2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребенку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьей;
– не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
– оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию импульсивности;
– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с подобными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребенка; порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с трудностями произвольной регуляции внимания не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на некоторые виды работ;
– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний; задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
– расскажите ребенку с трудностями саморегуляции и удержания внимания о его проблемах и научите его с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как ребенок с трудностями удержания произвольного внимания еще не готов к такой форме работы.
Помните, что действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
– холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
– внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
– если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснения с учителем и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
– если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве; следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации; а семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь; пусть ищет; в следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения и игнорирования нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Дорогой родитель! Если Вы постоянно замечаете высокую импульсивность, трудности длительной (более 5-10 мин) концентрации и удержания внимания, ребенок постоянно отвлекается и не может сознательно и целенаправленно выполнять Ваше поручение или учебное задание; он расторможен, мешает другим детям заниматься в группе д/с; если у Вас поставлен диагноз «гиперактивность» - эта памятка для Вас.
Помните! Трудности удержания внимания, сознательной регуляции своей деятельности и двигательная расторможенность – это не лень, а недостаточность произвольного внимания, она связана с незрелостью нервной системы. Такое поведение требует комплексного подхода и планомерной, ежедневной и терпеливой работы.
Как помочь импульсивному и невнимательному ребенку?
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
– проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
– выслушайте то, что хочет сказать ребенок;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
«Скорая помощь» при работе с импульсивным и невнимательным ребёнком
Отвлечь ребёнка от его капризов.
Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
Задать неожиданный вопрос.
Отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действие ребёнка).
Не запрещать действие ребёнка в категоричной форме.
Не приказывать, а просить (но не заискивать).
Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас).
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
Не настаивать на том, чтобы ребёнок, во что бы то ни стало, принёс извинения.
Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит).
Профилактическая работа
Заранее договариваться с ребёнком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
Об истечении времени ребёнку сообщает не взрослый, а заведённый заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка.
Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
Выработать и расположить в удобном для ребёнка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
Просить ребёнка вслух проговаривать эти правила.
Перед началом занятия ребёнок может сказать, что хотел бы пожелать сам себе при выполнении задания.
НЕУСИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК
Как помочь ребенку, испытывающему трудности сознательной
регуляции поведения?
Практические рекомендации
родителям

Памятку подготовил педагог-психолог МБДОУ ЦРР №5 (Бондаренко, 25)
Александрова М.О.