СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей детей с ТНР (этапы логопедической работы)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чем заключается работа логопеда при постановки звуков? Для чего нужно соблюдать все этапы логопедической работы при постановке звуков.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей детей с ТНР (этапы логопедической работы)»

  1. Подготовительный этап

Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков.

Правильная артикуляция возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика развивает умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.

Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.

Она должна проводиться регулярно. Продолжительность занятий – 3-5минут.

Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Ребенку и взрослому необходимо находиться перед зеркалом.

  1. Этап постановки звука

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи проводится с использованием заданий на имитацию слогов.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать среди звуков прежде всего от далеких по артикуляции и звучанию.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики: закрепление навыков речевого дыхания, развитие голоса, артикуляционных движений.

Выделяют несколько способов постановки звука:

1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.)

3. Постановка с помощью опорных звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

4. Постановка звука от артикуляционного уклада.

5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении всех способов постановки звука.

  1. Этап автоматизации звука

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

  3. автоматизация звука в предложениях;

  4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

  5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

  6. автоматизация звука в разговорной речи.

  1. Этап дифференциации звуков речи

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:

1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Первой этап: последовательно уточняем произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Пример артикуляционных упражнений


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»













Этапы логопедического воздействия



Составитель: Колногорова К. И.

учитель - логопед