КАК ДЕЛАТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО?
Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным и запутанным. Дорогие друзья! Давайте мы будем вместе с вами образовываться, давайте будем учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок. Конечно, «рецептов» или готовых работ тут нет. Зато здесь есть совсем другое – мы будем лечить ваши мысли, будем учить вас трудиться с удовольствием. Да, любое домашнее задание – это труд, и это важно понимать.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЁ В КЛАССЕ?
Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам. Не нужно стесняться этого вопроса. Не нужно бояться спрашивать.
КОГДА ДЕЛАТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ ПО СОЛЬФЕДЖИО?
Можно на следующий день после урока, можно через день-другой. Не рекомендуется заниматься домашним заданием по сольфеджио непосредственно в день следующего урока, а также перед сном накануне этого дня. Не оставляйте такие дела напоследок, назначьте в своей жизни время (полчаса), которые вы будете посвящать сольфеджио, и неукоснительно соблюдайте режим. Например, урок по сольфеджио в понедельник в 15.00. Я буду делать домашние задания по сольфеджио каждый четверг с 15.00 до 15.30 или с 17.00 до 18.00. Я не слабак и не буду нарушать правила, которые сам себе придумал.
КАКИЕ БЫВАЮТ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО И КАК ИХ ВЫПОЛНЯТЬ?
Они бывают разные. Поделим их на несколько категорий:
1. Пение номеров по нотам и выучивание их наизусть. Это основной вид упражнений, который задают почти к каждому уроку. Задачи тут простые: правильно дирижировать или тактировать и петь нужные ноты в нужном ритме. Что отрабатывать? Ритм, если он сложный (триоли, пунктир, шестнадцатые). Интонацию, если встречаются сложные обороты (их не может не быть). Как работать над интонацией? Нужно определить тональность и ступени, которые участвуют в сложной интонации. Ещѐ полезно делать интонационный анализ. Это когда мы определяем направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками. Сложное место мы учим отдельно (прямо берѐм два-три звука и повторяем, пока не научимся петь их легко и естественно). Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Почему? Да потому что любой номер из сборника сольфеджио представляет собой пример, взятый из музыкальной литературы.
2. Построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука. Это тоже тип работ, который задают часто. Обычное задание предполагает, что всѐ это нужно построить в нотной тетради письменно, а потом ещѐ и петь голосом или играть. Вам никогда не зададут того, что вы не изучали на уроке. Поэтому, чтобы сделать такое домашнее задание, загляните в свои тетради с правилами и с классными работами. Наверняка у вас там есть примеры. Просто повторяйте то, что делали в классе. А если нет? Тогда нужно найти теоретический материал в рабочих тетрадях Калининой и обязательно в нѐм разобраться. И не нужно переживать, что не получится. Получится, и время, потраченное на себя, окупится с лихвой.
3. Теоретическая работа – кроссворды, доклады, билеты к экзаменам. Кроссворды нужно составлять из терминов и объяснений к ним из числа тех, что вы записывали в классе. Почему именно так, а не иначе? Потому что ваш кроссворд должен разгадать ваш одноклассник. По поводу докладов – источник литературы и содержание лучше всегда уточнять у учителя. По поводу приготовления ответов на билеты к экзамену. Это всегда ищем в тетрадях для правил, или там, куда вы записывали всю информацию по новым темам. Есть такой очень хороший учебник – Вахромеев «Элементарная теория музыки». Он, конечно, для школьников не предназначен, но средний школьник вполне может им пользоваться. Там всѐ, что нужно школьнику изложено упорядоченно и кратко без лишних слов.
4.Творческие задания. Тут задания могут быть самыми разными. Это рисунки по заданной теме, сочинение музыки, подбор аккомпанемента и подбор второго голоса. Творческие задания потому и называются творческими, что в них вам надо как-то проявить самого себя. Не стесняйтесь сочинять музыку так, как Бог на душу положит. Единственная проблема – всѐ, что вы сочините, вы должны записать нотами, поэтому особо сложных и длинных сочинений к уроку не готовьте – пускай будут маленькие и лѐгкие.
ПОЧЕМУ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА ПО СОЛЬФЕДЖИО?
На изучение сольфеджио отводится всего один-единственный час в неделю. Это очень мало, поскольку за неделю из детских голов вылетает абсолютно всѐ. Если вы не будете закреплять полученные знания дома, то учиться будет становиться всѐ сложнее и сложнее. А вот если вы будете заниматься дома РЕГУЛЯРНО, то проблемы с предметом сами собой отпадут, и вся наука станет для вас сущим пустяком.