СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка морфологического разбора слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка морфологического разбора слова»

Памятка морфологического разбора (3)

Разбор имени существительного:

Мальчик сидит за партой3.

За партой – сущ.

  1. Сидит (за чем?) за партой

2.Н.Ф. – парта

Пост.пр.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.

Непост.пр.: в форме Т.п., ед.ч.

3.Сидит (за чем?) за партой (допол.)


Алгоритм разбора:

  1. Определить часть речи.

  2. Задать вопрос к данному для разбора слову.

  3. Определить начальную форму ( в И.п., ед.ч)

  4. Определить

постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,

  • одушевлённое или неодушевлённое,

  • род (у существительных во множественном числе, у которых нет формы единственного числа – род не определяется)

  • склонение

непостоянные признаки: падеж, число.

5.Роль в предложении.

Разбор имени прилагательного:

Расцвела душистая3 сирень.

Душистая (сирень) – прилаг.

  1. Сирень (какая?) душистая

2. Н.Ф. – душистый

Непост. пр.: в форме И.п., ед.ч., ж.р.

3.Сирень (какая?) душистая (опред)


Алгоритм разбора:

  1. Определить часть речи.

  2. Задать вопрос к данному для разбора слову.

  3. Определить начальную форму ( в И.п., ед.ч)

  4. Определить

непостоянные признаки: падеж, число, род.

  1. Роль в предложении.

Разбор местоимения:

У меня3 пропала собака.

Я – местоим.

  1. Пропала (у кого?) у меня

2.Н.Ф. – я

Пост.пр.: 1 лицо

Непост.пр.: в Р.п., ед.ч.

3. Ппропала (у кого?) у меня (допол.)



Алгоритм разбора:

  1. Определить часть речи.

  2. Задать вопрос к данному для разбора слову.

  3. Определить начальную форму ( в И.п., ед.ч)

  4. Определить

постоянные признаки: лицо

непостоянные признаки: падеж, число и род (если есть)

5.Роль в предложении.

Разбор глагола:

Наступило3 жаркое лето.

Наступило – глаг.

  1. Лето (что сделало?) наступило

  2. Н.Ф. – наступить

Пост.пр.: 2 спряж.

Непост. пр.: в прош.вр., в ср.р., ед.ч., в 3 лиц.

3.Лето (что сделало?) наступило (сказ)


Алгоритм разбора:

  1. Определить часть речи.

  2. Задать вопрос к данному для разбора слову.

  3. Определить начальную форму (неопределённая форма глагола отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ))

  4. Определить

постоянные признаки: спряжение

непостоянные признаки: время, род (в прошедшем времени), число, лицо ( в наст. и будущем времени)

5.Роль в предложении.



Образец фонетического разбора слова (1)

Со/ва / 1 - [с а в а]. 2 слога

с - [с] – согл., глух., тв., парн.

о - [а] – гл., безударн.

в - [в] – согл., зв., тв., парн.

а - [а] – гл., ударн.

___________________

4 б., 4 зв.


Алгоритм фонетического разбора:

  1. Напиши транскрипцию слова (то, как мы его слышим и произносим)

  2. Раздели слово на слоги и определи количество слогов.

  3. Поставь ударение

  4. Дай характеристику каждому звуку

  5. Определи количество букв и звуков в словах.

Образец синтаксического разбора предложения (4)

предл. сущ. гл. прил. прил. сущ.

Под ёлкой вырос большой белый гриб 4.

(повеств., невоскл., прост., распр.)

Вырос (где?) под ёлкой; гриб ( какой?) большой; гриб (какой?) белый.


Алгоритм синтаксического разбора:

1.Определи грамматическую основу (подл., сказ.)

2.Определи второстепенные члены предложения:

  • дополнение (вопросы падежей. кроме И.п.)

  • обстоятельство (где? куда? зачем? когда? как? почему?),

  • определение (какой, какому, какие и т.д.)

3.Укажи какой частью речи является каждое слово в предложении (сущ., глаг., прил., предл., местоим., союз., нареч.)

4.Дай характеристику предложению:

  • По цели высказывания: повест., побудит., вопросит.

  • По интонации: восклиц. или невосклиц.,

  • По наличию грамматических основ: простое, сложное

  • По наличию второстепенных членов: распространённое., нераспр.

5.Выпиши все словосочетания из предложения. В скобках задай вопрос от главного к зависимому.

Разбор слова по составу (2)



Алгоритм разбора по составу: