СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Методы технологии ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Методы технологии ТРИЗ»

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

Метод мозгового штурма.

  1. Разделить детей на две группы: "Генераторы идей", "Эксперты".

  2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

  3. Поставить обеим группам задачу.

  4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.



=







Метод каталога.

Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был. Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой. Кто?

- Кто помог друзьям спастись?











Метод фокальных объектов.

Можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например, "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.. .















Метод «Системный анализ» - это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то» :

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!















Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) - позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов.

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:

камень - дети берутся за руки,

сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,

воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

Метод морфологического анализа

«Волшебные домики».

По вертикали картинки животных (мышка, кошка, белка, собачка и др., по горизонтали (корзинка, гнездо, дерево с дуплом, конура, норка).

Выбери животное и расскажи, какое его жилище (собака живет в конуре, почему.

Ф. З. все жилища животных перепутали, расскажи, сможет ли животное выжить в этом месте обитания и какие у него будут трудности (собаке сложно будет забраться на дерево и жить в дупле, еще если она будет большая по размеру, то она не сможет туда поместиться).

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» - суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Пример.

"...В третий раз закинул он невод -

Пришел невод с одною рыбкой…

Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального.

Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая.

Мышление по аналогии

Читает пару слов и слово бег готовой пары.

Если ребёнок не справляется и самостоятельно не находит нужный вариант, то зачитывается ему три варианта (они даны в скобочках).

1. Шапка – голова

Куртка …- (ноги, туловище, руки)

2. Собака- косточка

Корова -… (молоко, животное, трава)

Типовые приемы фантазирования

Определи, какой волшебник побывал в сказке "Мальчик-с-Пальчик" (“Карлик-Нос”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Джельсомино в стране лгунов”, “Незнайка”, “Горшочек каши”, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и др.).