СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка. Разборы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка. Разборы: фонетический, синтаксический, морфемный, морфологический.

Просмотр содержимого документа
«Памятка. Разборы.»

4. Синтаксический разбор (предложения)

1) Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2) Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3) Простое или сложное.

4) Распространённое или нераспространённое.

5) Не осложнено или осложнено (однородные члены, обращения).

6 ) Указать грамматическую основу. Определить, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

7) Определить, чем являются второстепенный члены предложения и какой часть речи выражены.

8) Схема предложения.

прил. сущ. пр. сущ. гл.

Примеры:


прил. сущ. гл. пр. сущ. с. гл. сущ.

Белый пар по лугам расстилается. (Повест., невоскл., прост., распрост., не осложнено). [– =].


Весенняя вода проникла под снег и разбудила лягушонка. (Повест., невоскл., прост., распрост., осложнено однородными сказуемыми).

сущ. с. сущ. гл. сущ. с. сущ. гл. м. пр. сущ.

[– = и =].


Маша и Петя любили зверей, и мама отвела их в зоопарк. (Повест., невоскл., распрост., сложн., осложнено однородными подлежащими).

[– и – =], и [– =].



1 . Фонетический (звуко-буквенный) разбор




















1) Раздели слово на слоги.

2) Поставь ударение.

3) Запиши транскрипцию.

4) Дай характеристику звукам.

- Для гласных: ударный или безударный.

- Для согласных: звонкий или глухой (парный или непарный)

твёрдый или мягкий (парный или непарный).

5) Укажи количество звуков и букв.

Примеры:

я'ма – 2 слога [й’ама] полёт – 2 слога [пал’от]

я [й’] – согл., звон. непар., мягк. непар. п [п] – согл., глух. парн, твёрд. парн.

[а] – гл., удар. о [а] – гл., безуд.

м [м] – согл., звон. непар., твёрд. парн. л [л̕] – согл., звон. непар., мягк. парн.

а [а] – гл., безуд. ё [о] – гл., удар.

3 буквы, 4 звука т [т] – согл., глух. парн., твёрд. парн.

5 букв, 5 звуков

2. Морфемный разбор (разбор слова по составу)














Примеры:


3. Морфологический разбор имён существительных

I. Вопрос. Начальная форма (И.п., ед. ч.). Часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое или неодушевлённое;

в) род;

г ) склонение



2. Непостоянные признаки:

а) падеж;















б) число.


III. Каким членом предложения является.

Пример.

I. (Из) коробочки – сущ. (из чего?)

Н.ф. – коробочка

II. Пост. пр.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.

Непос. пр.: Р.п., ед.ч.

III. кормить (из чего?) из коробочки


3. Морфологический разбор имён прилагательных

I. Вопрос. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

II. Род (только в ед.ч.), падеж, число

III. Каким членом предложения является.

Пример.

I. Из коробочки (какой?) бумажной – прил.

Н.ф. – бумажный

II. ж.р., Р.п., ед.ч.

III. из коробочки (какой?) бумажной


3. Морфологический разбор глагола

I. Вопрос. Начальная форма (неопределённая). Часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Постоянные признаки:

а) вид (совершенный, несовершенный);

б) спряжение.

2. Непостоянные признаки:

а) время (настоящее, прошедшее, будущее)

в) число;

г) лицо (для настоящего и будущего времени);

д) род (для прошедшего времени).

III. Каким членом предложения является.

Пример.

I. Рисовала (что делала?) – гл.

Н.ф. – рисовать

II. Пост. пр.: несов. вид, I спр.

Непост. пр.: прошед. вр., ед.ч., 3 лицо, ж.р.

III. девочка (что делала?) рисовала