Ребенок тревожен, испытывает страхи. * Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно». * Ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность. * С пониманием относитесь к страхам и тревогам: не смейтесь, не пытайтесь насильно и сразу преодолеть страх. * Объясните ребенку, что представляет собой пугающий объект, как он устроен, «откуда берется». * Запаситесь терпением, если ничто не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше). Ребенок агрессивен. Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт в зародыше, направляя интерес в другое русло Расширяйте кругозор ребенка. Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом. Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл. Установите строгий запрет на агрессивные действия. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их. Хвалите, поощряйте. Если похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу. Ребенок гипердинамичен Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать- делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально. Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью. Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои. Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст уверенность в своих силах. Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию. Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом Ребенок медлителен. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться. Не повышать голос. Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время «на раскачку». Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением. Ребенку категорически противопоказан временной цейтнот, поэтому никогда не позволяйте работать на время. Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах- подбодрите, самый ничтожный успех- подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха. Вырабатывайте у ребенка чувство времени. Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, будет стремиться согласовать свои действия с действиями других. Ребенок безволен. Чаще говорите ребенку, что вы уверены в нем, знаете, что у него все обязательно получится. Подбирайте занятия, поручения, труд по интересам, желаниям, умениям и возможностям ребенка. Поощряйте и подчеркнуто хвалите за все виды деятельности, требующие усилия воли. Соблюдайте дозировку работы. Нагрузку увеличивайте постепенно. Используйте игры со строгими правилами, так как соблюдение правил в игре способствует проявлению воли. Научите ставить цель, планировать деятельность, правильно ее выполнять и сличать результат с запланированным. Ребенок лжет. Уча ребенка честности, будьте честны сами. Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выясните причину лжи. Причинами лжи могут быть: нужда в похвале или проявлении любви взрослого, попытка скрыть свою вину, попытка избежать наказания, желание выразить свою враждебность тому, кому лжет. Найдя причину лжи, постарайтесь помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему. Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи и дает оценку собственному проступку. Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки. |