Подготовительный этап Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков. Правильная артикуляция возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика развивает умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием. Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука. Она должна проводиться регулярно. Продолжительность занятий – 3-5минут. Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Ребенку и взрослому необходимо находиться перед зеркалом. Этап постановки звука На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука. Развитие восприятия речи проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать среди звуков прежде всего от далеких по артикуляции и звучанию. На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики: закрепление навыков речевого дыхания, развитие голоса, артикуляционных движений. Выделяют несколько способов постановки звука: 1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. 2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.) 3. Постановка с помощью опорных звуков, правильно произносимых, без механической помощи. 4. Постановка звука от артикуляционного уклада. 5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении всех способов постановки звука. Этап автоматизации звука К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. Этап дифференциации звуков речи Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков. 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков. Первой этап: последовательно уточняем произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: 1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. 2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. 3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. 4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком. 5. Выделение слова с данным звуком из предложения По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков. На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. |