СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка. наблюдение за природой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка. наблюдение за природой.»

Выполнила: Усаева Карина

2А группа

ПАМЯТКА.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.

Примерная схема наблюдения животного

1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.

2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным, отмечая и сходство, и различия.

3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.



По обработке материалов наблюдений за погодой

Работу оформляем в тетради.

  1. Подсчитать среднемесячную температуру. Для этого нужно сложить все среднесуточные температуры и разделить на количество дней в месяце.

  2. Подсчитать амплитуду температур за месяц. Для этого нужно определить самую высокую температуру и самую низкую за месяц. От максимальной температуры вычесть минимальную.

  3. Построить график температур за месяц.

  4. Построить розу ветров. Для этого нужно подсчитать количество дней каждого направления ветра, данные записать и по ним построить график «Роза ветров».

  5. Подсчитать количество дней с высоким давлением, низким и нормальным.

  6. Построить круговую диаграмму облачности. Для этого нужно подсчитать количество дней: ясных, с переменной облачностью, пасмурных. Все количество дней в месяце принять за 100% и подсчитать долю в % каждой группы дней. Затем начертить круг и разделить его на сектора с помощью транспортира, если 1% = 3,6 градуса.

  7. Подсчитать количество дней с разными видами осадков. Данные записать в тетрадь

Примерная схема наблюдения растения

  1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.

  2. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растений.

  3. Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определённой группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям)









Изучение видового состава растительного мира водоема

  1. Измерьте температуру воды в разных местах водоема.

  2. Определите, какие виды растений чаще встречаются в прибрежной зоне водоема.

  3. Зачерпните воду из водоема банкой и с помощью лупы найдите и рассмотрите микроскопические водоросли, объясните причину “цветения” воды. Найдите камни и палки, обросшие зеленой тиной, с помощью лупы рассмотрите образующие ее нити, найдите многоклеточные водоросли: спирогира, улотрикс.

  4. Зарисуйте или сфотографируйте наиболее понравившиеся вам растения водоема.

  5. Составьте правила поведения человека в природе: определите ограничения и запреты, необходимые для обеспечения чистоты, дальнейшего сохранения данного водоема и обоснуйте их; подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказы об исчезающих водных растениях и животных и местах их обитания; сделайте плакат или рисунок, отражающий ваше отношение к природному окружению.

Изучение видового состава животных водоема

  1. Понаблюдайте за поверхностью водоема. Измерьте температуру воды. С помощью определительной карточки (или определителя) изучите животных, которые сидят или плавают на поверхности воды. Зарисуйте их.

  2. Возьмите пробу из толщи воды. Рассмотрите ее обитателей с помощью лупы. Установите, есть ли среди них знакомые вам организмы. Составьте схему пищевой цепи с участием дафнии, инфузории-туфельки. Понаблюдайте за обитателями дна водоема. Установите, водятся ли в его водах беззубки (или перловицы). Укажите их роль в жизни водоема.

  3. Нарисуйте схему продольного среза водоема и ее обитателей, которых вам удалось наблюдать в водоеме. Около каждого поставьте цифру, а под рисунком запишите название животного.

Наблюдения за сезонными явлениями в природе

  1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он
    должен быть расположен недалеко от школы или от места
    жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный.

  2. Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников,
    растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках
    сезонных изменений условия, в которых находятся растения
    (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.

  3. Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна
    обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие
    распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи.

  4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений
    зависит от их частоты.

  5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных
    в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования.

  6. Наступление того или иного фенологического явления
    соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой
    и живой природы.

  7. Все записи происходящих в природе явлений делайте
    в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную
    дату их наступления.

  8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.