СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация родителям первоклассника

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало обучения в школе - очень ответственный момент в жизни ребенка, поскольку кардинальным образом меняется весь его образ жизни. На смену игре и беззаботности приходит множество требований и ограничений . Готов ли ребенок к учебе в школе?

Просмотр содержимого документа
«Консультация родителям первоклассника»

Памятка родителям первоклассников


ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

  1. Чаще разговаривайте с ребенком.

Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внима­тельно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это дейст­вительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фанта­стические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребе­нок должен быть фантазером!

  1. Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных про­блем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмот­реть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в обще­нии, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педа­гогики.

  1. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

  1. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окру­жающих, даже учителя отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оп­тимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).

v

  1. Научите ребенка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жиз­ненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.



  1. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не ис­сякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользо­ваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

*

  1. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это оз­начает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

  1. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируй­те высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лас­кой и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как по­купка новой игрушки или сладостей.



  1. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запре­тах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте при­чины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент ува­жительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не поль­зуйтесь формулировкой «если.., то...» («Если уберешь свои вещи, раз­решу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание лич­ности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».

  1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанно­стей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести вед­ро и т.д.).




И еще несколько советов:



* Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения.


* Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться у него может что-то не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.


* Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.


* Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», « ты так хорошо справился!» ) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.


* Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.


* Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах , педагогах.

* Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупиться. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение для него будет не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.


























Первый класс- это серьёзно!

(Рекомендации для родителей и учителей)

Начало обучение в школе - очень ответственный момент в жизни ребенка, поскольку кардинальным образом меняется весь его образ жизни. На смену игре и беззаботности приходит множество требований и ограничений . Готов ли ребенок к учебе в школе можно определить по таким признакам:

- Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

- Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

- Способность к выполнению основных мыслительных операции.

- Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

- Развитие интеллектуальных, моральных, эстетических чувств.

- Определённый уровень речевого и коммуникативного развития.

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Цель этих рекомендаций – помочь родителям и учителям смягчить период школьной адаптации, облегчить переход дошкольника к новой социальной роли - ученика.

Воспитание воли.

Часто учителя жалуются на инфантильность детей, преобладание у них игровых мотиваций, неумение ограничивать свои желания, преодолевать трудности. Их поведение носит импульсивный характер. Применение же постоянных усилий, необходимость сдерживаться, контролировать свое поведение может стать причиной негативного отношения к школе.

В связи с этим одним из важнейших условий благополучного начала обучения является наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности. Важно поддержать и сохранить этот интерес. Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать , в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

Опытные психологи и педагоги рекомендуют:


-предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.


- Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.


-Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.


-Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.


- Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить «Ты не умеешь строить, рисовать…» в этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.


-Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно заниженную самооценку и уровень притязаний.



- Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми- только с ним самим! « Сегодня ты выполнил это лучше, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать малыша на собственное совершенствование.


- Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно( как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.


-В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию


Воспитание коммуникативных навыков.

Для успешной адаптации к школе педагогам и родителям необходимо развивать у детей умение жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, то есть стать социально и эмоционально компетентным. Это возможно только в деятельности, непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.


- Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении ( по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками.)


- Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.


- Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.


- Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться ( умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем.)


- Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.

Развитие интеллекта.

Для того, чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо помочь ему развить интеллектуальные способности. Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.


- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учиться лучше. Интерес- лучшая мотивация, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.


-Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.


-Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.


-Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.


- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.


-В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал или расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.


-Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабость в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.


- Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.




Рекомендации родителям по развитию мыслительных операций.


Учите ребенка:


- сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.


-описывать различные свойства окружающих его предметов.


-узнавать предметы по заданным признакам


-разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тез или иных признаков


-находить противоположные по значению понятия


-определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.


Развитие внимания.

Внимание- это проявление избирательной направленности процессов сознания. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим внимание и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточится на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Произвольное внимание формируется постепенно. Оно будет развиваться интенсивнее, если взрослые оказывают помощь ребенку Необходимо развивать все свойства внимания: объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость. Все свойства внимания значительно развиваются в упражнениях:


- выкладывание узора из мозаики


-выкладывание фигуры из палочек по образцу


-исключение лишнего


-нахождение различий в двух похожих картинках


-нахождение двух одинаковых предметов среди множества


-нанизывание бусинок по образцу


-срисовывание по клеточкам


-нахождение одной буквы в газетном тексте( при повторе упражнения количество отмеченных букв увеличивается)


-при выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его

индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает


- устраните отвлекающие факторы.