайд


Суровость природы, длинная зима, короткое дождливое лето, комары - все это не заставляет долго задерживаться людей в этих места.

Я. Ругоев стремился опровергнуть бытующее представление о Карелии как о суровом крае с мрачными лесами, болотами да скалами, где даже солнце очень редко греет человека своим теплом. «На самом деле, – писал Я. Ругоев, – Карелия – это изумительно красивая страна вечнозеленых хвойных лесов, тысяч синих озер и рек, мощных водопадов, страна трудолюбивых, смелых и честных людей – лесорубов, сплавщиков, земледельцев, рыбаков и охотников. В лесах Карелии обитает бессчетное количество разнообразной дичи, много лосей, оленей и ценного пушного зверя; здешние воды богаты прекрасной рыбой, а недра земли содержат замечательные полезные ископаемые, хорошие строительные камни – гранит и мрамор. Карелия известна как родина народного эпоса «Калевала».


3 слайд


Позже он напишет с любовью о своем родном крае:

Чтец:

Я здесь рожден!

Поэтому близка мне

суровость этой дивной красоты –

тяжелым мхом

обернутые камни

и синь прохладной

утренней воды.

(Ругоев Я. В. «Родному краю»)


2 страничка. Детство, отрочество, юность.


Маленький Яакко рос очень любознательным мальчиком. Читать Я. Ругоев научился ещё до поступления в школу и, по его словам, «очень оригинально»: «Вихри гражданской войны занесли в нашу деревеньку много книг на финском языке. Среди этой разношерстной литературы был и Новый Завет для детей, написанный готическими буквами. Не помню, от кого и как я освоил эти буквы, но хорошо помню те коротенькие сказки, которые тогда воспринимались как некое приключенческое повествование. Потом забредший в нашу деревеньку и осевший по поводу женитьбы финский красногвардеец Урхо Ярвисало организовал первую школу для великовозрастных юношей и девушек, оставшихся неграмотными, так как местная русская школа была закрыта в самом начале гражданской войны. Уроки проходили часто в нашем доме, я стал «сверхштатным» слушателем и жадно осваивал новый алфавит, который наш молодой учитель чертил углем на гладкой поверхности снятой со своих петель двери сарая. Учебников было всего несколько. Мне же не досталось. Несколько учеников сидели рядом за одной книгой, а я пристраивался к столу обычно с противоположной стороны. Таким образом, я научился читать книгу вверх ногами и справа налево. Причем эта привычка закрепилась надолго, до первых лет учебы в школе. Когда в деревню начали поступать газеты, то в некоторых домах стали оклеивать закопченные за годы войны (не было керосина, жили при лучинах) стены. И почему-то большинство газет располагалось на стенах «наоборот». В республиканской газете «Punainen Karjala» в течение лета и осени 1929 года был напечатан (в переводе на финский язык) роман Д. Фурманова «Чапаев». Этот роман я прочел со стен в доме своего дяди Макара в основном в «перевернутом виде». Стоило больших усилий, чтобы привыкнуть читать нормально. С тех пор, как я помню себя, с тех пор я жил в мире сказок. Зимними вечерами их рассказывали дома или в соседних домах, рассказывали в школьном интернате, в лесных избушках, во время рыбалки, охоты и сенокоса, в зимней дороге на возу, летом в лодке. Песни, пословицы, поговорки, загадки в ежедневной и бытовой речи людей были настолько обычным явлением, что их просто даже не замечали.


4слайд

На родине Я.В. Ругоева почти все мужчины были «мастера на все руки». Его отец тоже любил столярничать. Проходя по лесу, он примечал, из какого дерева можно получить заготовку для того или иного изделия. Эту заготовку он приносил домой, ставил сперва под стреху, чтобы воздух и ветер высосали из дерева не спеша лишнюю воду и придавали древесине выносливость. Потом заготовка тщательно сушилась уже в избе, сперва на перекладинах, а потом уже на теплой печи. И если заготовка выдерживала все эти фазы сушки, её пускали в дело. Но стоило появиться трещине или косовине, её безжалостно превращали в щепки для растопки».


5-6 слайды


Позже в творчестве Я.В. Ругоева появится произведение «Кантеле», в котором будет затронуты взаимоотношения поколений, сохранение древней музыкальной культуры.


Чтец 1: (на фоне мелодии кантеле)

Это старое кантеле снов звучит сновиденье:

Вот березовый короб- он временем отполирован;

Вот еловая крышка- вырез на ней крестовидный;

Вот колки-из рябиновых веток;

Вот струны- витые-

Были жилы оленьи натянуто туго…

У матицы самой

Это кантеле в дедовском доме висело когда- то…


Время шло…

Ослабевшие струны вдохнут виновато…

Расшатались колки…

И случайно эти созвучья

Заглушает узорная пряжа паучья…


Чтец 2:

Взял когда- то в тайгу это кантеле старый крестьянин.

Рядом с коробом звучным- мотыга, соха и топор.

Отчий дом позади…Неизведанный север пространен…

Надо лес корчевать- осваивать новый простор.


Вот курная изба…зимний праздник…

В ночном освещенье-…

Это пламя камина- березовый короб звучит…

Оживают под пальцами чуткие жилы оленьи-

Был в погоне по свежему насту олень тот добыт.


Песня красит и труд. Починяешь ли старые грабли,

Топорище ли тешешь, а кантеле рядом всегда.

После деда, увы, эти звучные струны ослабли-

И тальянка заполнила юные наши года.


Но не умерло кантеле… Разве не к древнему ладу

Я прислушался сердцем? И внятно послышалось вдруг:

Песня деда звучит- лишь на верные вёсла я сяду;

Песня деда звучит- лишь привычно возьмусь я за плуг.


Где же старое кантеле? В облаке дыма и пепла.

По деревне пожаром прошла беспощадно война.

Только песня воскресла. И выросла песня, окрепла!

Новый город растет. И стострунно звенит новизна….


С восьми лет Я. Ругоев вел жизнь обыкновенного крестьянского паренька: трудился с родителями в поле, на сенокосе, рыбачил на лесных озерах, приучался к охоте. По его воспоминаниям, тогдашняя Костомукшская округа отличалась высоким состоянием народной морали, соблюдением тех элементарных нравственных норм, которые необходимы для человеческого самоуважения и достоинства: «Например, пьянства северокарельская деревня тогда практически не знала. Действовали неписаные законы человеческой взаимопомощи и взаимовыручки, многие работы выполнялись сообща, при соседской беде бросали свои дела и спешили на помощь, – даже в поисках заплутавшейся в лесу коровы. У каждой деревни был свой праздник, на который из окружных деревень, подчас очень дальних, приезжали гости. Устраивались игры и пляски, свадьбы и угощения. Потом поочередно съезжались в других деревнях. В моей памяти эти трудные годы запечатлелись не только своей суровостью, но и как счастливая пора свободного труда и светлых надежд народа».

Я. Ругоев застал то время, когда карельское крестьянство сохраняло свои древние верования, образы и обычаи, которые продолжали регламентировать семейный и общественный быт, хозяйственную и промысловую деятельность народа.

Главным в воспитании юного Я. Ругоева был окружающий его крестьянский мир, поведение земляков, их образ мысли, семейный микроклимат. Севернокарельская деревня была для Я. Ругоева той средой жизнеобитания, которая была освоена многими поколениями предков. Как пишет этносоциолог Е. Клементьев, «вплоть до наших дней карелы старшего поколения верят в тесную связь человека с растительным и животным миром. Ещё недавно многие знали заклинания, заговоры, которые, согласно поверью, позволяли природные стихии использовать на благо человека».

В дни детства и юности Я. Ругоева сельская среда еще не успела претерпеть радикальных изменений. И хотя на смену веками сложившихся форм и направлений природопользования и хозяйствования пришли новые, северные карелы и в условиях колхозных перемен сохраняли в довоенное время национально-культурное единство, бытовые и трудовые традиции, привычные образцы и нормы поведения. Подтверждение этому – письмо, полученное Я. Ругоевым от бывшего жителя деревни Костомукша (подпись неразборчива) от 4 декабря 1987 года:

«Я родился и провел своё детство в довоенной деревне Костомукше. Это была достаточно большая деревня для того времени, состоявшаяся из нескольких десятков дворов, где были сельский совет, колхоз, школа, магазины, ясли – сад, клуб. Дома располагались в нескольких местах вдоль берега живописного озера, богатого рыбой. Озеро окружали лесные массивы северной тайги, поля и луга. Мы жили в части деревни, которая называлась Ватала, где было семь дворов, а, напротив, на другом берегу озера, была расположена основная часть деревни, которую все называли Кюля. Сообщение между Ватала и Кюля осуществлялось через деревянный мост или на лодках. А в зимнее время – на лыжах и санках. Для нас, подростков, было большой радостью побывать в Кюле в гостях, в магазине, клубе, на спортивных мероприятиях, которые проводились систематически по легкой атлетике, стрельбе, лыжным гонкам. Приятно вспомнить, что маленькие, начавшие ходить, сразу же обучались ходьбе на лыжах. Жизнь и работа в деревне кипела полным ходом. Колхоз в основном имел животноводческое направление: крупный рогатый скот и овцеводство, хотя уделялось много внимания посевам ржи и ячменя. Почти каждое индивидуальное хозяйство имело домашний скот; сажали репу, сеяли ячмень и рожь. В беседах с бабушкой, с родными вырисовывается картина достаточно хорошей жизни в довоенной Костомукше. Почти каждый дом, каждая семья обеспечивали себя мясом, рыбой, маслом. Труднее было с одеждой, обувью. Мужчины, особенно в зимнее время и весной, работали на лесозаготовках.


Слайд 7


Когда в 1927 году пришло время отправлять Яакко в начальную школу, выяснилось, что ближайшая из них – в Костомукше и до неё семь километров. Вначале Яакко нашел приют у тети Иро, а после первого класса вместе с другим суоярвским мальчиком Юхо Ватаненом перешел в Контокскую школу, где был второй класс. Через год Яакко вернулся в Костомукшскую школу, где был интернат. Он не успел получить начального образования, как умер отец. Вся забота о существовании семьи и пятерых детей легла на плечи матери Агафии Артемьевны. Из-за тяжелого материального положения семьи Яакко смог посещать школу только по субботам. Учитель Алексей Евсеев помогал мальчику, задавая уроки на целую неделю. Учебу Яакко сочетал с работой в поле и в лесу. В двенадцать лет он окончил начальную школу и хотел продолжать учёбу, но для этого надо было ехать за 60 километров в районный центр Ухта. Не было одежды и обуви. Но желание учиться было огромно. И с благословения матери и с 24 копейками в кармане Яакко осенью 1931 года поехал с двумя другими мальчиками Ипу и Евсеем на попутной лодке в дальний путь.

По воспоминаниям Я. Ругоева, сразу после гражданской войны Ухтинской школой крестьянской молодежи, преобразованной позднее в среднюю школу, руководили (и преподавали в ней) бывшие красногвардейцы. Среди них был Арви Нумми, организатор первого в Ухте (позднее районный центр был переименован в Калевалу) литературного объединения. При школе было построено крупное подсобное хозяйство: животноводческая ферма (40 породистых коров, 40 свиней и 5 лошадей), сенохранилище, силосная башня. На обширных посевных площадях выращивались многие травы и другие кормовые культуры. Школьный интернат обеспечивался круглый год картофелем, овощами, молочными продуктами. Вода на ферму подавалась электронасосами. В коровнике были устроены автопоилки. Ферма имела сельхозтехнику на конной тяге. Все работы на ферме и на полях выполнялись учащимися школы под руководством преподавателя биологии и трех человек из штатного персонала подсобного хозяйства. Урожаи были отменные. Душой и главным организатором всей этой деятельности был Герман Лютинен, бывший красногвардеец и первый председатель Кондокского ревкома. Пройдя эту практическую школу, юноши и девушки получали трудовые навыки, профессиональное умение и агрономические знания. В столярной мастерской под руководством преподавателя рисования Аалтами Росси, бывшего красногвардейца, учащиеся делали мебель, лодки, музыкальные инструменты. В конце каждого учебного года в праздничной обстановке вся эта продукция продавалась населению с аукциона, и вырученные средства шли в пользу интерната и на приобретение одежды и обуви учащимся из многодетных семей. Ученикам разрешалось сделать одну вещь для себя: лодку или скрипку, комод или прялку (в подарок матери), финские сани или лыжи. И часто случалось так, что юноша, окончив школу, плыл домой в лодке, построенной собственными руками.

Постоянным посетителем столярной мастерской был и Яакко Ругоев. А по вечерам он зарабатывал деньги, чтобы приобрести на зиму обувь. С другими такими же деревенскими парнями пилил дрова, копали картошку. На зимние каникулы Яакко выехал уже на своих лыжах, приобретенных на заработанные деньги, да кое-что было еще в кармане для матери.

Яакко изготовил даже две скрипки, а его товарищ, Пекка Пертту, сделал себе мандолину. Так началось вступление в жизнь.


8 слайд


Учеба давалась Яакко легко. В табеле успеваемости ученика 8-го класса Ухтинской школы Я. Ругоева за 1934–35 учебный год оценка «хорошо» стоит по родному языку, литературе, географии, истории, алгебре, геометрии, тригонометрии, физике, химии, биологии; оценка «удовлетворительно» – по русскому и английскому языку. Мальчик рос здоровым – за второе полугодие пропустил по болезни всего три дня. Добрый и общительный, он быстро обрел друзей. Один из них – Василий Кириллов (упоминаемый в дневниковых записях как Василий). О судьбе этого человека позднее Я. Ругоев напишет повесть.

В Ухтинской школе была большая библиотека, и Яакко стал одним из самых активных читателей. Ранее прочитанная им литература была очень пестрой, состояла преимущественно из произведений случайно попадавшихся под руку финских авторов. Кроме библиотеки в школе действовали театр, хор и оркестр. Музыкальные традиции были заложены в начале 1920-х годов композитором и скрипачом Лаури Иоусиненым, который в те голы преподавал физику. Во время зимних и весенних каникул из Ухты направлялись в разные стороны концертно-агитационные бригады учащихся на лыжах и на своих лошадях. Выступали ребята и в самых дальних пограничных деревнях. А во время весенних каникул в сани грузились веялки, чтобы помочь колхозникам чистить семенное зерно перед севом. Одновременно велась пропаганда сельскохозяйственных знаний, проводилась спортивно-оборонная работа. Из стен Калевальской школы вышли замечательные спортсмены, ставшие чемпионами на многих республиканских и всесоюзных соревнованиях.

3 страничка. Проба пера. Литературная судьба.

9 слайд

Первые пробы пера способного юноши поддержал учитель литературы Матвей Исакович Пирхонен (о его жизни Я. Ругоев рассказал на страницах журнала «Punalippu» (1983, № 3). С благословения учителя стихи школьника появились на страницах издававшейся в Ленинграде на финском языке пионерской газеты «Kiрina» («Искра»).

Стихи Я. Ругоев писал чернилами обычной ручкой в тетради в клетку. Одна из тетрадей, датированная 1936–1937 годами, представлена в личном фонде писателя. Многие поэтические строки перечеркнуты, испещрены замечаниями, что свидетельствует об упорной работе над словом. Рукописи стихов перемежаются рисунками автора. Более всего он любил рисовать избы родной деревни на берегу любимого озера.

Писать стихи и выходить с ними к читателю стало для Я. Ругоева насущной потребностью уже в школе. Особой радостью для юного поэта было, когда стихи публиковались в районной газете или звучали в Ухте по местному радио, которое вело передачи на финском языке. Способного молодого человека заметили в районной газете и предложили во время летних каникул поработать разъездным корреспондентом. С фотоаппаратом в руках Яакко побывал во многих деревнях родного края, встречался с интересными людьми, записывал их рассказы. Одна из его ранних публикаций была посвящена встрече с исполнительницей карельских рун Оксенией Лесонен.

Осенью 1936 года Я. Ругоев, сдав вступительные экзамены, стал студентом финского отделения учительского института (с двухгодичным сроком обучения), он предложил журналу «Rintama» стихотворение «Samppa», написанное под сильным влиянием народноэпической традиции Я. Ругоев с присущей ему энергией окунулся в литературную атмосферу Петрозаводска тех лет. Его стихи и проза нашли поддержку у преподавателей учительского института Николая Яккола и Урхо Руханена. Он познакомился и подружился со своими ровесниками и земляками, которые делали первые шаги в карельской литературе, а позднее стали известными карельскими писателями (Н. Гиппиев, А. Тимонен). Надежную поддержку молодой поэт постоянно ощущал со стороны Тобиаса Гуттари (Леа Хело). Стихотворение Я. Ругоева «Марина», опубликованное в республиканской газете «Punainen Karjala», получило премию в проведенном этой газетой литературном конкурсе. О том, что Я. Ругоев с юности готовил себя к профессиональной литературной деятельности и дорожил своими публикациями, свидетельствует заведенный им альбом, куда он в течение 1937–1962 годов вклеивал вырезки из газет и журналов опубликованных стихотворений, переводы стихов советских и зарубежных авторов.

В предвоенные годы Я. Ругоев со свойственной ему напористостью сосредоточился на получении образования и профессии. Выпускник Ухтинской школы, где все предметы преподавались на финском языке, он сначала ничего не понимал на лекциях, но постепенно научился говорить по-русски настолько, что первую экзаменационную сессию сдавал на русском языке. Летом 1937 года Яакко вместе с несколькими другими студентами на месяц отправился в фольклорную экспедицию собирать материалы по карельской традиционной культуре в деревнях Тунгудского и Ухтинского районов. По возвращении в ноябре 1937 года он написал студенческую работу о рунопевческих традициях Северной Карелии.

В октябре 1939 года Я. Ругоев был призван в армию и отправлен на Дальний Восток. За два месяца он успел пройти курс молодого бойца, принять присягу и в декабре, когда началась советско-финляндская война 1939–1940 гг., был переведен на Карельский перешеек в качестве заместителя политрука так называемой Финской Народной Армии (ФНА). В неё вошли более тысячи знавших финский язык добровольцев, которые должны были защищать интересы Народного правительства Финляндской Демократической Республики во главе с видным деятелем финляндского и Международного коммунистического движения О. В. Куусиненом.

Вплоть до июля 1941 года Я. Ругоев работал преподавателем финского языка и литературы, и этот год, хотя и не был богат литературными публикациями, значил многое в его жизни. Он дышал воздухом родины, слушал родную речь, впитывал многообразное фольклорное богатство Северной Карелии: руны, сказки, пословицы, танцы, музыку, прикладное искусство. Уже тогда у него проявилась страсть накапливать всевозможные материалы о жизни Карелии, вплоть до уходящих в такую глубокую древность, какая только могла сохраниться в памяти народа. Из рассказов родных и близких он узнавал о трагических изломах в судьбах северных карел, о превратностях экономического и культурного развития края.

Творческие и жизненные планы перечеркнула война. 1 июля 1941 года он записался добровольцем в истребительный батальон, вошедший затем в отряд «Красный партизан», который действовал в родных краях. Зимой 1942 года по приказу командования Ругоев участвовал в уничтожении деревень Костомукша и Шуоярви в тылу врага, чтобы тот не мог использовать их в качестве баз. Яакко своими руками сжег отцовский дом.


10 слайд


Литературная судьба бывает счастливой. Представители первого поколения карельских писателей знали это не понаслышке. Молодые уроженцы лесных деревень стремительно и успешно входили в литературу, становясь классиками в расцвете лет.

Вряд ли земляки молодого Яакко Ругоева могли предположить, что через годы его рассказ «Вся жизнь впереди» войдет в престижнейшую серию «Библиотека всемирной литературы». Автору не исполнилось двадцати пяти лет, когда в 1942 году он написал первую редакцию этого рассказа. Яакко Ругоев хорошо знал партизанскую тему. На лесной войне он дважды был ранен. В партизанском отряде Ругоев продолжал начатые до войны занятия литературой, отправляя очерки, стихи и рассказы в редакции газет. В 1943 году был назначен военным корреспондентом газеты «Тотуус» на Карельском фронте.

Творчество Народного писателя Карелии Яакко Ругоева обширно и многопланово. Это и поэзия – проникновенная лирика и стихи для детей, баллады и поэмы, эпическая дилогия в стихах «Сказание о карелах», и проза – от емких рассказов и исторических очерков до больших романов, таких как «Руокоранта – тростниковый берег» или «Полк майора Валли»


10 слайд.


Судьба карельского народа и родного языка были заботой и болью Ругоева. Писатель и общественный деятель, он выступал за сохранение национальной самобытности и природы родного края, против всего, что обезличивает, разрушает, мешает жить. Ругоев подчеркивал роль и значение финского языка как краеугольного камня национальной культуры Карелии. Он объединял карелов, финнов, вепсов нашей республики.


Чтец: Памяти сила живая

мыслима ль без языка?

Светочи слов зажигая

пращур твердил на века.

Думаю я о потомках –

все передать им готов.

Памятью сердце богато,

мир без нее так безлик.

Это едино и свято:

Родина –

память –

язык.

(Ругоев Я. В. «Источник памяти»


Активная гражданская позиция бывает не всем по душе, и писателю доводилось выдерживать жестокие нападки. Стойкий солдат, Ругоев умел держать удар.

11 слайд


В автобиографической справке «Немного о себе» Ругоев Я. В. заметил: «Пишу лишь о том, что хорошо знаю, или сам пережил, или крепко усвоил; пишу о том – о чем не могу не писать».

Поэт пристально смотрит на мир, старается вникнуть в суть явлений. Он считал, что история не уходит в прошлое, она сохраняется в людской памяти и он повествует о жизни карел в стихах:


Чтец 3: «Карелия в моем представлении.

Традиции. Была своя культура жизни, бытия.

Понятие слова, трудолюбие, обязательность.

Стойкость. Честность. Не было обмана и воровства.

Трезвость, законы взаимовыручки, коллективной ответственности.

Иначе не могла бы развиваться и сохраниться народная поэзия, руны Калевалы».Я.Ругоев.


12-13 слайды


Чтец 4: Жили издревле карелы

родовой семьей большою,

поднимали дом просторный

и хозяин век трудился,

чтобы быть семейству с хлебом.

И не нежилась хозяйка,

на ногу была проворна.

Быт карелов нерушимый

образ жизни их исконный

как на скалы, опирался

на сердечную открытость,

незапятнанную честность,

добрую взаимопомощь.

(Ругоев Я. «Я все испытал на свете»)


На протяжении многих лет Яакко Ругоев собирал материал для большой книги о малой родине – Костомукше и ее жителях. Он мечтал, что на том месте, где он родился и вырос будет стоять город. Дети будут изучать карельский и финский язык, играть на кантеле.

Скоро ль сказочная мельница

Завращается опять?

В Костомукше жизнь измениться,

Будет кантеле звучать.


Он неоднократно приезжал в Костомукшу. Следил за тем, как идет строительство города, комбината, одним из первых поднял вопрос о строительстве водоочистных сооружений на комбинате. Книга стала бы памятником деревне, погибшей в огне войны. Книга осталась незавершенной.


14 слайд


Якова Васильевича не стало 17 июня 1993 года. Он похоронен на мемориальном Сулажгорском кладбище в г. Петрозаводске.

У Ругоева была прекрасная черта – он всегда задорно, зажигательно призывал собеседников и слушателей к занятиям литературой, к творчеству. Такая душевная щедрость присуща не всем мастерам.

Проходят годы, но поэзия Я. В. Ругоева все больше привлекает нас своим оптимизмом. Его имя является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Примером этому является построенный город Костомукша, школа №1, которая носит с 2013года имя карельского писателя и поэта, созданный при школе литературно- краеведческий музей.


Список использованной литературы:

1. Дюжев. Ю.И. Детство, отрочество, юность. Монография. материалы национального архива Республики Карелии. НА РК. Ф. 3716. Оп. 1. Д. 831. С.

2. Клементьев Е. И. Карелы: Этнограф. очерк. Петрозаводск, 1991. С. 34.

3. Моя Карелия: учебник для 7 класса/ Т.И. Агаркова и др.-Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2012г.

4. Ругоев Я. В. Кантеле: Стихи, поэма / Я. В. Ругоев; Пер. с фин. Ю. Линника. – М.: Сов. писатель, 1986. – 176 с.

5.Фото из национального архива Республики Карелия. http://rkna.ru/index.php/home/photo-gallery/view-album/103

6.Фото Озеро. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Favatar



12