СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для воспитателей "Артикуляция шипящих звуков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке кратко представлена артикуляция шипящих звуков для воспитателей.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для воспитателей "Артикуляция шипящих звуков"»




6. Фокус – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Голову держать прямо.

7. Футбол - положить передний широкий край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительный звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола, попал и в колпачок или ворота из колпачков.

Основные виды нарушений звуков [ш] и [ж] встречающихся у детей дошкольного возраста.

  1. «Щечное» Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек.

  2. «Нижнее» произношение [ш] и [ж].

Щель образуется на сближении кончика языка с твердым небом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук [щ], произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании произносится твердый звук.

  1. Заднеязычное произношение [ш] и [ж].

Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым небом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке [х] или звонком фрикативном [г].

  1. Кроме случаев искаженного произношения [ш] и [ж], наблюдаются различные замены шипящих другими звуками (суба- шуба, зук- жук), среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.



Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей. Многие дети с трудом и довольно поздно овладевают правильным произношением шипящих звуков. Даже в старшей группе детского сада много детей, не умеющих правильно произносить их. 

Методика проведения обследования звуковой стороны речи детей.

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка необходимо обследовать его речь.

Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится индивидуально. Во время беседы с ребенком и слушания рассказываемой им сказки, рассказа, стихотворения у логопеда складывается представление о нарушенных у него звуках.

При обследовании речи логопед должен усадить ребенка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребенка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Беседа должна проводится в вопросно-ответной форме на бытовые темы: «Как тебя зовут?, Где ты живешь? Если у тебя брат и сестра? Расскажи о них..» Затем можно предложить ребенку рассказать сказку, рассказ, запомнившийся случай, стихотворение.

Беседа и рассказывание позволяют предварительно (или даже полностью, если нарушены единичные звуки) выявить нарушенные звуки. Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки.





МКДОУ Детский сад № 1 «Солнышко»


Памятка для воспитателей.

Артикуляция звуков Ш, Ж, Щ.

Дефекты этих звуков, встречающиеся у детей дошкольного возраста.




Учитель – логопед Мухамадеева Г.Г.

МКДОУ Детский сад № 1 «Солнышко».




Этапы логопедического воздействия.

I. Предварительный этап

1. Развитие ручной моторики.

2. Развитие ритма.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие речевого дыхания и голоса.

5. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

6. Развитие артикуляторной моторики.

7. Развитие слухового восприятия и внимания.

8. Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

II. Этап постановки звука

III. Этап автоматизации звука.

IV. Этап дифференциации звуков речи.

V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Комплекс упражнений для формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ].

1. Грибок – раскрыть рот, присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Не отрывая язык от неба, оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделывать 10-15 раз. Язык не должен отрываться от неба (язык напоминает тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

2. Гармонь – удерживать «грибок», а рот широко открывать и закрывать, при повторении стараясь открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

3. Вкусное варенье – слегка приоткрывать рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону. Язык широкий, боковые его края касаются углов рта.

4. Парус – положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу и затем поднять кверху, прижавшись передним краем языка изнутри к краешкам зубов.

5. Чашечка – рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении под счет от 1-5-10.