Муниципальное образование Гулькевичский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 с. Отрадо-Ольгинского муниципального образовании Гулькевичский район им. Героя Российской Федерации И.В. Ткаченко
Урок по теме
«Безопасность в Интернете»
для учащихся 8-9 классов
подготовила
учитель информатики МБОУСОШ №17
им. И.В. Ткаченко
Екатерина Викторовна Чуприна
с. Отрадо-Ольгинское,
2014 г.
План- конспект урока «Безопасность в Интернете».
(8-9 классы)
Цель: обеспечение информационной безопасности
несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им
навыков ответственного и безопасного поведения в современной
информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
- изучение информированность пользователей о безопасной работе в
сети Интернет;
- знакомство с правилами безопасной работы в сети Интернет;
- ориентироваться в информационном пространстве; способствовать
ответственному использованию online-технологий;
- формирование информационной культуры обучающихся, умения
самостоятельно находить нужную информацию, пользуясь web-ресурсами;
- воспитание дисциплинированности при работе в сети.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ),
видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый,
проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения
(обмен мнениями, информацией).
Этапы урока:
1. Организация начала урока. Постановка цели урока.
Просмотр видеоролика
http://video.mail.ru/mail/illari.sochi/_myvideo/1.html.
Постановка темы и главного вопроса урока.
2. Изучение нового материала. Дискуссия в группе. Теоретическое
освещение вопроса (сообщения обучающихся).
3. Закрепление изученного материала. Рекомендации по правилам
безопасной работы.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организация начала урока. Постановка цели урока.
Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни,
расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность
доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах
компьютерах во всѐм мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров
получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются
этой возможностью. И ни когда-то, а прямо сейчас.
(Просмотр видеоролика «Дети и Интернет» – 1 мин. (по выбору))
(http://www.youtube.com/watch?v=HbVgg6-
3EWo&feature=autoplay&list=PLD70B32DF5C50A1D7&playnext=1 Как
оставаться в безопасности на YouTube
http://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE&feature=relmfu Развлечения и
безопасность в Интернете
http://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w&feature=BFa&list=PLD70B
32DF5C50A1D7&lf=autoplay Остерегайся мошенничества в Интернете
http://www.youtube.com/watch?v=xRSnLKveMpY&feature=relmfu Мир глазами
Gmail - ЗАЩИТА ОТ СПАМА )
Как не стать жертвой сети Интернет?
Тема нашего урока - «Безопасность в Интернете».
Главный вопрос урока: Как сделать работу в сети безопасной?
2. Изучение нового материала. (Презентация)
(Слайд 2.)
ХХХ: Привет народ! Вечером у меня! Предки в деревне до понедельника!!!
УУУ: Серый, напомни адрес
ХХХ: Ул. Ленина, 16, кв 44
УУУ: Ок, я буду. И Миха с Ромычем тоже
ХХХ: Ага, код на двери 3-8
Реальный диалог в одной из популярных среди тинэйджеров социальной сети. Не правда ли, прекрасно?!
Учитель: Какой опасности Вы можете подвергнуть себя, таким общением в соц. сетях?
(Слайд 4)
Сеть таит в себе множество опасностей:
Зависимость детей от Интернета;
Мошенничество в сети;
Порнография, вовлечение в секты, призывы к суициду, терроризм, расовые ненависти;
Нарушение конфиденциальности;
Плагиат;
Вирусные атаки;
Незнакомые Интернет-друзья;
Аморальное поведение других пользователей;
Неконтролируемые покупки.
Можно сказать, что уровень полезности глобальной сети равен уровню опасности ее же. Это не формула и, к счастью, не статистика. Но смерть даже одного подростка, вследствие интернет-общения уже дает повод для таких выводов. Осенью 2006-го, американская школьница Меган Майер повесилась, получив электронное письмо со словами: «мир был бы лучше без тебя». Тринадцатилетнюю девочку «разыграли» подруги, закрутив с ней виртуальный роман от имени несуществующего поклонника. Меган покончила с собой, так и не узнав, что отвергнувшая ее «любовь» - это несколько одноклассниц.
(Слайд 5)
Учитель: Как же защитить себя и своих близких от угроз, которые таит в себе Интернет?
Основные правила безопасного использования Интернет:
Защитите свой компьютер
Регулярно обновляйте операционную систему.
Используйте антивирусную программу.
Применяйте брандмауэр.
Создавайте резервные копии важных файлов.
Будьте осторожны при загрузке новых файлов.
(Слайд 6)
Защитите себя в Интернете
С осторожностью разглашайте
личную информацию.
Думайте о том, с кем разговариваете.
Помните, что в Интернете не вся
информация надежна и не все
пользователи откровенны.
(Слайд 7)
Соблюдайте правила
Закону необходимо подчиняться
даже в Интернете.
При работе в Интернете не забывайте
заботиться об остальных так же, как
о себе.
Физ. минутка «Собери рукопожатия».
Участникам предлагается в течение 10 секунд пожать руки как можно
большего числа других людей.
Обсуждение.
- Кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник
психологический дискомфорт? Если – да, то чем он был вызван?
Анализ ситуации.
Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей
в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать
от Ника или рукопожатия? Однако, очень важно знать, что есть рядом люди,
готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту
Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока – «Как сделать
работу в сети безопасной?»
3. Закрепление изученного материала.
Интернет – это новая среда взаимодействия людей. В ней новое
звучание приобретают многие правила и закономерности, известные людям с давних времен. Попробую сформулировать некоторые простые
рекомендации, используя хорошо известные образы.
Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая
среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем
собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои
впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео,
включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо
бессмысленного блуждания по сети ваше Интернет-общение будет
приносить пользу.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным
средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и
реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Оценивание обучающихся.
4.Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении:
1. Дать определение понятию «информационная безопасность».
2. Составить информационный лист «Моя безопасная сеть».
3. Подготовить сказку для учащихся начальной школы «О золотых правилах безопасности в Интернете»
(сценарий, приложение1)
Ссылки на web-ресурсы:
1) http://www.kaspersky.ru – антивирус «Лаборатория Касперского»;
2) http://www.onlandia.org.ua/rus/ - безопасная web-зона;
3)http://www.interneshka.net – международный онлайн-конкурс по
безопасному использованию Интернета;
4)http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по
безопасному использованию Интернета;
5) http://content-filtering.ru – Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;
6) http://www.rgdb.ru – Российская государственная детская библиотека.
Приложение 1
Проведение внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы.
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет
В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайл-царевич-
Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста– прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал еѐ царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всѐ-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую- СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча,
стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов
шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трѐхуровневого, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадѐшь – времени счѐт потеряешь, до второго уровня доберѐшься – от родных-близких отвернѐшься, а на третий пойдѐшь - имя своѐ забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.
Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл - царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого.
Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»
Всегда помни своѐ Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)! Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно! Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры,
нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например! Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой. Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)! Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных
Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!
Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречѐнному слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнѐт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.