СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для учащихся «Подготовка к ВПР по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для учащихся «Подготовка к ВПР по русскому языку»

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся «Подготовка к ВПР по русскому языку»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Высококолковская средняя школа», МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области


Рахматулина Ирина Витальевна,

учитель русского языка и литературы


Памятка для учащихся «Подготовка к ВПР по русскому языку»


План морфемного разбора слова


1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.


Образец  морфемного разбора


Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).

Словообразование


Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Способы словообразования:

Приставочный: делать – переделать

Суффиксальный: синий – синенький

Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник

Усечение: заместитель – зам

Сложение: лес+степь – лесостепь

Сращение: вечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)



План словообразовательного разбора слова


1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).

3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

5. Указать средство словообразования.

6. Указать способ словообразования.





Образец словообразовательного  разбора


1. Под-окон-ник – окно

Основа окн-

Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный

2. Мир(о)твор-ец – мир+творить

Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-

Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.

Способ словообразования: сложение и суффиксация


Синтаксический разбор предложения

Шаг 1. Определите вид предложения по цели высказывания.

По цели высказывания предложение может быть:

  1. повествовательным: Я иду.

  2. вопросительным: Ты идёшь?

  3. побудительным: Иди!

Шаг 2. Определите эмоциональную окраску предложения.

По эмоциональной окраске предложение может быть:

  1. невосклицательным: Урок окончен.

  2. восклицательным: Перемена началась!

Шаг 3. Определите: простое предложение или сложное.

Это зависит от количества грамматических основ в предложении. Одна мысль - одна основа. Обычно основа состоит из подлежащего и сказуемого.

Разбор для ПРОСТОГО предложения

Шаг 4. Определите: предложение односоставное или двусоставное.

  • В двусоставном предложении есть и подлежащее и сказуемое.

  • В односоставном предложении есть только один главный член: подлежащее или сказуемое.

Примеры: Мы бежали очень быстро. (Есть подлежащее и сказуемое. Предложение двусоставное.)

Бежали очень быстро. (Есть только сказуемое, подлежащее опущено. Предложение односоставное.)

Шаг 5. Определите: предложение распространённое или нераспространённое.

  • В нераспространённом предложении есть только грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

  • В распространённом предложении есть второстепенные члены.

Примеры: Я заболел. В предложении есть только грамматическая основа. Предложение нераспространённое.

Я сильно заболел гнойной ангиной. В предложении есть второстепенные члены. Предложение распространённое.

Шаг 6. Определите: предложение осложнённое или неосложнённое.

В осложнённом предложении имеются:

  • обращение;

  • вводное слово;

  • однородные члены;

  • причастный или деепричастный оборот.

В неосложнённом предложении ничего этого нет.

Примеры: Иди кушать! Неосложнённое предложение.

Вася, иди кушать! Предложение осложнено обращением.

Шаг 7. Подчеркните все члены предложения, надпишите - какими частями речи они выражены.

Шаг 8. Составьте графическую схему предложения.


Если предложение СЛОЖНОЕ

Шаг А. Определите связь частей в предложении: союзная или бессоюзная?
Если части предложения соединяют союзы - связь союзная, а если союзов нет - бессоюзная.

Шаг Б. Определите вид связи частей предложения.

Связь бывает подчинительной, сочинительной и интонационной.

Шаг В. Определите тип сложного предложения.

Шаг Г. Разберите каждую часть сложного предложения по схеме разбора для простого (выполните шаги 4, 5, 6, 7).

Примеры разбора предложений

Маша и Саша ели яблоки.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.

Маша и Саша ели яблоки, которые дала мама.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Связь союзная. Части предложения связываются подчинительным союзом "которые", значит предложение сложноподчинённое.

Первое простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.

Второе простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: мама дала. Предложение нераспространённое, не осложнено.

Схема морфологического разбора имени существительного


  1. Общее грамматическое назначение (предмет).

  2. Н.ф. (И.п., ед.ч.)

  3. Постоянные признаки:

    • собственное или нарицательное;

    • одушевленное или неодушевленное;

    • род;

    • склонение.


  1. Непостоянные признаки:

    • число;

    • падеж;


Образец


Рыбки перегрызли зубами стебель.


  1. Перегрызли (что?) стебель – имя сущ. – предмет.

  2. Н.ф. стебель.

  3. Постоянные признаки:

    • нариц.;

    • неодуш.;

    • м.р.;

    • 2 скл.

  4. Непостоянные признаки:

    • ед.ч.;

    • В.п.

  5. Перегрызли (что?) стебель – дополнение .


Схема морфологического разбора глагола


  1. Общее грамматическое значение (действие, состояние предмета).

  2. Н.ф. (инфинитив) (Что делать? Что сделать?)

  3. Постоянные признаки:

  • возвратный (есть – ся, – сь) или невозвратный (нет – ся, – сь);

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?);

  • спряжение (I или II);

  • переходность (переходный, если сочетается или может сочетаться с сущ. в В.п. без предлога)

  1. Непостоянные признаки:

 наклонение (изъявительное, сослагательное, повелительное).


Для изъявительного:  Время (настоящее, прошедшее, будущее).

Число (ед., мн.ч.)

Лицо (для настоящего и будущего времени).

Род (только для гл. прошедшего времени ед.ч)


Для повелительного:  Число


Для сослагательного: 

 Число

 Род

  1. Каким членом предложения является?


Образец

  1. Жаворонок (что делает?) вьётся – глагол, обозначает действие.

  2. Н.ф. – виться

  3. Постоянные признаки:

  • возврат;

  • несовершенный вид;

  • 2 спр.;

  • непереходный.

  1. Непостоянные признаки:

  • изъявительного наклонения;

  • настоящее время;

  • ед.ч.;

  • 3 л.

  1. Жаворонок (что делает?) вьётся.


Схема морфологического разбора имени прилагательного


  1. Общее грамматическое значение (признак предмета).

  2. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

  3. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное или притяжательное).

  4. Непостоянные признаки:

    • полная или краткая форма;

    • степень сравнения; ТОЛЬКО У КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

    • число;

    • род (в единственном числе);

    • падеж.(ТОЛЬКО В ПОЛНОЙ ФОРМЕ)

  5. Каким членом предложения является


Образец

  1. … жизни какой? – ясной. Ясной – имя прилаг., обозначает признак предмета.

  2. Н.ф. – ясный.

  3. Пост. признаки:

    • качественное.

  4. Непост. признаки:

  • полная форма;

  • ед.ч.;

  • жен.р.;

  • рож. пад.

  1. … жизни (какой?) – ясной - определение.


Схема морфологического разбора наречия


  1. Общее грамматическое назначение (обозначает признак действия или признак другого признака).

  2. Н.ф. (указывается только если наречие в сравнительной или превосходной степени сравнения)

  3. Разряд по значению.

  4. Степень сравнения (если есть)

  5. Синтаксическая роль.




Образец

  1. Высокок небу коршун взвился.

1. Взвился (как?) высоко – наречие; обозначает признак действия.

2. –

3. Наречие образа действия.

4. –

5. Взвился (как?) высоко – обстоятельство.


  1. Он вьётся выше3.

1. Вьётся (как?) выше - наречие; обозначает признак действия.

2. Н.ф. –высоко.

3. Наречие образа действия.

4. Сравнительная степень, простая форма.

5. Взвился (как?) высоко – обстоятельство.



как? каким образом?


хорошо, плохо, быстро, медленно, тихо, громко, пешком, верхом

Времени

когда? с каких пор?

до каких пор? как долго?

вчера, сегодня, скоро, летом, давно, вечером, теперь

Места

где? куда? откуда?


слева, везде, вверху, позади, издали, вблизи

Причины

почему? отчего?

поневоле, поэтому, со зла, сгоряча, сослепу

Цели

зачем? с какой целью? для чего?

назло, затем, нарочно, специально

Меры и степени

сколько? во сколько? насколько?

в какой степени? в какой мере?

досыта, весьма, очень, вполне, почти, едва-едва, дважды



Схема морфологического разбора местоимения


1. Часть речи, значение (указывает на предмет, признак, количество, не называя его).


2. Н.ф. (именительный падеж)


3. Постоянные морфологические признаки:

-разряд по значению.


4. Непостоянные морфологические признаки:

-число;

-род; если есть.

-падеж.


5. Синтаксическая роль.


Образец


Мы не видели его уже много лет.


1. Не видели (кого?) его – местоимение, указывает на лицо, не называя его.

2. Н.ф. он.

3Постоянные признаки:

-личное

4. Непостоянные признаки:

- ед.ч.,

- м.р.,

- Д.п.

5.Не видели (кого?) его.


Схема морфологического разбора имени числительного


1.Часть речи, общее значение (число или порядок при счёте)


2.Н.ф. (именительный падеж)


3.Постоянные морфологические признаки:

-количественное или порядковое;

-простое, сложное или составное.


4.Непостоянные морфологические признаки:

- падеж;

-

если есть.

- число;

- род.


5.Синтаксическая роль.







Образец


В две тысячи шестом году мы пошли в шестой класс.


1. В году (каком?) две тысячи шестом – имя числительное, обозначает порядок при счёте.


2. Н.ф. две тысячи шестой


3. Постоянные признаки:

-порядковое;

-составное.


4. Непостоянные признаки:

- П.п.;

- ед.ч.;

- м.р.


5. Пошли (когда?) в две тысячи шестом году.


Схема морфологического разбора причастия



1. Часть речи, общее значение.


- Н.ф. (м.р., ед.ч., И.п.);

- образование причастия.


2. Постоянные морфологические признаки:


- возвратное (есть –ся (-сь)) или невозвратное (нет-ся(-сь));

- действительное или страдательное;

- вид (соверш. или несоверш.);

- время (наст.t. или прош.t.).


3. Непостоянные морфологические признаки:


- полная или краткая форма (только у страдательных причастий);

- падеж ( только у причастий в полной форме);

- число;

- род (только в ед.ч.).


4. Синтаксическая роль.


ПОМНИ!


Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие (летящий шарик – тот, который летит сам).


Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (утомлённый путник – тот путник, которого кто–то или что-то утомило).


Образец


1. Путник (Какой? Что сделавший?) утомлённый – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.

Н.ф. – утомлённый


2. Постоянные признаки:

-невозвратное

-страдательное;

-совершенный вид;

-прошедшее время.


3. Непостоянные признаки:

-полная форма;

-И.п.;

-ед.ч.;

-м.р.


4. Путник (какой?) утомлённый.


Схема морфологического разбора деепричастия


1. Часть речи, общее значение.

Глагол, от которого образовано деепричастие, и суффикс деепричастия.

2. Морфологические признаки:

- вид;

3. Синтаксическая роль.


Образец


Кони скакали, прижав уши.


1. Скакали (что сделав?) прижав – особая форма глагола – деепричастие, обозначает добавочное действие.


Прижать + в прижав


2. Морфологические признаки:

-соверш.вид.

3. Скакали (как?) прижав


!ДЕЕПРИЧАСТИЯ ОБРАЗУЮТСЯ ОТ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ


СПЕЦИАЛЬНЫХ СУФФИКСОВ: - А (-Я), - ВШИ, - ШИ, - УЧИ, - ЮЧИ;


! ДЕЕПРИЧАСТИЕ – НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, ПОЭТОМУ


НЕ ИМЕЕТ ОКОНЧАНИЯ


Схема морфологического разбора предлога


  1. Грамматическое назначение (выражает грамматические отношения между словами).

  2. Производный или непроизводный.

  3. Простой (состоит из одного слова) или составной (состоит из нескольких слов).


Образец


Мы встретились возле дома.

  1. Встретились (возле чего?) возле дома. Возле – предлог, связывает по смыслу слова в предложении.

  2. Производный – возник в результате перехода из наречия возле.

  3. Простой.



Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость 
существительных или заменяющих их местоимений от других слов 
в словосочетании и предложении, например:


 Предлог входит в падежный вопрос:

Где? впереди чего?
                      нареч.                     предлог           

Петя шёл впереди.   Петя шёл впереди группы.