Памятка родителям первоклассников
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики.
Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
v
Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
*
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если.., то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».
Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.).
И еще несколько советов:
* Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения.
* Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться у него может что-то не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
* Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
* Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», « ты так хорошо справился!» ) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
* Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
* Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах , педагогах.
* Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупиться. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение для него будет не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Первый класс- это серьёзно!
(Рекомендации для родителей и учителей)
Начало обучение в школе - очень ответственный момент в жизни ребенка, поскольку кардинальным образом меняется весь его образ жизни. На смену игре и беззаботности приходит множество требований и ограничений . Готов ли ребенок к учебе в школе можно определить по таким признакам:
- Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
- Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
- Способность к выполнению основных мыслительных операции.
- Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
- Развитие интеллектуальных, моральных, эстетических чувств.
- Определённый уровень речевого и коммуникативного развития.
Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Цель этих рекомендаций – помочь родителям и учителям смягчить период школьной адаптации, облегчить переход дошкольника к новой социальной роли - ученика.
Воспитание воли.
Часто учителя жалуются на инфантильность детей, преобладание у них игровых мотиваций, неумение ограничивать свои желания, преодолевать трудности. Их поведение носит импульсивный характер. Применение же постоянных усилий, необходимость сдерживаться, контролировать свое поведение может стать причиной негативного отношения к школе.
В связи с этим одним из важнейших условий благополучного начала обучения является наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности. Важно поддержать и сохранить этот интерес. Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать , в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.
Опытные психологи и педагоги рекомендуют:
-предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
- Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
-Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
-Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.
- Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить «Ты не умеешь строить, рисовать…» в этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
-Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно заниженную самооценку и уровень притязаний.
- Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми- только с ним самим! « Сегодня ты выполнил это лучше, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать малыша на собственное совершенствование.
- Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно( как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
-В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию
Воспитание коммуникативных навыков.
Для успешной адаптации к школе педагогам и родителям необходимо развивать у детей умение жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, то есть стать социально и эмоционально компетентным. Это возможно только в деятельности, непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
- Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении ( по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками.)
- Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
- Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
- Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться ( умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем.)
- Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
Развитие интеллекта.
Для того, чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо помочь ему развить интеллектуальные способности. Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учиться лучше. Интерес- лучшая мотивация, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
-Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
-Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
-Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
-В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал или расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
-Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабость в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
- Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
Рекомендации родителям по развитию мыслительных операций.
Учите ребенка:
- сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
-описывать различные свойства окружающих его предметов.
-узнавать предметы по заданным признакам
-разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тез или иных признаков
-находить противоположные по значению понятия
-определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
Развитие внимания.
Внимание- это проявление избирательной направленности процессов сознания. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим внимание и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточится на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Произвольное внимание формируется постепенно. Оно будет развиваться интенсивнее, если взрослые оказывают помощь ребенку Необходимо развивать все свойства внимания: объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость. Все свойства внимания значительно развиваются в упражнениях:
- выкладывание узора из мозаики
-выкладывание фигуры из палочек по образцу
-исключение лишнего
-нахождение различий в двух похожих картинках
-нахождение двух одинаковых предметов среди множества
-нанизывание бусинок по образцу
-срисовывание по клеточкам
-нахождение одной буквы в газетном тексте( при повторе упражнения количество отмеченных букв увеличивается)
-при выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его
индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает
- устраните отвлекающие факторы.