Памятка
Коррекция детских страхов с помощью сказок
Сказка о подсолнечном семечке
Возраст: 3-5 лет.
Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза: "Не уходи. Я боюсь!"
Маленький Котенок
Возраст: 5-12 лет.
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя "белой вороной".
Ключевая фраза: "Я не такой, как они ".
На маленькой полянке
Возраст: 5-10 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя "белой вороной". Зажатость, скованность.
Ключевая фраза: "Я не такой, как все".
Мальчик Сережа
Возраст: 5-11 лет.
Направленность: Конфликты с младшей сестрой (братом). Ревность и обида, вызванные рождением второго (младшего) ребенка.
Ключевая фраза: "Мама и папа больше меня не любят"
Сказка о непоседливой Обезьянке
Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Неусидчивость. Трудности концентрации и сосредоточения. Гиперактивность.
Ключевая фраза: "Я не могу усидеть на месте"
МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №20”
Г Курск,2024
Подготовила :педагог-психолог
Зайцева Елена Сергеевна
Приключения медвежонка
Коллективная сказка детей старшей группы детского сада
Возраст: 4-8 лет.
Направленность: По причине коллективного сочинения сказка поднимает практически весь крут детских проблем.
Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму Возраст: 4-9 лет.
Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.
Ключевая фраза: "Мама меня совсем не любит! Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать"
Мышонок и темнота Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Страх темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Ключевая фраза: "Мне страшно!"
Из других источников
В. Шипова "Маленький Кенгуру." (Из сборника "Дорога с облаками")
Советы педагогам:
6. Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.
7.Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.
8.Все виды коррекции стоит применять в комплексе.
Источники психотерапевтических сказок Из источника: "Лабиринт души: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. На маленькой полянке
Возраст: 5-10 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя "белой вороной". Зажатость, скованность.
Ключевая фраза: "Я не такой, как все".
«Сказка про ежика Витю» Возраст: 4-9 лет.
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: "Я плохой. Со мной никто не будет дружить!" Сказка про Енота
Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Трудности общения со сверстниками. Страх общения. Неумение устанавливать контакты. Зажатость. Скованность.
Ключевая фраза: "Я не знаю, как подружиться"
Сказка о песике по имени Тобик Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Негативные чувства (ревность, обида и пр.), связанные с рождением младшей сестры (брата). Переживания, связанные с трудностью принятия роли старшего.
Ключевая фраза: "У меня родился братик и теперь родители меня совсем не любят!" Сказка о Вороненке
Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость
.Ключевая фраза: "Я боюсь, у меня не выйдет"
Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" – "нет" или "боюсь" – "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.
Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.