СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей "Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка адресована родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей "Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей"»

Памятка для родителей

«Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»

С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют те или иные нарушения устной и письменной речи, выраженные в большей или меньшей степени. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Почему же возникают подобные нарушения?

Не следует считать ошибки чтения и письма нелепыми и объяснять их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины.

Первичными причинами могут быть осложнение беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.

Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык.

К нарушениям письменной речи также может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если Ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.

Важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи:

- Звукопроизношения. Часто ребенок пишет так, как говорит, поэтому фонетические нарушения могут стать причиной буквенных замен на письме: «лыба» вместо «рыба», «сапка» вместо «шапка». В группу риска входят дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями».

- Фонематического восприятия. Умение различать на слух звуки речи – при этом нарушении ребенок не различает на слух гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие. Поэтому в тетрадке мы встречаем «клёква», «делевон», «медфеть». Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза – как следствие при письме пропускает буквы (млоко, зимня дорога), слоги, пишет слитно два слова или, наоборот, одно разделяет на два.

- Лексико-грамматической стороны. Наличие словаря, соответствующего возрасту и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи. При недостаточной сформированности данной категории вы увидите «пять яблоков», «голубой река».

Недостаточное развитие зрительного и пространственного восприятия приводит к невозможности усвоить образ буквы, запомнить расположение ее элементов, письмо и чтение справа налево, смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

Психические функции (память, внимание, восприятие, мышление) должны соответствовать возрастной норме! Если ребенок не может запомнить, например, порядка следования друг за другом предметов или звуков, он не сможет воспроизвести их в нужной последовательности на письме, т.е. чтение и письмо под диктовку станет непосильной задачей.

Развитие графомоторного навыка, в том числе и мелкой моторики, является важным компонентом готовности к освоению грамоты.

Не расстраивайтесь, если у Вашего ребенка есть те или иные предпосылки для нарушения чтения или письма. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. При своевременной диагностике и коррекции Вы можете значительно облегчить ему процесс обучения и сделать из него хорошиста и даже отличника.

Предлагаю Вам ряд упражнений, направленных на развитие и коррекцию тех или иных нарушений в речевом развитии:

  1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи (игры «Кто как голос подает», «Какой музыкальный инструмент ты услышал», «Поймай звук», «Хлопни на звук А, топни на звук У» и т.п.). Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз (различные инсценировки). Различение слов, близких по звучанию (каша – касса, крыша-крыса и т.п.)

  2. Работа над звукопроизношением (здесь вам поможет специалист-логопед, который даст всю необходимую информацию по работе с именно Вашим ребенком).

  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа (выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков; назвать, какой звук есть в названиях нескольких картинок (например, шапка, карандаш, подушка – [ш]), называя картинки, попросите определить какой звук первый, какой последний, какой в серединке, игра «Закончи слово» буквой или слогом, предложите ребенку поменять один звук в слове, и посмотреть, что получится: сам –сом –сон –сын.)

  4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им (игры «Подбери слово» - акула плавает, а муравей...; «Дополни предложение» - мама ругала меня, потому что...; отгадывание загадок, называние частей предметов – у чайника есть носик, донышко, крышка, бока, ручка; «Назови одним словом», «Скажи наоборот»).

  5. Развитие грамматических навыков («Назови профессию», «Назови детенышей животных», «Большой – маленький», «Какой сок из…», обратите внимание на использование ребенком предлогов в речи: не пропускает ли их, правильно ли использует, понимает ли их значение, на употребление окончаний).

  6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.

  7. Развитие пространственной и временной ориентировки (различение понятий верх, низ, право, лево, между; знание дней недели, месяцев, сезонов и их последовательности).

  8. В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук). Чем лучше развиты движения пальцев рук, тем лучше и быстрее формируется граформоторный навык. Важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша. Это будет способствовать четкому, достаточно красивому и быстрому письму.

Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.









2