СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для учащихся по подготовке к ВПР 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся по подготовке к ВПР 6 класс»

Задание 2.


Морфемный и словообразовательный разбор.

Разбор слова по составу (морфемный).

1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;

2. Выдели основу: слово без окончания;

3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;

4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;

5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.


3



Памятка

для написания ВПР

по русскому языку

6 класс








1




Словообразовательный разбор слова – выявление способа образования слова.

  1. Какой частью речи является слово?

  2. Какое лексическое значение у слова?

  3. От какого слова образовано данное слово?

  4. Какой способ образования нового слова?

1. Приставочный - преподнести, привставать.

2. Суффиксальный - летчик, парашютистка.

3. Приставочно – суффиксальный - престранный, пригорок, сотрудник.

4. Сложение - электровоз, юнкор, ТЮЗ, турпоход, кресло-кровать, МГУ, птицефабрика.

5. Переход одной части речи в другую - раненый, больной, учительская.




4

План морфологический разбора имени существительного

I. Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки:

1.Начальная форма (И.п., ед.ч.)

2. Постоянные морфологические признаки:

а). собственное или нарицательное;

б) одушевлённое или неодушевлённое;

в)род;

г)склонение;

д) число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).

3. Непостоянные морфологические признаки: а) падеж, б) число (если слово изменяется по числам);

III. Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).


5



Задание 1.

Правила списывания текста

1. Прочитай весь текст.

2. Найди и подчеркни карандашом все опасные места и орфограммы, начиная с первого предложения.

3. Вернись к началу текста (первое предложение). Начни записывать текст. Соблюдай абзацы.

4. При записи сверяй каждое слово и знак, проговаривай по слогам то, что записываешь.

Не забудь про опасные места.

5. Когда закончишь списывать, проверь свою запись. Перечитай то, что написал. Если есть ошибки, аккуратно исправь.







2




Задание 6. Задание трудное.

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Необходимо повторить степени сравнения прилагательных, собирательные числительные, изменение по падежам числительных, употребление местоимений.

13

Задание 5.

Определение частей речи: СУЩ., ПРИЛ., ГЛ., НАР., МЕСТ., ЧИСЛ.

Служебные части речи: предлог, союз, частица = пр., с., ч.


12




































План морфологического разбора глагола.

I. Часть речи (Глагол), общее грамматическое значение( вопрос; действие)

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма –  (инфинитив);

2. Постоянные признаки:

а). Совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?) вид

б). Возвратный (гл., котор.имеют ^ ся или сь) или невозврат (гл., котор. не имеют ^ ся или сь);

в) спряжение (что делаешь? 1 спр. окончание –ем, -ешь, -ете, -ет, -ут(ют); 2 спр. окончание –им, -ишь, -ите, -ит,-ат(ят);

г). Переходный (если можно подобрать к глаголу сущ.в В.п. без предлога), непереходный (нельзя подобрать сущ. в В.п. без предлога). Все возвратные глаголы непереходные.

3. Непостоянные признаки:

а). накл.:

изъяв. накл. – время; число; лицо только в наст. и будущ. вр. и род в прош. вр.;

повелитнакл. – число;

условное (или сослаг.) (БЫ) накл. – число и род;

III Какой член предложения (сказуемое).






7

План морфологического разбора местоимения.

I. Часть речи (Местоимение), общее грамматическое значение(указывает на лицо, не называет его, отвечает на вопрос…)

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма;

2. Постоянные признаки:

а). разряд (личные, возвратные, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные;

б). лицо (1 и 2 л для личных мест.)

3. Непостоянные признаки:

а). падеж;

б). число (если есть);

в). род (если есть);

III Какой член предложения?

8




Синтаксический разбор предложения.

Делать разбор в таком порядке:

1. По цели высказывания: повеств., побуд. или вопрос.;

2. По эмоциональной окраске: восклиц.(!) или невосклиц.;

3. по наличию грамматических основ : простое или сложное, если сложное, указываем кол-во простых предложений, связанные между собой с помощью интонацией и союзом, ССП, СПП или БСП.

4. распр. (есть второстепенные члены) или нераспр.

5. Если есть осложнение, то указываем: вводные слова, обращение или однородные члены.

6. Односоставное ( ____или ====),

двусоставное _____ и =====).

7. Схема в квадратных скобках( указываем подлежащее, сказуемое и , если есть, осложнения. См.пункт 5)


Все члены предложения подчеркнуть и надписать над каждым словом, какая это часть речи.

9.


Задание3.


Объяснение причины несовпадения звуков и букв в слове с указанием количества букв и звуков в слове.

- буквы ъ, ь – звуков нет

- буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной или после Ъ,Ь: [йэ,йо,йу,йа].

- буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, если стоят после согласной:[э,о,у,а].

- тся-ться – звуки:[ца]

- удвоенная буква -1 звук








10

Задание 4

Запомните ударения в следующих словах:



ДокумЕнт, слИвовый, алфавИт, звонИт, тОрты, досУг,

начАть, каталОг, хозЯева, агЕнт, намЕрение, премировАть, украИнский, квартАл, облегчИть, жилА (в доме), нАчал, языкОвая (колбаса), изобретЕние, инструмЕнт, ворОта, позвонИт, киломЕтр, щавЕль, газопровОд, красИвее, платО, языковОе (явление), начАть, углубИть, инструмЕнты, столЯр, сантимЕтр, бЫло, цемЕнт, нефтепровОд.



11














План морфологического разбора имени прилагательного.

I. Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).

2. Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные морфологические признаки:

1)только для качественных прилагательных: а) степень сравнения (сравнительная, превосходная);б) полная или краткая форма;

2) число, род (в единственном числе), падеж.

III. Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

6

Задание 7

Тире ставится :

Подлежащее – Сказуемое (сущ. в И.п. – сущ.в И.п.) Подлежащее – Сказуемое (инфинитиф. – инфинитиф) Подлежащее – Сказуемое (сущ. в И.п. –инфинитиф.)

Подлежащее – Сказуемое (инфинитиф – сущ.в И.п.)

Подлежащее – Сказуемое (числ. В И.п.-числ.в И.п.) Подлежащее – Сказуемое , есть или можно поставить слова это, вот, значит


Тире не ставится:

Подлежащее Сказуемое , есть или можно поставить слова как, будто, словно

Подлежащее НЕ Сказуемое (Между подлежащим и сказуемым стоит отрицание НЕ) Например: Бедность не порок.

Подлежащее Сказуемое (Если подлежащее выражено личным местоимением) Например: Я твой лучший друг.



14

Задание 8

Обращение, вводные слова:

О,…..

…., О,….

……,О.!?


Однородные члены предложения:

О,О,О.


О и О; О или О; О либо О; О да(=и )О и др.


О, а О; О, но О; О, да (=но) О; О, зато О и др.


О, и О, и О; и О, и О, и О; О, или О, или О и др.


Сложное предложение (состоит из нескольких простых предложений).



15






Задание 9

Основная мысль текста – это то, к чему призывает автор, чему учит, ради чего он написан.

Осн. мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо найти и сформулировать.







16



Задание 10

План текста

1. Прочитай текст, обращая внимание НАТО, как он построен: о чем говорится в начале текста, какие события описаны в нем дальше, чем заканчивается текст.

2. Раздели текст на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием)

3. Определи главное в каждой части, подбери заголовки к каждой части и запиши план на черновик.

4. Проверь себя еще раз по тексту: определи, отражает ли заголовок плана главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что то важное.

5. Запиши план. 17



Задание 13

Стили речи

- Книжный

  • научный-термины, правила, графическая информация идр.

  • Официально-деловой – документы, инструкции, заявления, протоколы и др.

  • Публицистический – заметки, репортажи, интервью, судебные речи, богословские речи и др.

  • Художественный – художественная литература , литературное творчество и др.

- Разговорный


Синонимы – это слова одной и той же части речи близкие или одинаковые по значению, но звучащие по-разному.

Например: красный-алый, жаркий-знойный.

18