СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей неговорящих детей "Как помочь ребёнку заговорить?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

памятка для родителей неговорящих детей

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей неговорящих детей "Как помочь ребёнку заговорить?"»

В последние годы отмечаетсярост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Все меньше и меньше малышей, у которых речь развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители бьют тревогу: «Почему?»

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Причиной могут быть и ухудшающаяся экологическая обстановка, и последствия тяжелых родов мамы, болезнен-ность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций и социальные факторы, когда отсутствуют адекватные условия для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речь ребенка невостребована, ведь его и так все понимают по жестам и взглядам. Крайне вредно пребывание малыша в избыточно информированной речевой среде (речь взрослых между собой, радио, телевидение). Он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.

Некоторые родители, заметив, что у ребёнка плохая речь, или, вообще, он долго не начинает разговаривать, обращаются к специалистам. Другие же, к сожалению, послушав знакомых, надеются на то, что ребенок «перерастёт», мол, «мой тоже молчал до трех лет, а потом как заговорил!». Это ошибочная позиция! Конечно, у каждого ребенка свой темп развития речи.

Большую роль в развитии речи играют и домашние занятия с малышом. Надо использовать различные дидактические игры (составление целого из частей-разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши. Проговаривайте все процессы ухода за ребенком, процессы игры. Рассказывайте сказки (Колобок, Маша и медведь, Три медведя и др.), рассматривайте картинки в книгах. Общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.

 

Рекомендации для родителей неговорящих детей:

·         Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

·         Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

·         Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла -ля-ля.

·         Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

·         Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.

·         Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки(русские народные, К. Чуковский), стихи(А. Барто «Идет бычок качается..», «У меня живет козлёнок», «Лошадка»,Д. Хармс «Кошки» и др.). Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. «изображайте стихи» (пример: мишка косолапый по лесу идет, вместе с ребенком показывайте мишку)

·         Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

·         Не говорите при ребенке о его отставании.

·         Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждых своих сроков, свои проблемы.

·         Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же, покажи где?), количество (покажи где один, где много).

·         Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока», шарики су-джок.

·         Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки, «Делай как я», «Как киса говорит?»    

Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.



Пальчиковые игры

 Снежок

Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (Чертим руками круг) 

Очень гладкий(Одной рукой гладим другую)  

И совсем, совсем не сладкий.(Грозим пальчиком)

 Снеговик

Мы слепили снежный ком(Лепим двумя руками комок), 

Шляпу сделали на нем (Соединяем руки в кольцо и кладем на голову), 

Нос приделали и вмиг (Приставляем кулачки к носу), 

Получился снеговик (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика).

 Елка

Зелёненькая ёлочка (Ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены ивыпрямлены.

Колючие иголочки. (Руки перед собой, пошевелить пальчиками)

Ветки распушила (Руки опустить и потрясти ими)

Снежком припорошила (Погладить себя обеими руками)

 

Игры с массажором су-джок

Зайки

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали,(вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.(гладить шаром каждый палец)

 Мячик

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.(действия с шариком выполняются в соответствии с текстом)

Новый год».

Праздник приближается, ёлка наряжается.(катаемшарик между ладонями).

Мы развешали игрушки, бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

МАУДО «Детский сад №8»

Город Ялуторовск

2023 год



Памятка для родителей

неговорящих детей

 


«Как помочь ребёнку заговорить?»






 

 

 

 





Составитель: учитель-логопед

Портнягина Наталья Николаевна