внешней политики государства
войн, сражений, вооруженных конфликтов
геополитического положения страны
деятельности исторических личностей
идейных течений
культурного развития общества, государства
массовых движений
общественных движений (политических, национальных, социальных)
политических партий, движений и их программ
произведений искусства
политического положения страны
социального положения страны
экономического положения страны
№ п/п | Памятки |
1 | Памятка для анализа внешней политики страны Положение страны на международной арене. Цели и приоритеты внешней политики государства. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный период времени. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране. |
2 | Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов Участники войны / сражения / конфликта. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы. Основные события каждого этапа войны / сражения. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.) Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны / сражения/ конфликта. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте. |
3 | Памятка для анализа геополитического положения страны Территория и природно-климатические зоны. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами. Основные занятия населения. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики. |
4 | Памятка для анализа деятельности исторических личностей Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы: историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д. Направленность деятельности на определенные социальные группы / политические или другие организации, сферы экономики. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц). Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц). Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп). Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц). Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений. |
5 | Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли) Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть. Исторические оценки значения идейного течения. |
6 | Памятка для анализа культурного развития общества, государства Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп. Роль государства в культурной жизни страны. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира. |
7 | Памятка для анализа массовых движений. Причины движения и повод к его началу. Характеристика лидеров движения. Участники движения, их цели. Характер движения. Ход движения. Особенности движения (в сравнении с другими такими движениями). Причины поражения или победы. Историческое значение. |
8 | Памятка для анализа общественных движений (политических, национальных, социальных) Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом). Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п. Наиболее яркие представители / участники/ лидеры движения. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения. Исторические оценки значения общественного движения. |
9 | Памятка для анализа политических партий, движений и их программ Название и время создания партии / движения / программы. Положение в политической системе государства в определенный период времени. Социальная база партии / движения. Основные цели и задачи деятельности / программного документа. Интересы каких социальных групп они выражают? Средства достижения целей / методы реализации программных заявлений. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализация программы. Исторические оценки значения деятельности политических сил / политической программы. |
10 | Памятка для анализа произведений искусства Автор, время и место создания произведения. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер / создано произведение искусства. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника / писателя и т.п., выраженные в произведении. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.). Отношение современников мастера к его произведению / творчеству в целом. Историческая и художественная ценность произведения. |
11 | Памятка для анализа политического положения страны Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Административно-территориальное деление. Местные органы управления и самоуправления. Формы власти: монархия или республика. Политический режим. Основные политические партии и движения, их место в политической системе государства. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение. |
12 | Памятка для анализа социального положения страны Социальная основа страны: слои, классы, группы, их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества). Этнический, религиозный состав общества, положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими». Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения. Образ жизни отдельных социокультурных групп. |
13 | Памятка для анализа экономического развития страны Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д. Направления государственно-экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой. Особенности промышленного развития: специализация региона, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность; характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутренне и внешнем рынках). Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственной техники, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства. Роль экономики в социально-политическом развитии страны. Место страны в мировом производстве. |
Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
Административно-территориальное деление.
Местные органы управления и самоуправления.
Формы власти: монархия или республика.
Политический режим.
Основные политические партии и движения, их место в политической системе государства.
Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.