СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка- "возрастные кризисы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как  отмечал  выдающийся отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский, для  кризисов  развития  характерны ''резкие  сдвиги  и  переломы  в  личности'', когда  за  короткий  период  времени  ребенок  меняется  в  целом. Переживание  кризиса  дисгармонизирует  личность  ребенка,  делая  его  более  чувствительным, хрупким.  По  мнению  Л.С.Выготского, общими  чертами  всех  возрастных  кризисов  являются  непокорность  и  непослушание. Речь  идет  о  ситуации, когда  глубокие  изменения  в  личности, характере  и  поведении  ребенка  провоцирует  взрослого  к  стремлению  перевоспитать,  переделать,  исправить. Подобные  воспитательные  воздействия  в  период  кризиса  переживаются  ребенком  особенно  остро и могут глубоко травмировать.

Просмотр содержимого документа
«Памятка- "возрастные кризисы".»

Когда?

Особенности

Зачем?

Что ребенку надо?

Как?

Формы протеста

Кто?

Главный авторитет

Кризис первого года.

«Неть!»

Стремление к физической самостоятельности.

Исследовать мир, удовлетворить своё любопытство; познать свойства и значение вещей; пометить свое место в мире. Эмоционально окрашенное самоощущение; это - предтеча личности сознания.

Побег (уходит, уползает из-под контроля); отказывается выполнять требования; делает то, что нельзя; отказывается от помощи взрослых.

Родители или тот, к кому выработалась прочная привязанность.

Кризис трех лет

(2,5-3 года)

«Я сам!» Появление самосознания.

Научиться удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно.

Эмоционально оценивает себя очень высоко, без соотнесения с оценкой других.

Ревность; подозрительность; негативное поведение отрицание (то есть отрицание того времени, когда был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т.п.)

Родители, или тот, кому ребенок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.)

Кризис дошкольного возраста

(5-7)

Рождение социального «Я». Лейтмотивов:

«Хочу, но не могу!»

Ребенок делает открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!»

Стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим;

Передать, усовершенствовать то, что имеет (но умения не хватает).

Рождается социальное «Я».

То же, но в более мягком варианте. Изменяется поведение: ребенок ведет себя демонстративно; перестает следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований).

Родители. Постепенно увеличивается авторитет тех, кто дает задания.

Кризис подросткового возраста

Лейтмотивов:

«Кто я такой?»

«Зачем я здесь?»

Становление нового самосознания.


Понять себя и свои возможности.

Формируется «Я-концепция».

То же, только в более жёсткой форме.

Авторитет родителей и взрослых постепенно сменяется (вытесняется) авторитетом ровесников.

Возрастные кризисы