СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка педагогу Возрастные особенности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические особенности развития подростков

Просмотр содержимого документа
«Памятка педагогу Возрастные особенности»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»


Исполнитель: педагог-психолог: Мосеевская А.В.


ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ


Психологические особенности развития младших подростков 11-12 лет


Психологические новообразования:

  • формирование рефлексии;

  • формирование теоретического мышления.


Познавательные процессы:

  • внимание (дальнейшее формирование произвольности, концентрации, переключения, увеличение объема);

  • восприятие (осмысленность, целостность, зрительное, слуховое, остается роль наглядности);

- память (словесно-логическая и механическая, и смысловая; уже присутствует регуляция памяти);

- мышление (анализ на основе представлений, анализ на основе понятий, формирование теоретического мышления).


Ведущие виды деятельности:

  • общение и самопознание;

  • пока еще остается учение.


Развитие личности:

  • формирование нравственного поведения;

  • характер (импульсивность, подражательность, неустойчивость);

  • расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения, неуравновешенность, аффективность, тревожность, неуверенность, страхи.


Формы работы:

- игровая в группе (пока еще не взрослые);

- индивидуальная (остается прилежание, но необходимо создавать ситуацию успеха, т.к. в этом возрасте дети очень боятся насмешек).


























ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ


Психологические особенности развития подростков 12-13 лет


Психологические новообразования:

  • чувство взрослости;

  • кризис 13 лет - кризис социального развития - самооценка, самосознание.


Познавательные процессы:

- внимание и память (усиление произвольности, характер регулируемых процессов, увеличивается быстрота и объем запоминания, на смену механическому запоминанию приходит логическое, внимание становится более избирательным - если не интересно, не обращают внимания);

- восприятие (увеличивается объем, становится плановым, последовательным);

- мышление (на смену конкретному мышлению приходит, логическое, это проявляется в критицизме, требовании доказательств, происходит открытие мира психического, наступает активное самонаблюдение, самовосприятие, подросток начинает писать дневники).


Ведущие виды деятельности;

  • интимно-личностное общение;

  • автономия от взрослых - «мы» концепция.


Развитие личности:

  • развитие самосознания (открытие внутреннего мира и, как следствие, противоречия между «я» внутренним и «я» внешним и, как следствие, - проблема самоконтроля);

  • формирование самооценки:

а) на первый план выходит критерий внешности;

б) самооценка умственных способностей;

в) самооценка моральных качеств и норм;

г) конфликтная самооценка, которая всегда неадекватна (в ситуации успеха: человек отрицает его, но в то же время ревниво относится к успеху других);

  • падение успеваемости;

  • снижение работоспособности;

  • снижение успеха даже в той области, которая была любимой, особенно это отмечается в выполнении творческих заданий;

  • дисгармония во внутреннем строении личности;

  • человеческое «я» и мир разделены более, чем во все другие возрастные периоды.


Формы работы:

- преимущественно использовать, групповую и фронтальную формы, помня о «мы» концепции.




















ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ


Психологические особенности развития старших подростков

и раннего юношеского общества (14-15 лет).


Психологические новообразования:

  • чувство взрослости остается;

  • начало формирования мировоззрения и «Я» концепции;

  • чувство одиночества (в 9-м классе);

  • самоутверждение.


Познавательные процессы:

  • внимание на память (увеличивается концентрация, объем, быстрота переключения, но остается избирательность, увеличение общей осведомленности, умение обобщать и снижать зависимости от логической памяти, умение пользоваться специальными мнемическими приемами);

  • восприятие (увеличение объема, восприятие становится более последовательным, всесторонним, т.е. становится аналитико-синтетическим);

  • мышление (сформированность логического мышления, преобладание дивергентного мышления (несколько решений) над конвергентным (одно решение), умственные действия осуществляются с отвлеченными понятиями, становится возможным рефлексия по поводу своих мыслей, мышление начинает подчиняться формальной логике, возможность выдвигать гипотезы, делать из них выводы и проверять их на практике, начало формирования собственного стиля мышления, который зависит от типа нервной системы).


Развитие личности:

  • начало формирования мировоззрения, развития «Я» концепции;

  • самоутверждение;

  • поиск личностной идентичности, где встречаются трудности, в частности, неспособность «Я» вырабатывать идеалы и ценности, нарушение чувства времени ( устал от жизни, ощущение постоянного стресса);

  • застой в работе (также снижение работоспособности, неспособность сосредоточится на соответствующих возрасту задачах);

  • может быть, отсутствие своих учебных и внеучебных интересов, увлечение предметом, опосредованное личностью учителя;

  • могут осуществить планирование, но не придерживаться его и реально не владеют своим поведением (проблема с самореализацией);

  • другие переходят от обширности интересов к конкретной деятельности и способны добиваться поставленной цели;

  • начало формирования социального интеллекта как выход на тот или иной уровень общения с людьми;

  • начало ценностно-смысловой регуляции поведения (подросток - юноша учится ориентироваться в смыслах жизни, человек погружен в сомнения, которые мешают деятельности).


Формы работы:

  • групповая и фронтальная;

  • индивидуальная («Я» концепция, самоутверждение).