Когда? Особенности | Зачем? Что ребенку надо? | Как? Формы протеста | Кто? Главный авторитет |
Кризис первого года. «Неть!» Стремление к физической самостоятельности. | Исследовать мир, удовлетворить своё любопытство; познать свойства и значение вещей; пометить свое место в мире. Эмоционально окрашенное самоощущение; это - предтеча личности сознания. | Побег (уходит, уползает из-под контроля); отказывается выполнять требования; делает то, что нельзя; отказывается от помощи взрослых. | Родители или тот, к кому выработалась прочная привязанность. |
Кризис трех лет (2,5-3 года) «Я сам!» Появление самосознания. | Научиться удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно. Эмоционально оценивает себя очень высоко, без соотнесения с оценкой других. | Ревность; подозрительность; негативное поведение отрицание (то есть отрицание того времени, когда был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т.п.) | Родители, или тот, кому ребенок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.) |
Кризис дошкольного возраста (5-7) Рождение социального «Я». Лейтмотивов: «Хочу, но не могу!» Ребенок делает открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!» | Стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим; Передать, усовершенствовать то, что имеет (но умения не хватает). Рождается социальное «Я». | То же, но в более мягком варианте. Изменяется поведение: ребенок ведет себя демонстративно; перестает следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований). | Родители. Постепенно увеличивается авторитет тех, кто дает задания. |
Кризис подросткового возраста Лейтмотивов: «Кто я такой?» «Зачем я здесь?» Становление нового самосознания. | Понять себя и свои возможности. Формируется «Я-концепция». | То же, только в более жёсткой форме. | Авторитет родителей и взрослых постепенно сменяется (вытесняется) авторитетом ровесников. |