«Назови порядковый номер звука» Можно задать два вида вопросов: Какой по счёту звук «т» в слове каток? Назови третий по счёту звук в слове каток. Для усложнения задания можно задавать такие вопросы: Какой звук идёт после звука «а» в слове каток? Какой звук идёт перед звуком «о» в слове каток? Какой звук идёт между звуком «а» и звуком «о» в слове каток? «Схемы слов» - выкладываем звуковые схемы слова с помощью красных, синих и зелёных квадратов; - подбираем слова к заданной схеме. «Найди буквы (слова)» Предлагается найти заданные буквы или слова среди лишних букв. Например, - Подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о»; - Найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами. Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшпьыщшптицыщво; - чтение и запись склеенных предложений (без использования лишних букв); - чтение и запись склеенных предложений (с использованием лишних букв). | «Спиши буквы» Предлагается списать ряд хаотично стоящих букв. НТЩАКТЖВХИ «Чтение с использованием алфавита» Отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая стоит после записанной буквы. Например, ЛТФЯ – муха Можно использовать предыдущую букву. «Кодирование» Зашифруй слова (мост – 2894) Расшифруй слова (23458 – метро) Дан ключ: Н М Е Т Р А Л О С 123 4 5 6 7 8 9 «Чтение и запись слов и предложений, записанных или произнесённых наоборот» Сложность постепенно увеличиваем. Желательно также менять вид деятельность через каждые 10-15 минут, т.к. концентрация внимания падает, давать ребёнку отдохнуть, подвигаться и заниматься не более часа. Самое главное, понять, что каждый ребёнок индивидуален в своём развитии и способностях и поэтому надо искать соответствующие ему подходы. Источник: https://docviewer.yandex.ru/view/0 | Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Пропуски букв - проблема для школьного обучения» Подготовила учитель-логопед Полещикова А.Г. |
Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как ПЗИ (пропуски, замены, искажения) букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к специфическим ошибкам письма - Дисграфии. Но не забывайте, что ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер. Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами: Несформированность внимания. Это может быть по причине гиперактивности ребёнка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок. Также, возможно у ребёнка просто не развивали должный уровень внимания ещё в дошкольном возрасте. Несформированность слогового, звукового анализа и синтеза. Это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове (анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в | умственном плане. Например, слово рука состоит из звуков (р), (у), (к), (а). Это можно сравнить с мелодией. Для того, чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит. Несформированность слоговой структуры слова. При затруднениях произносить слова со сложной слоговой структурой типа баскетбол, аквалангист, регулировщик, шестнадцатиэтажный, экскурсовод и тому подобное, школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и, следовательно, неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов. Несформированность графомоторного навыка. Письмо на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для автоматизации навыка многим нужно больше времени, чем даёт школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом. | Основные направления работы при коррекции пропуска букв. Развивать слоговой и звукобуквенный анализ Если проанализировать пропускаемые буквы, то мы увидим, что чаще всего пропускаются ГЛАСНЫЕ. Поэтому очень важно научить ребёнка выделять в первую очередь гласные слова. Упражнения. «Подсчёт слогов и звуков в слове» Попросите произнести ребёнка слово по СЛОГАМ; затем выделить гласный в каждом слоге. Затем назвать все гласные по порядку. Затем последовательно перечисляем все звуки слова, т.к. согласные тоже пропускаются (для такой работы лучше брать слова без мягких согласных (без йотированных гласных), чтобы не было путаницы при несовпадении количества звуков и букв). Это всё мы делаем устно, лучше с помощью цифрового ряда. Двигаемся в порядке от более простого к сложному: - односложные слова, типа мак, дом, куст; - двусложные слова, типа мама, луна, карта, парус, дракон; - трёхсложные слова, типа рукава, капуста, скалолаз, охота. |