Памятка для классных руководителей
по профилактике суицидального поведения
(данная памятка предназначена для инструктирования педагогов, избегать распространения среди посторонних лиц)
Контроль над психологической атмосферой в семье (недостаток внимания, одиночество, неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями, несправедливое отношение одного из родителя, потеря одного из членов семьи и т.д.).
Особое внимание обратить на учащихся, регулярно пропускающих занятия. Незамедлительно выяснять причины отсутствия ребенка на уроке и месте его нахождения.
Систематическое наблюдение за состоянием психического и физического здоровья учащихся (конфликты, снижение успеваемости, эмоциональные переживания, депрессия, соматические расстройства, зависимость от интернета, психологические травмы и зависимости, уход от контактов или резкая смена социального окружения, наличие случае рискованного или саморазрушающего поведения).
Доведение до сведения родителей о важности контроля использования ребенком интернет-ресурсов.
Своевременное выявление дезадаптирующих условий (снижение устойчивости к эмоциональным нагрузкам, неадекватная оценка личностных возможностей, утрата понимания ценности жизни, состояние утомления, паническая боязнь будущего и т.д.).
Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
Проведение профилактических мероприятий с целью формирования у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни» (воспитательные часы, беседы, лектории, конкурсы сочинений и рисунков о смысле жизни, акций).
Доверительное общение как "фактор защиты". Если Вы вызовете подростка на откровенный разговор, если он решит с Вами поделиться, выслушивайте его особенно внимательно, когда он выражает свои чувства, будь то печаль, вина, страх или гнев. Обсудите с ним уязвленные места и противоречивые чувства. Не спорьте с подростком, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться. Вместе с тем не только спрашивайте, но и сами честно высказывайте свои мысли, чувства, переживания. Будьте для него хорошим слушателем и собеседником!
Неукоснительное соблюдение педагогической этики, культуры и такта.
Своевременное обращение к школьному психологу и другим специалистам при обнаружении опасности. Педагог должен быть готов в любой момент информировать подростков о способах получения помощи в трудных ситуациях и о специалистах, которые могут оказать такую помощь.
Суицидальное поведение. Как распознать?
Суицидальное поведение у детей и подростков отличается возрастным своеобразием. Детям и подросткам характерны:
- повышенная впечатлительность и внушаемость;
- способность ярко чувствовать и переживать;
- склонность к колебаниям настроения;
- эгоцентрическая устремленность;
- импульсивность в принятии решений.
Поведенческие индикаторы суицидального риска:
1. злоупотребление ПАВ, алкоголем;
2. эскейп-реакции (уход из дома);
3. самоизоляция от других людей и жизни;
4. резкое снижение повседневной активности;
5. изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
6. выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
7. частое прослушивание траурной и печальной музыки;
8. любые внезапные изменения в поведении, настроении, особенно отдаляющие от близких;
9. склонность к неоправданно рискованным поступкам;
10. нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе;
11. расставание с дорогими вещами или деньгами;
12. приобретение средств для совершения суицида
Коммуникативные индикаторы суицидального риска:
1. прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);
2. шутки, ироничные высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
3. уверения в беспомощности и зависимости от других;
4. прощание;
5. сообщение о конкретном плане суицида;
6. самообвинения;
7. двойственная оценка значимых событий;
8. медленная, маловыразительная речь.
Когнитивные индикаторы суицидального риска:
1. разрешающие установки относительно суицидального поведения;
2. негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
3. представление о своей личности, как о ничтожной, не имеющей права жить;
4. представление о мире как месте потерь, разочарований;
5. представление о будущем, как о чем - то бесперспективном, безнадежном;
6. «туннельное видение», неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
7. наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Эмоциональные индикаторы суицидального риска:
1. амбивалентность по отношению к жизни;
2. безразличие к своей судьбе;
3. переживание горя;
4. признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, утрата способности испытывать удовольствие;
5. несвойственная агрессия или ненависть к себе;
6. вина или ощущение неудачи, поражения;
7. чрезмерные опасения, страхи;
8. чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
9. рассеянность или растерянность.
Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях науроках гуманитарного цикла и т.п.
Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).
Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе в высказываниях), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
Поведение при беседе:
1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы.
При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался); если есть возможность, то спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом, если такой возможности нет, использовать по максимуму то время, которое есть.
2. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.
3. Дайте знать, что хотите ему помочь.
4. Сохраняйте спокойствие! и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит.
5. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза.
6. Честно предупредите, что обязаны сообщить родителям о сложившейся ситуации и незамедлительно позвоните родителям!
7. Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью.
8. Не предлагайте упрощенных решений.
9. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией.
10. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс.
11. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Вопросы первичного интервью (пока не пришли родители):
1. Как дела? Как ты себя чувствуешь?
2. Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что-то случилось?
3. Что ты собираешься делать?
4. Ты надумал покончить с собой?
5. Как бы ты это сделал?
6. А что, если ты причинишь себе боль?
7. Если на шкале «хорошее самочувствие» стоит на отметке «0», а «желание совершить самоубийство на отметке «10», то на какой бы отметке ты расположил твое теперешнее состояние?
8. Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что случилось? На какой отметке шкалы ты был в то время?
9. Если бы я попросил бы тебя пообещать мне, не причинять себе боль, то ты смог бы это сделать? Что бы помешало тебе дать обещание?
10. Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Что могло бы помочь сейчас?
11. От кого ты хотел бы эту помощь получить?
12. Знают ли твои родители, что ты испытываешь такие трудности, сложности, душевные муки?
13. Хочешь ли ты посоветоваться со специалистом (психотерапевтом, неврологом)?
14. Если тебе пришлось пообещать не убивать себя, смог бы ты сдержать свое слово? На какое время?
Памятка для родителей
по профилактике суицидального поведения
Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания, нежелание извиниться;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Что делать? Как помочь?
Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей и разделяйте их чувства, разрешайте выражать свои эмоции. Обсуждайте включенность ребенка в различные аспекты жизни и его отношение к ним. Старайтесь всегда давать почувствовать, что вы рядом с ним. Помогайте своим детям строить реальные цели и обсуждайте их, поддерживайте их.
Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.
Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка, обращая внимание на следующие признаки:
Ситуационные признаки:
- социально изолирован, чувствует себя отверженным;
- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
- предпринимал раньше попытки самоубийства;
- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически относится к себе.
Словесные признаки
Ребенок, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
- много шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
Ребенок может:
1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
- проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
3. Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Оцените всю серьезность намерений ребенка, оцените глубину эмоционального кризиса. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина?» и «Какова цель?» совершаемого ребенком действия. Спросите, как вести себя, как помочь, чтобы решить проблему.
4. Убедитесь, что ребенок вас услышал и принял помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Часто ребенок бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
5. Своевременно обращайтесь к детскому психологу и другим специалистам при обнаружении опасности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если Вы слышите | Обязательно скажите | Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» | «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» | «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» | «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» | «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» | «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» | «Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» | «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» | «Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» | «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» | «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» | «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» | «Не получается – значит, не старался!» |
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, будьте внимательны к своим детям!