Известный американский психолог Карл Рождерс считал: лучший способ растить ребенка – относиться к нему как к цветку: садовник поливает, рыхлит почву и удобряет, заботится, чтобы было достаточно света.
Что значит это в семье?
Прежде всего, создавать ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ.
То есть условия, в которых ребенок сможет проявлять себя, свои способности, склонности, интересы – свое «Я».
НЕ тянуть росток к свету, указывая ему, куда расти, Не растить из лука розовый куст -
А помогать ему самому найти свой путь, делать свой собственный выбор, нести за него свою ответственность, самому справляться с трудностями и самому просить о помощи, когда необходимо.
В памятке Вы найдете базовые принципы, принятые в построении гармоничных отношений с детьми.
КАК ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ВЫ ЕГО ПОНИМАЕТЕ И ПРИНИМАЕТЕ?
Когда Вы видите и называете очевидное действие/ чувство/ мотив/ повторяете слова, ребенок слышит примерно следующее:
- мама/папа (любой близкий человек) меня сейчас понимает;
- то, что сейчас со мной происходит внутри, называется вот так (например, «Ты злишься»);
- испытывать это чувство / выполнять действия, как я сейчас хочу - нормально, значит я имею право на чувства, я разрешаю себе чувствовать и действовать;
- то, что я сейчас говорю/ делаю/ чувствую, важно, значит я важный;
- я могу доверять маме/папе (…), потому что они ценят меня, мои слова, эмоции, состояния, действия;
- я могу свободно говорить близкому человеку о том, что у меня на душе и знаю, какими словами это назвать;
- я понимаю и принимаю то, что со мной происходит, значит я могу с этим справиться.
АЗБУКА ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
(с использованием материалов из книги Ю.Б. Гиппенрейтер)
ИЛИ
Как выстроить гармоничные отношения со своим ребенком?
Памятка для любящих родителей

Памятку подготовил педагог-психолог
МБДОУ ЦРР № 5 «Мир детства»
(ул. Бондаренко, д.25) Александрова М.О.
Тула, 2018 г.
9 вещей, которые Вы можете делать ежедневно для психологического комфорта ребенка:
Безусловно принимать ребенка (особенно неприятные Вам лично чувства. Например: «Да, ты злишься сейчас и так сильно кричишь! = принятие права ребенка на чувство. + «Но мне неприятно, когда так сильно орут». = озвучиваем свои чувства + «Давай поговорим об этом, когда ты успокоишься» = вариант решения).
Активно слушать его переживания и потребности. (даже неприятные Вам лично). Например: «Да, ты хочешь поиграть в планшет именно сейчас и очень долго» = я понимаю и принимаю твою потребность + «И мы не играем в планшет больше 30 мин, потому что это вредно для твоих глаз» = правило, принятое в Вашей семье «Ты можешь взять планшет только завтра, как мы договаривались/ можешь поиграть в …/ давай мы вместе найдем тебе интересное занятие».
Поддерживать его успехи. Отмечать достижения, обсуждать детали побед, одобрять его действия.
Делиться своими чувствами (позитивными и негативными). Например:
НЕ «Ты уже надоел со своим нытьем/ капризами», «Отстань от меня, не видишь, мне некогда»
ЛУЧШЕ ТАК «Я сегодня очень устала/ раздражена/ злюсь сейчас и хочу отдохнуть хотя бы пол часа/ мне нужно успокоиться» = мама живой человек, она имеет право на чувства и желания + «Сейчас я попью чаю, а потом смогу с тобой поговорить».
Говорить приветливые фразы: «Я рада, что ты уже дома», «Я по тебе соскучилась», «Мне хорошо с тобой».
Чаще обнимать (4 - 8 раз в день!).
Не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется (даже если Вы знаете, как сделать лучше!). = признаете право ребенка на самостоятельность, верите в его силы и помогаете ему самому верить в свои силы.
Помогать, когда просит.
Конструктивно разрешать конфликты= показывать своим примером, как можно договариваться, делиться, уступать или отстаивать свое мнение.
ПОМНИТЕ: каждому человеку нужно его собственное личное внимание (= «Я есть», «Я важен для моего родителя», «Я нужен» = «Я важен и нужен этому миру»).
Важно не количество, а качество Вашего внимания. Лучше 10 мин быть только с ребенком и его мыслями, чувствами, интересами, чем 2 часа рядом, готовя при этом обед/ убираясь/ просматривая интернет/ общаясь с другими людьми.
Качественное внимание нужно вашему ребенку регулярно, как вода и солнце для цветка. (Например, 30 мин. каждый день).