СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки к урокам русского языка 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подсказки, памятки, плакаты, таблицы к урокам русского языка 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Памятки к урокам русского языка 3 класс»

ли с ёнок мы ш онок  тиг р ёнок бель ч онок

ли с ёнок мы ш онок тиг р ёнок бель ч онок

КЛАСТЬ

КЛАСТЬ

Мужской род И.п. Р.п Средний род  Какой? Женский род -ый, -ий, -ой Какое? Д.п.  Как ого ?  Как ого ?  -о́го, -его  Какому? В.п.  Какая? -ое, -ее Мн.ч. Т.п. Какой ? ( неодуш)  Какому? -ому, -ему -ая, -яя  Какой?  Какие?  -о́го, -его П.п  Какой? Как ое ?  Каким? -ому, -ему -ые, -ие -ой, -ей -ый, -ий, -ой   Каких?  Каким? О каком? -ой, -ей -ым, -им -ое, -ее Как ого ? (одуш.) -ых, -их  Какую?  Каким? О каком? -ом, -ем -ым, -им  Какие?  Какой? -ым, -им -ую, -юю -ого, -его -ом, -ем  Какими? О какой? -ой, -ей -ые, -ие  О каких? -ыми, -ими -ой, -ей -ых, -их

Мужской род

И.п.

Р.п

Средний род

Какой?

Женский род

-ый, -ий, -ой

Какое?

Д.п.

Как ого ?

Как ого ?

-о́го, -его

Какому?

В.п.

Какая?

-ое, -ее

Мн.ч.

Т.п.

Какой ? ( неодуш)

Какому?

-ому, -ему

-ая, -яя

Какой?

Какие?

-о́го, -его

П.п

Какой?

Как ое ?

Каким?

-ому, -ему

-ые, -ие

-ой, -ей

-ый, -ий, -ой

Каких?

Каким?

О каком?

-ой, -ей

-ым, -им

-ое, -ее

Как ого ? (одуш.)

-ых, -их

Какую?

Каким?

О каком?

-ом, -ем

-ым, -им

Какие?

Какой?

-ым, -им

-ую, -юю

-ого, -его

-ом, -ем

Какими?

О какой?

-ой, -ей

-ые, -ие

О каких?

-ыми, -ими

-ой, -ей

-ых, -их

«Правописание О – Е в окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и Ц»

«Правописание О – Е в окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и Ц»

За домом был (не)глубокий снег. Вид у кота был совсем (не)здоровый.

За домом был (не)глубокий снег.

Вид у кота был совсем (не)здоровый.

-н-, -ан-, -ян-, -ск- -ин-, -ов- -онн-,  -енн- Качественные прилаг. Относительные прилаг.

-н-, -ан-,

-ян-, -ск-

-ин-, -ов-

-онн-,

-енн-

Качественные прилаг. Относительные прилаг.

-н-, -ан-, -ян-, -ск- -ин-, -ов- -онн-,  -енн- Относительные прилаг. …… .. н - ……… енн - …… . нн -

-н-, -ан-,

-ян-, -ск-

-ин-, -ов-

-онн-,

-енн-

Относительные прилаг.

…… .. н -

……… енн -

…… . нн -

-н-, -ан-, -ян-, -ск- -ин-, -ов- -онн-,  -енн- Относительные прилагательные

-н-, -ан-,

-ян-, -ск-

-ин-, -ов-

-онн-,

-енн-

Относительные прилагательные

Суффиксы  -АН-, -ЯН-   пишутся в именах прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет: КОЖ АН ЫЙ= КОЖА +  АН ПЕСЧ АН ЫЙ= ПЕСОК +  АН СЕРЕБР ЯН ЫЙ =  СЕРЕБРО  + ЯН ШЕРСТ ЯН ОЙ= ШЕРСТЬ +  ЯН ГЛИН ЯН ЫЙ = ГЛИНА +  ЯН Имена прилагательные  КОЖ АН ЫЙ, ПЕСЧ АН ЫЙ,  СЕРЕБР ЯН ЫЙ ,  ШЕРСТ ЯН ОЙ, ГЛИН ЯН ЫЙ пишутся с одной буквой Н, так как суффикс в них начинается с букв  А , Я .  Запомнить слова-исключения помогает следующая загадка про ……..  Поверхность стекл я нн ая, рама дерев я нн ая, ручка олов я нн ая. (…………………..)

Суффиксы  -АН-, -ЯН-

  пишутся в именах прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет:

КОЖ АН ЫЙ= КОЖА +  АН

ПЕСЧ АН ЫЙ= ПЕСОК +  АН

СЕРЕБР ЯН ЫЙ СЕРЕБРО  + ЯН

ШЕРСТ ЯН ОЙ= ШЕРСТЬ +  ЯН

ГЛИН ЯН ЫЙ = ГЛИНА +  ЯН

Имена прилагательные  КОЖ АН ЫЙ, ПЕСЧ АН ЫЙ,  СЕРЕБР ЯН ЫЙ ШЕРСТ ЯН ОЙ, ГЛИН ЯН ЫЙ пишутся с одной буквой Н, так как суффикс в них начинается с букв  А , Я .

Запомнить слова-исключения помогает следующая загадка про ……..

Поверхность стекл я нн ая, рама дерев я нн ая, ручка олов я нн ая. (…………………..)

Суффикс  -ИН-  называют «звер ин ым».  При помощи суффикса  - ИН-  образуются имена прилагательные от одушевленных существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц. МЫШ ИН ЫЙ = МЫШЬ +  ИН КОМАР ИН ЫЙ = КОМАР +  ИН СОЛОВЬ ИН ЫЙ = СОЛОВЕЙ +  ИН

Суффикс  -ИН-  называют «звер ин ым».

При помощи суффикса  - ИН-  образуются имена прилагательные от одушевленных существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц.

  • МЫШ ИН ЫЙ = МЫШЬ +  ИН
  • КОМАР ИН ЫЙ = КОМАР +  ИН
  • СОЛОВЬ ИН ЫЙ = СОЛОВЕЙ +  ИН
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Нахожу слово-командир (имя сущ.) 2.Задаю вопрос к прилагательному подходящий вопрос 3.Выделяю окончания

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

  • 1. Нахожу слово-командир (имя сущ.)
  • 2.Задаю вопрос к прилагательному подходящий вопрос
  • 3.Выделяю окончания
Падежные окончания существительных О

Падежные окончания существительных

О

Правописание имён существительных единственного числа 1 скл. И.п.  земл  2 скл. Кто? Что? Р.п. Кого? Чего? конь  стол  3 скл. Д.п.  стен В.п. Кому? Чему? окн Кого? Что? рожь  Т.п. П.п. Кем? Чем? О ком? О чём? Я а О

Правописание имён существительных единственного числа

1 скл.

И.п.

земл

2 скл.

Кто? Что?

Р.п.

Кого? Чего?

конь стол

3 скл.

Д.п.

стен

В.п.

Кому? Чему?

окн

Кого? Что?

рожь

Т.п.

П.п.

Кем? Чем?

О ком? О чём?

Я

а

О

1-е скл. единственное число И.п. Кто? Что?  Р.п. Кого? Чего? Д.п.  стена земля Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чём?

1-е скл. единственное число

И.п.

Кто? Что?

Р.п.

Кого? Чего?

Д.п.

стена

земля

Кому? Чему?

В.п.

Кого? Что?

Т.п.

Кем? Чем?

П.п.

О ком? О чём?

2-е скл. единственное число И.п.  Р.п. Кто? Что? Д.п. Кого? Чего?  окно   стол Кому? Чему? В.п. конь Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чём?

2-е скл. единственное число

И.п.

Р.п.

Кто? Что?

Д.п.

Кого? Чего?

окно

стол

Кому? Чему?

В.п.

конь

Кого? Что?

Т.п.

Кем? Чем?

П.п.

О ком? О чём?

3-е скл. единственное число И.п.  Р.п. Кто? Что? Д.п. Кого? Чего?  любовь   рожь Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чём?

3-е скл. единственное число

И.п.

Р.п.

Кто? Что?

Д.п.

Кого? Чего?

любовь

рожь

Кому? Чему?

В.п.

Кого? Что?

Т.п.

Кем? Чем?

П.п.

О ком? О чём?

З В [ ] У Согласный или гласный звук? или [ ] К [ ] или Б И [ ] У [ ] К [ ] В А

З

В

[ ]

У

Согласный или гласный звук?

или

[ ]

К

[ ]

или

Б

И

[ ]

У

[ ]

К

[ ]

В

А

Поля́на [ п  а  л ̛̛ а́  н  а ]- З В [ ] Согласный или гласный звук? У [ ] или или К [ ] Б [ ] И У [ ] [ ] К В А

Поля́на [ п а л ̛̛ а́ н а ]-

З

В

[ ]

Согласный или гласный звук?

У

[ ]

или

или

К

[ ]

Б

[ ]

И

У

[ ]

[ ]

К

В

А

При перечислении делай паузу, а при письме ставь запятые.

При перечислении делай паузу, а при письме ставь запятые.

          Главные члены - это члены предложения, которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных - главный член односоставного предложения.   Второстепенные члены - это члены предложения, не входящие в грамматическую основу и распространяющие («поясняющие» ) или главные члены предложения, или другие второстепенные члены.

Главные члены - это члены предложения, которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных - главный член односоставного предложения. Второстепенные члены - это члены предложения, не входящие в грамматическую основу и распространяющие («поясняющие» ) или главные члены предложения, или другие второстепенные члены.

Однокоренные (родственные) слова

Однокоренные (родственные) слова

Синонимы   Слова – синонимы всегда близки по смыслу,  Разнятся лишь оттенками подчас.  Родимый край – Отечество – Отчизна,  Как много в них священного для нас!

Синонимы Слова – синонимы всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна, Как много в них священного для нас!

  Омонимы   Различен смысл в словах. И что же?  Как близнецы они похожи.  Груз подаёт подъёмный кран,  И воду льёт в квартире кран.

Омонимы Различен смысл в словах. И что же? Как близнецы они похожи. Груз подаёт подъёмный кран, И воду льёт в квартире кран.

 1.Окончание  Измени форму слова. Найди изменяемую часть- окончание . 2.Корень Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть- корень . 3.Суффикс Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса. 4.Приставка Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки 5. Основа слова Образец устного разбора слова дошкольник Изменяю форму слова: дошкольник ам , у дошкольник а , к дошкольник у .  В слове дошкольник - нулевое окончание. 2. Однокоренные слова: школ а ,  школ ьник , школь ный . В слове  до школ ь ник корень – школ –  3 . Школа – дошколь ник . Суффикс – ник -. 4. При школьный , школьный , до школьник . Приставка до - . Образец письменного разбора  до школь ник  2  Порядок разбора слова по составу

1.Окончание

Измени форму слова. Найди изменяемую часть- окончание .

2.Корень

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть- корень .

3.Суффикс

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

4.Приставка

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки

5. Основа слова

Образец устного разбора слова дошкольник

  • Изменяю форму слова: дошкольник ам , у дошкольник а , к дошкольник у .

В слове дошкольник - нулевое окончание.

2. Однокоренные слова: школ а , школ ьник , школь ный . В слове

до школ ь ник корень школ

3 . Школадошколь ник . Суффикс ник -.

4. При школьный , школьный , до школьник . Приставка до - .

Образец письменного разбора

до школь ник

2

Порядок разбора слова по составу

 Ю ле ю бочку купили, Ю ре бр ю чки подарили. Я ша и Я на я блоню тр я сли . -какой звук дает буква в начале слова? -какой звук дает буква  в середине слова?

Ю ле ю бочку купили,

Ю ре бр ю чки подарили.

Я ша и Я на я блоню тр я сли .

  • -какой звук дает буква в начале слова?
  • -какой звук дает буква в середине слова?
-какой звук дает буква в начале слова?  -какой звук дает буква  в середине слова?   Е л е - е л е Л е на е ла, Е сть о т л е ни н е х о т е ла.  Ё лка с ё жиком похожа: Ё ж в иголках, ё лка тоже.

-какой звук дает буква в начале слова? -какой звук дает буква в середине слова?

Е л е - е л е Л е на е ла,

Е сть о т л е ни н е х о т е ла.

Ё лка с ё жиком похожа:

Ё ж в иголках, ё лка тоже.

 «Русский медвежонок»  «Русский медвежонок»  «Русский медвежонок»

«Русский медвежонок»

«Русский медвежонок»

«Русский медвежонок»

Общие правила написания сочинений

  • Сочинение- это твоё небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам.
  • ЗАГОЛОВОК. Любое сочинение должно иметь название. Тексты без заголовка называется « тексты не о чём ». Заголовок должен быть ёмким, то есть отражать содержание всего сочинения в целом, но кратким.
  • Заголовок – это не просто слова: эти слова – всему голова.(С. Бондаренко)
  • Будет хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф (высказывание или цитата перед сочинением, намекающее на основное содержание.
  • ВСТУПЛЕНИЕ. Лучше не бросать своего будущего читателя сразу в гущу событий, а подвести его к гуще событий постепенно. Помните, что вступление – это лицо сочинения. Начать вступление можно по-разному:
  • -с вопроса к читателю, например «А знаете ли вы, что…?»;
  • - с определения , например «Дружба – это…»;
  • - с обычного утверждения, например «Я хочу рассказать о …».
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть состоит из четырёх и более тезисов. В этих тезисах надо полностью раскрыть идею, главную мысль. Из одного тезиса должен вытекать другой.
  • Все предложения и абзацы в сочетании нужно уметь связывать между собой. Для этого используйте в своих предложениях словосочетания: «НЕ ТОЛЬКО, НО И», «ПОЭТОМУ», «ЗА ЭТО Я ЕГО», «ЭТИМ МНЕ ОН» и так далее.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Теперь осталось написать заключение. На самом деле это не так просто. В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.
Учимся составлять текст -описание ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ - это такой текст, в котором описывается предмет или явление. В нём нет событий, при чтении текст как будто напоминает остановленный кадр фильма, который надо внимательно рассмотреть.  В таком тексте используются интересные сравнения, образные (яркие) картины того, о чём рассказывается. Описанию помогают сравнения с чем-либо. Поэтому используй слова «как будто», «как», «словно», «похож на» т. д.  Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?  Поэтому для текста –описания нужны прилагательные.  Описание даётся для того, чтобы слушатель смог увидеть то, что видел ты.  Описание должно быть взволнованным, изображение – красочным.  Признаки предмета бывают разные. Это размер, цвет, вкус, запах, возраст, черты характера, внешний вид. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ Представление предмета (человека, животного, растения). Основные признаки предмета (человека, животного, растения). Твоя оценка и твоё отношение к предмету (человеку, животному, растению). Твоё заключение (вывод)

Учимся составлять текст -описание

  • ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ - это такой текст, в котором описывается предмет или явление. В нём нет событий, при чтении текст как будто напоминает остановленный кадр фильма, который надо внимательно рассмотреть.
  • В таком тексте используются интересные сравнения, образные (яркие) картины того, о чём рассказывается. Описанию помогают сравнения с чем-либо. Поэтому используй слова «как будто», «как», «словно», «похож на» т. д.
  • Описание отвечает на вопрос КАКОЙ? Поэтому для текста –описания нужны прилагательные.
  • Описание даётся для того, чтобы слушатель смог увидеть то, что видел ты.
  • Описание должно быть взволнованным, изображение – красочным.
  • Признаки предмета бывают разные. Это размер, цвет, вкус, запах, возраст, черты характера, внешний вид.
  • ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ
  • Представление предмета (человека, животного, растения).
  • Основные признаки предмета (человека,
  • животного, растения).
  • Твоя оценка и твоё отношение к предмету
  • (человеку, животному, растению).
  • Твоё заключение (вывод)
Учимся составлять текст- повествование ТЕКСТ-ПОВЕСТОВАНИЕ - в нём есть последовательность событий. Текст похож на кадры фильма, которые идут один за другим, то есть действия протекают во времени чередой.  Сочинение одно – повествование отвечает на вопросы КТО?, ЧТО ДЕЛАЛ?, ГДЕ?, КОГДА?, КАК?.  Главная особенность повествования –сообщение о развивающихся действиях и об их завершении. Поэтому в повествовании много глаголов.  Чтобы показать последовательность событий , в языке имеются такие слова, как «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ». Виды сочинений –повествований Сочинение-воспоминание/наблюдение  Сочинение – сказка Сочинение – мечта Сочинение – предположение  В больших текстах описание и повествование сменяют друг друга. Автор описывает что-то, то рассказывает, повествует о событиях. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ- ПОВЕСТВОВАНИЯ 1.Вступление. 2. Развитие действия – завязка (поступки героев, причины этих поступков). 3. Кульминация (самый напряжённый момент сюжета) действия. 4.Заключение (развязка).

Учимся составлять текст- повествование

  • ТЕКСТ-ПОВЕСТОВАНИЕ - в нём есть последовательность событий. Текст похож на кадры фильма, которые идут один за другим, то есть действия протекают во времени чередой.
  • Сочинение одно – повествование отвечает на вопросы КТО?, ЧТО ДЕЛАЛ?, ГДЕ?, КОГДА?, КАК?.
  • Главная особенность повествования –сообщение о развивающихся действиях и об их завершении. Поэтому в повествовании много глаголов.
  • Чтобы показать последовательность событий , в языке имеются такие слова, как «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».
  • Виды сочинений –повествований
  • Сочинение-воспоминание/наблюдение
  • Сочинение – сказка
  • Сочинение – мечта
  • Сочинение – предположение
  • В больших текстах описание и повествование сменяют друг друга. Автор описывает что-то, то рассказывает, повествует о событиях.
  • ПЛАН СОЧИНЕНИЯ- ПОВЕСТВОВАНИЯ
  • 1.Вступление.
  • 2. Развитие действия – завязка (поступки героев, причины этих
  • поступков).
  • 3. Кульминация (самый напряжённый момент сюжета) действия.
  • 4.Заключение (развязка).
Учимся составлять текст-рассуждение ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ - это текст, в котором даётся объяснение какому-либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. ПОЧЕМУ ЭТО ЕСТЬ? ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО? ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ? ПОЧЕМУ ТАК?  В таком сочинении обычно используются слова «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО-ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК» - эти слова начинают объяснение, рассуждение, указывают причину.  Рассуждение строится по следующему плану. Сначала высказывается какая-либо мысль, потом приводятся доказательства этой мысли, а затем – итог, то есть вывод доказательств.  ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Вступление. Тезис (краткое содержание). Аргументы (доказательства тезиса - факты, примеры, утверждения); -доводы; -примеры, случаи, факты, цифры; -мнения влиятельных людей. Вывод.

Учимся составлять текст-рассуждение

  • ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ - это текст, в котором даётся объяснение какому-либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. ПОЧЕМУ ЭТО ЕСТЬ? ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО? ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ? ПОЧЕМУ ТАК?
  • В таком сочинении обычно используются слова «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО-ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК» - эти слова начинают объяснение, рассуждение, указывают причину.
  • Рассуждение строится по следующему плану. Сначала высказывается какая-либо мысль, потом приводятся доказательства этой мысли, а затем – итог, то есть вывод доказательств.
  • ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
  • Вступление.
  • Тезис (краткое содержание).
  • Аргументы (доказательства тезиса - факты, примеры, утверждения);
  • -доводы;
  • -примеры, случаи, факты, цифры;
  • -мнения влиятельных людей.
  • Вывод.
Глухие звонкие: - Ст е пк а , х о ч е ш ь щ е ц ?  - Ф и! Звонкие согласные: У л ь в а и ж а б ы мн о г о др у з е й .

Глухие звонкие: - Ст е пк а , х о ч е ш ь щ е ц ?

- Ф и!

Звонкие согласные: У л ь в а и ж а б ы мн о г о др у з е й .