СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей «Безопасный интернет»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей «Безопасный интернет»»

Программа тренинга на тему:

« Уход в виртуальную реальность или жизнь по ту сторону экрана».

Цели:

  1. Рассмотрение Интернет – общения с различных сторон( выделение плюсов и минусов)

  2. Ознакомление школьников с навыками общения и взаимодействия в реальном времени

Адресат: Подростки и юноши от 13 лет.

Концепция: В тренинге будет рассмотрена тема общения в Интернет – среде и по средством связи.

В общении с помощью Интернет сети есть как свои минусы, так и плюсы. Акцентом данного тренинга должны быть минусы виртуального общения.

В настоящем времени главным направление должна быть работа на повышение интереса подростков и юношей к общению в реальном времени, отделение человека от монитора для выстраивания систем отношений между подростком-подростком, подростком-родителем и подростком-учителем.

Задачи:

  1. Описать особенности Интернет-общения

  2. Разобрать основные плючы и минусы Интернет – общения

  3. Развить навыки общения( коммуникативную компетентность)

  4. Показать Интернет-общение в шуточной форме( посредством видео, картинок и анекдотов)

  5. Провести тестирование подростков на восприятие Интернета.

Тематические блоки

  1. Ознакомление с Интернет – общением с психологической точки зрения.( теория +упражнения на проработку навыков Интернет-общения)

  2. Ознакомление с Интернет – общением с психологической точки зрения.( теория +упражнения на применение навыком Интернет-общения в реальной жизни и наоборот)

  3. Формирование навыков успешного взаимодействия между школьниками( формирование коммуникативных компетенций)

  4. Формирование доверия и сплочения внутри коллектива.



















Блок 1. Тренинг «Ознакомление с Интернет – общением с психологической точки зрения.( теория +упражнения на проработку навыков Интернет-общения)»

Цель: знакомство Интернет – общением

1.Знакомство . Игра «Весёлая Вера»

2.Разбор правил тренинга.

3.Вступительное слово (краткая лекция)

С каждым днем Интернет внедряется в нашу жизнь все больше и чаще. Люди начинают привыкать делать покупки через Интернет, находить новости в Интернете, слушать радио через Интернет, читать книги в электронных интернетовских библиотеках и общаться через социальные сети. Но Интернет активно внедряется не только в нашу жизнь, но и в нашу манеру общения, а в первую очередь - в устную и письменную речь. [24]

Современная молодежь покорена социальными сетями и может часами просиживать здесь в поисках единомышленников, одноклассников или просто интересных людей. Многие из них общаются на форумах, при помощи ICQ или Skype. В этой Интернет – среде стало возможным искать свою половинку в сервисах знакомств.

Но главная заслуга – Интернет позволяет без проблем общаться с людьми, в каком бы месте земного шара они не находились.

Роль общения начинает осознаваться и пониматься в свете развития новейших цифровых технологий и Интернета. Нельзя недооценивать пользу, которую принесли технические достижения. Они дали возможности для развития человека, помогли раскрыть его, сделали жизнь и работу более удобными, комфортабельными и эффективными, расширили границы общения.

Упражнение № 1. Всеобщее внимание

Цель: снятие напряженность, установление контакта, разминка

Время: 5-10 мин

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, без слов и криков постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих.

Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Рефлексия: «С помощью этого упражнения можно видеть как тяжело бывает привлечь к себе внимание. В чатах, на форумах и в соц.сетях пользователь также пытается привлечь к себе внимание без жестов и голоса . Удобно ли? Тяжело ли в реальной жизни общаться без помощи обычных понятий?»

Упражнение №2.

Время: 10-15 мин

Тестирование по методики Шепиловой «Восприятие Интеллекта».

Упражнение № 3. Попугай.

Цель: развития связной, чёткой мысли, способности размышлять последовательно и логично.
   Время: 10-15 мин

Интернет – это территория свободы, и подросток, изучающий правильный русский язык в школе, видит, что в Интернете нет никаких правил. Тут можно писать и выражать мысли как угодно. От этого часто возникают смешные искажения слов, часто перерастающие в отдельный язык, который начинает лавинно-вирусно распространяться.

Содержание:
  Многие люди, сами того не замечая, говорят и размышляют "как попугаи", речь их похожа не на последовательность логически связанных между собой суждений, а на цепочку ассоциаций, каждая фраза в которой лишь "приходит на ум", будучи лишь связана с предыдущей какой-то общей идеей, похожестью. Например:
  - Я сегодня ходила на занятия... А ты ходила? Что-то давно я тебя в универе не видела... О! Кстати, я тут такую прикольную в магазине видела сумочку... Я так хочу себе что-нибудь прикольное... Вот у тебя серёжки прикольные... Ну чё, пойдёшь завтра на занятия? Я вчера твоего Серёжку, кстати, видела... Он на остановке стоял... Вчера, кстати, такое кино классное показывали... Завтра, наверное, куплю ту сумочку... А то ходить не с чем... Давай погуляем сегодня...
  Только на первый взгляд такая речь может показаться логичной, обдуманной, целенаправленной. Если критично анализировать подобные диалоги, то можно легко увидеть, что никакого особенного "вектора" они не имеют. Слова вылетают только потому, что они ассоциативно цепляются к предыдущим. И в итоге получается: человек сказал лишнего, пообещал лишнего... Согласитесь, эта ситуация кажется знакомой при диалоге с собеседником по ту сторону экрана. Нередко весь разговор может перескакивать с темы на тему и заводить собеседника в тупик. Сейчас мы на примере разберем.

Приглашаются 2 человека на выбор и каждому выдаются карточки с фразами. Задача одного: читать карточки в правильном порядке фраз (хороший слушатель), а задача второго- читать карточки в заданном тренером порядке.

Рефлексия: Тяжело было понять собеседника?

Заершение: Роль общения состоит не только в том, чтобы разговаривать и слушать, но еще и чувствовать друг друга, ощущать, соприкасаться. И живое общение никогда по этим показателям не уступит виртуальному.

Рефлексия: Понравилось\не понравилось? Что запомнилось?



Блок № 2. Ознакомление с Интернет – общением с психологической точки зрения.( теория +упражнения на применение навыком Интернет-общения в реальной жизни и наоборот)

Цель: применение навыков общения в Интернете в реальной жизни

Упражнение на разминку: "Молекулы"

Цель упражнения: раскрепощение участников

Время: 3-5 мин
Содержание:Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
Рефлексия:
- Как вы себя чувствуете?
- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Вводное слово:

На данный момент доля виртуального общения доминирует над реальным. Общение стало компьютеризированным. Это сказывается на поведении людей. Многие люди стали испытывать трудности в общении в реальных жизненных ситуациях. Особенно это касается выпускников современных школ, которых настолько поглощает компьютер и общение в социальных сетях, что в обычных ситуациях они просто теряются.

Роль общения находится в прямо пропорциональной зависимости от развития средств и форм общения. То есть чем больше средств, тем значительнее роль общения в мире.

Сегодня мы перенесем Виртуальное общение в реальное.


Упражнение № 2. "Официант, в моем супе муха"

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.
Выбираются 4 участников.
Ситуация 1.
Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.
РОЛЬ А
Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б
Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

В первом случае вы гость – воспитанный образованный человек. А официант – типичный юзер соц сетей. Во второй ситуации меняются роли.

Рефлексия:приятно было общаться? Как вы понимали друг друга?

Упражнение № 3.

Цель: структурирование информации, обсуждение

Время: 10-15 мин

Предлагается каждому написать таблицу «плюсы и минусы Интернет-общения» и провести дискуссию и обсуждение.

Заключение: Понравилось\не понравилось? Что запомнилось?


Блок 3 «Формирование навыков успешного взаимодействия между школьниками( формирование коммуникативных компетенций»

Цель: формирование коммуникативных компетенций, создание атмосферы доверия

На современном уровне развития средств сетевого общения расширяется социальное взаимодействие, в каких - то случаях происходит замена им реального, непосредственного общения. Разговоры по душам в реальности стали редкостью. Но не стоит забывать, что вряд ли виртуальное общение сможет заменить живое неформальное общение. [

В Интернет – среде значение невербального общения, которое является основным в реальном общении, резко падает. Следовательно, и надежность общения снижается, ведь в реальности невербальная коммуникация определяет 55 % результата взаимодействия и взаимовосприятия.

Упражнение на разминку: "Как дела?"

Цель: формирование нешаблонного мышления.

Время: 10 минут

В Интернет –сети мы часто встречаемся с шаблоном «привет-как дела-нормально-ясно». Сейчас мы попробуем развеять этот шаблон. 

Содержание
  Ведущий по очереди (по кругу) задает один и тот же вопрос участникам: "Как дела?" Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов.
  Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторонку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Роль арбитра берет на себя ведущий.
  Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом, или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае выбывает.
  Рефлексия:   - А как вы обычно отвечаете на вопрос "Как дела?" в реальной жизни?
  - Как можно расклассифицировать ответы?


Упражнение № 2«Три закона общения»

Цель: формирование навыков успешного взаимодействия

Время: 15 минут

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляни.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Что сейчас происходило?


Упражнение №3"Контрабандисты"

Цель:  повышение коммуникативной компетенции.

Содержание:   Ведущий тренинга вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери тренингового зала. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку), маленький пакетик с приправой, фишку для покера и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего.
  Все возвращаются в тренинговый зал. Объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, приправы и т.д.). В данный момент лишь у одного из "команды контрабандистов" есть незаконный товар. Другие "контрабандисты" это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи "контрабандисты" могут сказать и правду, у них на это полное право.
  Задача остальных участников - "расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле "с товаром". В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует.
  Желательно упражнение провести в несколько туров. Один и тот же участник может несколько раз попадать в "команду контрабандистов".
Рефлексия:
  - Какой тактики лучше было придерживаться "контрабандистам"?
  - Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?
  - Какие внешние признаки проявляют ложь человека?
  - По каким признакам можно определить искренность?
  - Кто из "контрабандистов" особенно хорошо играл?

Заключение: Понравилось\не понравилось? Что запомнилось?



Блок 4 Формирование доверия и сплочения внутри коллектива.

Цель: формирование сплоченности, доверия и взаимопомощи между членами группы, заключительный этап.

Упражнение на разминку: "Печатная машинка"

Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий.

Время: 5 минут

Содержание: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение № 2. Ролевая игра "Съемки фильма"

Цель: сплочение коллектива, творческий процесс.

Время: 15-20 минут

Содержание: Ведущий объясняет, что следующая игра направлена на демонстрацию того, как важно уметь находить в людях их лучшие качества, уметь разбираться в человеческой психологии.
Ведущий назначает одного участника на роль продюсера фильма. Его задача состоит в том, чтобы "снять фильм", а на самом деле организовать какую-нибудь сценку на тему «Интернет и реальная жизнь». Сам он должен лишь ограничиться "общей политикой": выбрать из участников режиссера и поставить перед ним задачу в общих чертах: снять интересный фильм, задействовать хорошего сценариста, хороших актеров, композиторов и т.д. На "съемку фильма" отводится время в пределах 10 минут. Незадейственные участники (или ведущий, если все участники будут принимать участие в "фильме") должны оценить фильм по 5-балльной оценке.
Рефлексия:
- Сделал ли "продюсер" единственно правильный выбор?
- Все ли участники согласны с теми ролями, которыми им отвел режиссер, продюсер?
- Как стоило продюсеру и режиссеру строить предварительные собеседования с претендентами, чтобы лучше выяснить сильные и слабые стороны каждого?

Упражнение № 3 .

Повторное тестирование.

Заключение:

Не стоит забывать, что в Интернете есть и положительные моменты: здесь теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены: их полом, возрастом, социальным статусом и внешней привлекательностью.

Но стоит помнить, что виртуальное общение - лишь иллюзия, на самом деле Интернет несет еще больше одиночества. Ведь реальных собеседников у Вас там нет, все они обезличены, и что скрывается за масками, сказать сложно. В сети можно придумать любую историю про себя, придать себе любое «выражение» лица, нафантазировать все, что угодно. Другое дело - реальное общение, когда мы видим и чувствуем эмоции и настроение собеседника, и вряд ли здесь можем ошибиться, так как ориентируемся на свои ощущения, а не на смайлики или символы на мониторе компьютера.