СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Самообразование - основа успешной работы педагога дополнительного образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке указаны направления самообразования педагога дополнительного образования, источники и формы, составляющие процесса самообразования ПДО и результат.

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Самообразование - основа успешной работы педагога дополнительного образования"»

В помощь педагогу дополнительного образования



памятка

Самообразование - основа успешной работы педагога дополнительного образования


Совершенствование качества обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования детей напрямую зависит от уровня подготовки педагогов дополнительного образования. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога дополнительного образования. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога дополнительного образования. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ-это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» (источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru). Самообразование педагога дополнительного образования есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу дополнительного образования самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог дополнительного образования должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога дополнительного образования к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, загруженность, нехватка источников информации, отсутствие стимулов. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога дополнительного образования.


Направления самообразования педагога дополнительного образования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог дополнительного образования не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог дополнительного образования должен совершенствоваться и заниматься самообразованием: • профессиональное (предмет преподавания) • психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей) • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) • правовое • эстетическое (гуманитарное) • историческое • иностранные языки • политическое • информационно-компьютерные технологии • охрана здоровья • интересы и хобби.


Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог дополнительного образования самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? • Телевидение • Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации • Путешествия. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.


Формы самообразования педагога дополнительного образования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом дополнительного образования.


Составляющие процесса самообразования педагога дополнительного образования:

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога дополнительного образования: • Систематический просмотр определенных телепередач • Чтение конкретных педагогических периодических изданий • Чтение методической, педагогической и предметной литературы • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы • Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов • Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег • Изучение информационно-компьютерных технологий • Посещение тематических выставок и тематические экскурсии по преподаваемому предмету • Общение с коллегами в учреждении дополнительного образования, городе и в Интернете. • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог дополнительного образования составляет личный план самообразования для профессионального роста.


Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога дополнительного образования обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество ) • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования • разработка новых форм, методов и приемов обучения • доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии • разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям • создание комплектов педагогических разработок • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).


Заключение:

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог дополнительного образования, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога дополнительного образования работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
























Бондаренко Елена Эдуардовна,

методист МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», г .Новый Уренгой, 2019 г.