СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки к итоговому сочинению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки "Как писать итоговое сочинение", клише к итоговому сочинению

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение памятка»

Итоговое сочинение   (ПАМЯТКА)

Итоговое выпускное сочинение (сочинение-рассуждение)

Объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А 4)                                               Время: 3ч.55м.

Критерии оценивания

Критерий 1. Соответствие теме

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Критерий 3. Композиция

Критерий 4. Качество речи

Критерий 5. Грамотность

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).

 

Композиционная структура

 

Вступление

формулирование темы и тезиса

 60-70 слов.

Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения.

 

 Задача- ввести в тему, дать общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления, мнения, связанные с темой или ключевыми словами

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Ключевые слова темы

Общие рассуждения по теме

С давних времен человек размышлял о …

Каждый из нас сталкивался с …

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

Как часто мы слышим о ...

Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

 Вопросы по теме

Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к ...?

Переход к основной части

 

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

8. Замечательным примером, иллюстрирующим …

Основная часть

200-250 слов

Задача:

ответить на главный вопрос

темы ,последовательно

доказать главную мысль

сочинения с учетом проблем,

поставленных во вступлении

Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства высказанной мысли.

Раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения

Øприведение аргументов (литературные, из классики): указывается автор, жанр произведения и его название, дается анализ того фрагмента произведения, который отвечает выбранной вами теме.

Ø высказывание собственного мнения и отношения к тому, что взято за аргумент и по какой причине.

Ø Краткий вывод по рассмотренному примеру (должен соответствовать выбранной теме).

 

В главной части сочинения

 должны быть решены

проблемы, поставленные во

 вступлении.

 

Использование литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.

Тезис 1

Сегодня мы понимаем, что...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.

На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

 

Доказательства, примеры(развитие мысли, иллюстративная часть)       Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) произведению обращается к теме…

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).

 Проблема (…….) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

 Обратимся к роману… (автор, название).

Обратимся к произведению…

В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения…

Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения…

 

 Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Иллюстрация произведения(фрагмента)

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает…

Микровывод

Писатель считает, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

 

Логический переход к новой мысли

Тезис 2

Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий…

Давайте обратимся к произведению…

 Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…

Доказательства, примеры

Микровывод

 

Заключение    60-70 слов.

Задача:

дать краткий и точный  ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения.

Вывод - подведение итогов рассуждения. Должен содержать четкие ответы на вопросы, поставленные во введении (своеобразное зеркальное повторение).

 

Итог размышлению подводится на основании 3 композиционных частей: по введению – утвердительный ответ на тезис, по вашему мнению в первом аргументе и по мнению во втором аргументе.

Без предположений – должна быть прописана четкая позиция. Вы в выводе уже сами должны быть уверены в том, что доказали свою мысль.

Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение могу сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...  

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

 В заключение хочется призвать людей к…

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что…

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?

 И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что…

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

 Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод…

 Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…

 Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что…



Просмотр содержимого документа
«Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе»

Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе

  1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.

  2. Определившись с темой, подберите эпиграф.

  3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:

  4. аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении,
    – вопросы, которые можно сформулированы и ответить на них в ходе рассуждения,
    – аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения.

  5. На черновике составьте план работы.

  6. Подберите доказательства своих мыслей и идей:
    – цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их,
    – кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения,
    – подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.

  7. Определите стиль изложения своей авторской позиции.

  8. Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.

  9. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.

  10. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.

  11. Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.

  12. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного.

  13. Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.

  14. Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.

  15. Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы.

  16. Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.

  17. Проверьте пунктуацию.

Просмотр содержимого документа
«шпаргалка итоговое сочинение»

Тема «Верность и измена»

Например, понятие измены может быть проанализировано как в ключе личных взаимоотношений человека, так и его верности Родине. Все зависит от того, как эту тему понимает сам школьник.

Большинство примеров литературных героев-предателей мы знаем именно со школьной скамьи. Например, Андрий, младший сын Остапа Бульбы («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя). Можно ли считать изменником человека, который выбрал любовь, а не интересы Родины? Вопрос спорный. Проверка работ показывает, что современные выпускники оправдывают героя тем, что он предпочел чувства долгу.

Явным негодяем является Швабрин, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Тут споров и дискуссий быть не может: налицо измена Родине.

Рассуждая об измене в отношениях, выпускники вспомнят и ветреную Наташу Ростову («Война и мир» Л. Н. Толстого), и импульсивную Катерину Кабанову (А. Н. Островский «Гроза»), и, разумеется, классику жанра супружеской измены Анну Каренину (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»).

Тема «Равнодушие и отзывчивость»

Второе направление также представляет собой богатый простор для размышлений по теме. Школьники могут привести в пример цитату классика А. П. Чехова: «Безразличие – паралич души».

Нужно подумать, почему одни герои, такие как Матрена Васильевна Григорьева (А. И. Солженицын «Матренин двор»), чудаковатый Юшка (Андрей Платонов «Юшка»), честный Андрей Соколов (Михаил Шолохов «Судьба человека»), протягивают руку помощи в беде, а другие равнодушно проходят мимо? Из популярных и хорошо известных нашим детям – это холодные сердцем Печорин и Онегин, не способные на сострадание и доброту.

Здесь же можно вспомнить эпизод из детства Чичикова, который не пошел проведать любимого учителя, когда тот заболел. Просто не захотел время тратить.

Тема «Цели и средства»

Вспомнили выражение «Цель оправдывает средства» Никколо Макиавелли? Оно отлично отражает суть проблемы. Что важнее: поставить цель и добиться ее или вовремя отступить? И когда наступает «тот самый» момент?

Например, для героя романа Ф. М. Достоевского Родиона Раскольникова он наступает только после убийства. А для Чичикова в достижении целей наживы и выгодной женитьбы все средства хороши, даже противозаконные. Речь, конечно, о финансовой схеме под кодовым названием «Мертвые души».

Есть в литературе и положительные примеры правильных целей.

Пьер Безухов, поставивший перед собой задачу найти истину и свой путь в жизни. И ведь достиг цели!

Тема «Смелость и трусость»

Лидером антитезы «смелость – трусость» является, безусловно, герой романа «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат. Михаил Булгаков доказывает это цитатой «Трусость – худший из человеческих пороков», вложенной в уста бродячего философа Иешуа.

В противостоянии «человек – общество» в авангарде, безусловно, Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), бросивший вызов этому самому обществу, за что и поплатился личным счастьем.

Тема «Человек и общество»

В начале 11-го класса на уроке литературы проходят рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско». Рассказ маленький и очень полезный. Чем не иллюстрация взаимоотношений человека и общества? «Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу», – господин отправляется в путешествие, руководствуясь долгом перед классом, которому он принадлежит.

Дальше. Распорядок дня и само течение жизни на теплоходе «Атлантида» (название, конечно, символичное) – прямая иллюстрация того, как должно быть устроено общество. Каюты и палубы 1-го класса, бары, восточные бани. Сказка!

А внизу топки с обслуживающим персоналом («мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода...»). Хозяева жизни на положенном им месте, слуги – на своем. Иерархия четкая.

Вопрос: человек двигает общество вперед? Или общество диктует нам нормы и правила жизни?