Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
Исполнитель: педагог-психолог: Мосеевская А.В.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Психологические особенности развития младших подростков 11-12 лет
Психологические новообразования:
Познавательные процессы:
внимание (дальнейшее формирование произвольности, концентрации, переключения, увеличение объема);
восприятие (осмысленность, целостность, зрительное, слуховое, остается роль наглядности);
- память (словесно-логическая и механическая, и смысловая; уже присутствует регуляция памяти);
- мышление (анализ на основе представлений, анализ на основе понятий, формирование теоретического мышления).
Ведущие виды деятельности:
Развитие личности:
формирование нравственного поведения;
характер (импульсивность, подражательность, неустойчивость);
расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения, неуравновешенность, аффективность, тревожность, неуверенность, страхи.
Формы работы:
- игровая в группе (пока еще не взрослые);
- индивидуальная (остается прилежание, но необходимо создавать ситуацию успеха, т.к. в этом возрасте дети очень боятся насмешек).
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Психологические особенности развития подростков 12-13 лет
Психологические новообразования:
чувство взрослости;
кризис 13 лет - кризис социального развития - самооценка, самосознание.
Познавательные процессы:
- внимание и память (усиление произвольности, характер регулируемых процессов, увеличивается быстрота и объем запоминания, на смену механическому запоминанию приходит логическое, внимание становится более избирательным - если не интересно, не обращают внимания);
- восприятие (увеличивается объем, становится плановым, последовательным);
- мышление (на смену конкретному мышлению приходит, логическое, это проявляется в критицизме, требовании доказательств, происходит открытие мира психического, наступает активное самонаблюдение, самовосприятие, подросток начинает писать дневники).
Ведущие виды деятельности;
интимно-личностное общение;
автономия от взрослых - «мы» концепция.
Развитие личности:
развитие самосознания (открытие внутреннего мира и, как следствие, противоречия между «я» внутренним и «я» внешним и, как следствие, - проблема самоконтроля);
а) на первый план выходит критерий внешности;
б) самооценка умственных способностей;
в) самооценка моральных качеств и норм;
г) конфликтная самооценка, которая всегда неадекватна (в ситуации успеха: человек отрицает его, но в то же время ревниво относится к успеху других);
снижение успеха даже в той области, которая была любимой, особенно это отмечается в выполнении творческих заданий;
человеческое «я» и мир разделены более, чем во все другие возрастные периоды.
Формы работы:
- преимущественно использовать, групповую и фронтальную формы, помня о «мы» концепции.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Психологические особенности развития старших подростков
и раннего юношеского общества (14-15 лет).
Психологические новообразования:
чувство взрослости остается;
начало формирования мировоззрения и «Я» концепции;
чувство одиночества (в 9-м классе);
самоутверждение.
Познавательные процессы:
внимание на память (увеличивается концентрация, объем, быстрота переключения, но остается избирательность, увеличение общей осведомленности, умение обобщать и снижать зависимости от логической памяти, умение пользоваться специальными мнемическими приемами);
восприятие (увеличение объема, восприятие становится более последовательным, всесторонним, т.е. становится аналитико-синтетическим);
мышление (сформированность логического мышления, преобладание дивергентного мышления (несколько решений) над конвергентным (одно решение), умственные действия осуществляются с отвлеченными понятиями, становится возможным рефлексия по поводу своих мыслей, мышление начинает подчиняться формальной логике, возможность выдвигать гипотезы, делать из них выводы и проверять их на практике, начало формирования собственного стиля мышления, который зависит от типа нервной системы).
Развитие личности:
начало формирования мировоззрения, развития «Я» концепции;
самоутверждение;
поиск личностной идентичности, где встречаются трудности, в частности, неспособность «Я» вырабатывать идеалы и ценности, нарушение чувства времени ( устал от жизни, ощущение постоянного стресса);
застой в работе (также снижение работоспособности, неспособность сосредоточится на соответствующих возрасту задачах);
может быть, отсутствие своих учебных и внеучебных интересов, увлечение предметом, опосредованное личностью учителя;
могут осуществить планирование, но не придерживаться его и реально не владеют своим поведением (проблема с самореализацией);
другие переходят от обширности интересов к конкретной деятельности и способны добиваться поставленной цели;
начало формирования социального интеллекта как выход на тот или иной уровень общения с людьми;
начало ценностно-смысловой регуляции поведения (подросток - юноша учится ориентироваться в смыслах жизни, человек погружен в сомнения, которые мешают деятельности).
Формы работы:
групповая и фронтальная;
индивидуальная («Я» концепция, самоутверждение).