ли с ёнок мы ш онок тиг р ёнок бель ч онок
КЛАСТЬ
Мужской род
И.п.
Р.п
Средний род
Какой?
Женский род
-ый, -ий, -ой
Какое?
Д.п.
Как ого ?
Как ого ?
-о́го, -его
Какому?
В.п.
Какая?
-ое, -ее
Мн.ч.
Т.п.
Какой ? ( неодуш)
Какому?
-ому, -ему
-ая, -яя
Какой?
Какие?
-о́го, -его
П.п
Какой?
Как ое ?
Каким?
-ому, -ему
-ые, -ие
-ой, -ей
-ый, -ий, -ой
Каких?
Каким?
О каком?
-ой, -ей
-ым, -им
-ое, -ее
Как ого ? (одуш.)
-ых, -их
Какую?
Каким?
О каком?
-ом, -ем
-ым, -им
Какие?
Какой?
-ым, -им
-ую, -юю
-ого, -его
-ом, -ем
Какими?
О какой?
-ой, -ей
-ые, -ие
О каких?
-ыми, -ими
-ой, -ей
-ых, -их
«Правописание О – Е в окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и Ц»
За домом был (не)глубокий снег.
Вид у кота был совсем (не)здоровый.
-н-, -ан-,
-ян-, -ск-
-ин-, -ов-
-онн-,
-енн-
Качественные прилаг. Относительные прилаг.
-н-, -ан-,
-ян-, -ск-
-ин-, -ов-
-онн-,
-енн-
Относительные прилаг.
…… .. н -
……… енн -
…… . нн -
-н-, -ан-,
-ян-, -ск-
-ин-, -ов-
-онн-,
-енн-
Относительные прилагательные
Суффиксы -АН-, -ЯН-
пишутся в именах прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет:
КОЖ АН ЫЙ= КОЖА + АН
ПЕСЧ АН ЫЙ= ПЕСОК + АН
СЕРЕБР ЯН ЫЙ = СЕРЕБРО + ЯН
ШЕРСТ ЯН ОЙ= ШЕРСТЬ + ЯН
ГЛИН ЯН ЫЙ = ГЛИНА + ЯН
Имена прилагательные КОЖ АН ЫЙ, ПЕСЧ АН ЫЙ, СЕРЕБР ЯН ЫЙ , ШЕРСТ ЯН ОЙ, ГЛИН ЯН ЫЙ пишутся с одной буквой Н, так как суффикс в них начинается с букв А , Я .
Запомнить слова-исключения помогает следующая загадка про ……..
Поверхность стекл я нн ая, рама дерев я нн ая, ручка олов я нн ая. (…………………..)
Суффикс -ИН- называют «звер ин ым».
При помощи суффикса - ИН- образуются имена прилагательные от одушевленных существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц.
- МЫШ ИН ЫЙ = МЫШЬ + ИН
- КОМАР ИН ЫЙ = КОМАР + ИН
- СОЛОВЬ ИН ЫЙ = СОЛОВЕЙ + ИН
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
- 1. Нахожу слово-командир (имя сущ.)
- 2.Задаю вопрос к прилагательному подходящий вопрос
- 3.Выделяю окончания
Падежные окончания существительных
О
Правописание имён существительных единственного числа
1 скл.
И.п.
земл
2 скл.
Кто? Что?
Р.п.
Кого? Чего?
конь стол
3 скл.
Д.п.
стен
В.п.
Кому? Чему?
окн
Кого? Что?
рожь
Т.п.
П.п.
Кем? Чем?
О ком? О чём?
Я
а
О
1-е скл. единственное число
И.п.
Кто? Что?
Р.п.
Кого? Чего?
Д.п.
стена
земля
Кому? Чему?
В.п.
Кого? Что?
Т.п.
Кем? Чем?
П.п.
О ком? О чём?
2-е скл. единственное число
И.п.
Р.п.
Кто? Что?
Д.п.
Кого? Чего?
окно
стол
Кому? Чему?
В.п.
конь
Кого? Что?
Т.п.
Кем? Чем?
П.п.
О ком? О чём?
3-е скл. единственное число
И.п.
Р.п.
Кто? Что?
Д.п.
Кого? Чего?
любовь
рожь
Кому? Чему?
В.п.
Кого? Что?
Т.п.
Кем? Чем?
П.п.
О ком? О чём?
З
В
[ ]
У
Согласный или гласный звук?
или
[ ]
К
[ ]
или
Б
И
[ ]
У
[ ]
К
[ ]
В
А
Поля́на [ п а л ̛̛ а́ н а ]-
З
В
[ ]
Согласный или гласный звук?
У
[ ]
или
или
К
[ ]
Б
[ ]
И
У
[ ]
[ ]
К
В
А
При перечислении делай паузу, а при письме ставь запятые.
Главные члены - это члены предложения, которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных - главный член односоставного предложения. Второстепенные члены - это члены предложения, не входящие в грамматическую основу и распространяющие («поясняющие» ) или главные члены предложения, или другие второстепенные члены.
Однокоренные (родственные) слова
Синонимы Слова – синонимы всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна, Как много в них священного для нас!
Омонимы Различен смысл в словах. И что же? Как близнецы они похожи. Груз подаёт подъёмный кран, И воду льёт в квартире кран.
1.Окончание
Измени форму слова. Найди изменяемую часть- окончание .
2.Корень
Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть- корень .
3.Суффикс
Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.
4.Приставка
Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки
5. Основа слова
Образец устного разбора слова дошкольник
- Изменяю форму слова: дошкольник ам , у дошкольник а , к дошкольник у .
В слове дошкольник - нулевое окончание.
2. Однокоренные слова: школ а , школ ьник , школь ный . В слове
до школ ь ник корень – школ –
3 . Школа – дошколь ник . Суффикс – ник -.
4. При школьный , школьный , до школьник . Приставка до - .
Образец письменного разбора
до школь ник
2
Порядок разбора слова по составу
Ю ле ю бочку купили,
Ю ре бр ю чки подарили.
Я ша и Я на я блоню тр я сли .
- -какой звук дает буква в начале слова?
- -какой звук дает буква в середине слова?
-какой звук дает буква в начале слова? -какой звук дает буква в середине слова?
Е л е - е л е Л е на е ла,
Е сть о т л е ни н е х о т е ла.
Ё лка с ё жиком похожа:
Ё ж в иголках, ё лка тоже.
«Русский медвежонок»
«Русский медвежонок»
«Русский медвежонок»
Общие правила написания сочинений
- Сочинение- это твоё небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам.
- ЗАГОЛОВОК. Любое сочинение должно иметь название. Тексты без заголовка называется « тексты не о чём ». Заголовок должен быть ёмким, то есть отражать содержание всего сочинения в целом, но кратким.
- Заголовок – это не просто слова: эти слова – всему голова.(С. Бондаренко)
- Будет хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф (высказывание или цитата перед сочинением, намекающее на основное содержание.
- ВСТУПЛЕНИЕ. Лучше не бросать своего будущего читателя сразу в гущу событий, а подвести его к гуще событий постепенно. Помните, что вступление – это лицо сочинения. Начать вступление можно по-разному:
- -с вопроса к читателю, например «А знаете ли вы, что…?»;
- - с определения , например «Дружба – это…»;
- - с обычного утверждения, например «Я хочу рассказать о …».
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть состоит из четырёх и более тезисов. В этих тезисах надо полностью раскрыть идею, главную мысль. Из одного тезиса должен вытекать другой.
- Все предложения и абзацы в сочетании нужно уметь связывать между собой. Для этого используйте в своих предложениях словосочетания: «НЕ ТОЛЬКО, НО И», «ПОЭТОМУ», «ЗА ЭТО Я ЕГО», «ЭТИМ МНЕ ОН» и так далее.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Теперь осталось написать заключение. На самом деле это не так просто. В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.
Учимся составлять текст -описание
- ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ - это такой текст, в котором описывается предмет или явление. В нём нет событий, при чтении текст как будто напоминает остановленный кадр фильма, который надо внимательно рассмотреть.
- В таком тексте используются интересные сравнения, образные (яркие) картины того, о чём рассказывается. Описанию помогают сравнения с чем-либо. Поэтому используй слова «как будто», «как», «словно», «похож на» т. д.
- Описание отвечает на вопрос КАКОЙ? Поэтому для текста –описания нужны прилагательные.
- Описание даётся для того, чтобы слушатель смог увидеть то, что видел ты.
- Описание должно быть взволнованным, изображение – красочным.
- Признаки предмета бывают разные. Это размер, цвет, вкус, запах, возраст, черты характера, внешний вид.
- ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ
- Представление предмета (человека, животного, растения).
- Основные признаки предмета (человека,
- животного, растения).
- Твоя оценка и твоё отношение к предмету
- (человеку, животному, растению).
- Твоё заключение (вывод)
Учимся составлять текст- повествование
- ТЕКСТ-ПОВЕСТОВАНИЕ - в нём есть последовательность событий. Текст похож на кадры фильма, которые идут один за другим, то есть действия протекают во времени чередой.
- Сочинение одно – повествование отвечает на вопросы КТО?, ЧТО ДЕЛАЛ?, ГДЕ?, КОГДА?, КАК?.
- Главная особенность повествования –сообщение о развивающихся действиях и об их завершении. Поэтому в повествовании много глаголов.
- Чтобы показать последовательность событий , в языке имеются такие слова, как «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».
- Виды сочинений –повествований
- Сочинение-воспоминание/наблюдение
- Сочинение – сказка
- Сочинение – мечта
- Сочинение – предположение
- В больших текстах описание и повествование сменяют друг друга. Автор описывает что-то, то рассказывает, повествует о событиях.
- ПЛАН СОЧИНЕНИЯ- ПОВЕСТВОВАНИЯ
- 1.Вступление.
- 2. Развитие действия – завязка (поступки героев, причины этих
- поступков).
- 3. Кульминация (самый напряжённый момент сюжета) действия.
- 4.Заключение (развязка).
Учимся составлять текст-рассуждение
- ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ - это текст, в котором даётся объяснение какому-либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. ПОЧЕМУ ЭТО ЕСТЬ? ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО? ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ? ПОЧЕМУ ТАК?
- В таком сочинении обычно используются слова «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО-ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК» - эти слова начинают объяснение, рассуждение, указывают причину.
- Рассуждение строится по следующему плану. Сначала высказывается какая-либо мысль, потом приводятся доказательства этой мысли, а затем – итог, то есть вывод доказательств.
- ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
- Вступление.
- Тезис (краткое содержание).
- Аргументы (доказательства тезиса - факты, примеры, утверждения);
- -доводы;
- -примеры, случаи, факты, цифры;
- -мнения влиятельных людей.
- Вывод.
Глухие звонкие: - Ст е пк а , х о ч е ш ь щ е ц ?
- Ф и!
Звонкие согласные: У л ь в а и ж а б ы мн о г о др у з е й .