Памятка работы над ошибками.
1. Большая буква в начале предложения, знаки в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Подумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знаки препинания в конце.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы, замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: Звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: У|чи|тель – 3 слога.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: Оси-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7.Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Дочка, речка , мощный.
8.Ударение.
Выпиши слово. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так: Алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением ( а, о , е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: Сады – сад, волна – волны, червивый - червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Запиши слово 3 раза. Запомни как оно пишется. Обозначь ударение. Подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Проверяемые согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: Морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Илья, Петров, Мурка.
Запомни! Имена, отчества, фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно , запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Группа, груп- па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! …)
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши . Подчеркни знак.
Делай так: Слава нашей Родине! Слава труду !
16. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь часть речи. Выпиши слова парами с вопросами (словосочетания).
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. ( Пов., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые
плывут (куда?/ к чему?) к облакам
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Делай так: Поездка .
18 Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: Звезда, звёздочка – звездный. Честь – честный.
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Делай так: Полетели , побежали, потянули.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, уехал, переехал.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишутся отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Делай так: К берегу; к (какому?) берегу; к ( крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не путай приставку с предлогом. У глагола нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Делай так: Съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е,ё,ю,я.
23. Мягкий знак Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь(ж.р.), мощь, тишь.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: Водовоз, самолёт.
25. НЕ с глаголом ( орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так: Не пришёл, не выручил, не знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с дерева, разметал их по дороге. [ , ].
Сильный ветер сорвал листья с дерева и разметал их по дороге. [ и ].
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание. Проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На опушке (на земле , 1 скл.), на полянке ( на земле , 1 скл.), у речки ( у земли, 1 скл.).
28.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: К лесу ( какому ?) дальнему - м.р., ед.ч., д.п.
29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У нас , ко мне, с тобой.
30. Мягкий знак Ь на конце глаголов2 –го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Делай так: Пишешь, решаешь, читаешь (н.вр., 2 л., ед.ч.)
Запомни! На конце глаголов 2 –го лица единственного числа пишется мягкий знак Ь.