Психологи единодушны в том, что подростковый возраст – это особый период в становлении личности человека. От того, как преодолеть этот период во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека. В связи с этим ответственная задача ложиться на плечи взрослых, окружающих подростка и прежде всего на родителей. Они должны помочь ребенку благополучно преодолеть этот «трудный возраст» и дать возможность развернуться в его личности необходимым потенциалом. Подростки часто бывают, агрессивны, конфликтны, проявляют негативизм, раздражительность, плаксивость и замкнутость, отстраненность от взрослых. Но все это преодолимо, если взрослые будут правильно себя вести и правильно строить общение с подростком.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростков больше всего интересует именно собственная личность. Такие вопросы, как «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?».
Для подростков огромное значение имеют выяснение и построение своих отношений с другими людьми. ДРУЖБА ДЛЯ НИХ СТАНОВИТЬСЯ НА 1-ОЕ МЕСТО.
Их начинает волновать вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
Вопросы отношений между полами занимают их более всего на свете.
Подростки часто конфликтуют со взрослыми, пытаясь при этом показать свою значимость и показать взрослым, что они тоже личности.
Подростки остро чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых.
Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди, прежде всего друзья.
Подростки – хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
Подростки ищут свой жизненный стиль, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других, выражая при этом свою индивидуальность.
У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.
Педагог-психолог: Никишина Е.В.
МБОУ Табунщиковская СОШ
Памятка
для родителей
15 ДЕЙСТВЕННЫХ СПОСОБОВ НАЛАДИТЬ ОБЩЕНИЕ С ПОДРОСТКОМ
«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание»
П.Ф. Лесгафт
КАК ОБЩАТЬСЯ?
1. Разговаривая с ребенком необходимо сформировать убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами, ошибками, достоинствами и недостатками
2. Своими поступками необходимо показать, что вам можно доверять
3. Создайте комфортные условия для ребенка чтобы он мог проявить себя с лучшей стороны и поддерживайте его положительные поступки
4. Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту. Банальное: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» Помогите это осознать.
5. Старайтесь превратить свои требования в желания вашего ребенка
6. Вкладывайте в его сознание приоритеты и принципы, которые помогут ему счастливо жить в будущем
7. Задавайте вопросы правильно, чтобы у ребенка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора. НАПРИМЕР: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе сегодня понравилось в школе, а что нет?» «Как ты себя чувствуешь?»
8. Принимайте его ошибки, спросите как вы можете помочь, чтобы он не допустил их в будущем. Подросток не должен бояться сказать вам правду.
9. Не ругайте вашего ребенка обидными для него словами и не оскорбляйте его достоинства
10. Никогда не ставьте ему в пример его сверстников! Сравнивайте его только с ним самим и никогда не сравнивайте его с другими.
11. Всегда положительно оценивайте своего ребенка. Так, вы сформируете его положительный «образ-Я»
12. Хвалите только исполнителя, критикуйте только поведение. Похвала должна быть персональной, а критика – безличной.
13. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
14. Объединяйтесь с подростком против его трудностей. Ребёнок должен видеть в Вас прежде всего своих союзников.
15. Всегда верьте в своего ребенка, чтобы он почувствовал, что дома ему лучше, чем где-то в «плохой компании», потому что его любят, принимают и уважают. И прежде всего, говорите с подростком как со взрослым и умным человеком, мнение которого вам очень важно.
КАК СТАТЬ ИДЕАЛЬНЫМ РОДИТЕЛЕМ ПОДРОСТКА?
Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это — абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он анализирует Ваши действия, стратегии, статус.
Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?». Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает Вас последовать за ним.
Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если Вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы Вы будете в своём желании опробовать НОВЫЕ способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее Вы начнёте говорить с ним на одном языке.
Подросток — не глина, да и Вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все Ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него - совсем другое «идеальное Я». Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из ЕГО реальных устремлений и целей.