Парафазия – это симптом ряда речевых и неврологических расстройств, характеризующийся заменой правильных звуков, букв, слогов, слов другими, не соответствующими нормам и правилам языка. Встречается у пациентов с афазией, алалией, различными видами деменции. Замены могут быть литеральными, вербальными, зеркальными. Парафазии выявляются в рамках диагностики ведущего клинического синдрома. Коррекционная работа проводится по нескольким направлениям: минимизация последствий церебральных повреждений, коррекция нарушенных психических функций, речевая реабилитация.
Классификация
Термин «парафазия» происходит от двух греческих слов: «рara» – «около», «рhasis» – «речь» и может быть интерпретирован как «приблизительное высказывание». Суть расстройства заключается в замене части или целого слова другим, искажающим структуру и смысл единицы речи. Замены на письме носят название параграфии, при чтении - паралексии. В современной логопедии выделяют 3 вида парафазий:
Литеральные (фонематические, буквенные) ‒ ошибочные употребления отдельных звуков, букв или слогов внутри слова (например, «дверь» вместо «зверь»). Литеральные замены обусловлены нарушением моторного либо сенсорного контроля за собственной речью. Характерны для поражения лобных отделов.
Вербальные (словесные) ‒ использование вместо правильного слова неточного, но относительно близкого в смысловом отношении, принадлежащего к той же категории (например, «вода» вместо «река»). Связаны с семантическими и мнестическими нарушениями. Возникают при поражении височно-теменных зон.
Зеркальные – искажение структуры слова таким образом, что его начало и конец произносятся правильно, а в середине звуки либо слоги меняются местами (например, «барт» вместо «брат»). пациенты с данной формой парафазии обладают способностью бегло и безошибочно читать слова, написанные в зеркальном отображении.
Причины парафазии
Алалия
Как литеральные, так и вербальные парафазии встречаются в речи алаликов. В случае моторной алалии в основе данного симптома лежат трудности поиска и переключения артикуляционной позы, проблемы усвоения двигательной схемы слова, бедность лексического запаса. Характерен речевой негативизм (нежелание говорить). Все этапы речевого развития запаздывают и искажаются. Нарушается слоговая структура слова, не усваиваются грамматические категории, страдает лексика и связная речь. В грубых случаях речь остается на уровне звукоподражаний, лепета, мимики и жестикуляции.
Возникновение парафазий при сенсорной алалии обусловлено неспособностью ребенка дифференцировать на слух речевые звуки. Это приводит к их многочисленным заменам, приблизительности артикуляции, искажению звуконаполняемости слова. Типичными проявлениями служат персеверации, контаминации, эхолалические повторения. Смысл речи при этом теряется.
Алалия и сопутствующая ей симптоматика обусловлены врожденными или рано приобретенными (в довербальном периоде) поражениями речевых зон церебральной коры. Повреждающими факторами могут выступать:
Парафазия при алалии
Афазия
Явления парафазии присутствуют в речи больных с различными формами афатических расстройств. Нарушение слухового контроля и слухового внимания лежит в основе акустико-гностической афазии. При сенсорной афазии встречаются как вербальные, так и фонематические парафазии, что связано с феноменом отчуждения смысла слова – потерей константного звучания фонем и слов. Наряду с парафазиями присутствует логорея, витиеватость высказываний, быстрое истощение слухового внимания.
Акустико-мнестическая афазия характеризуется дефектом слухоречевой памяти. Проявляется быстрым забыванием информации, словарным дефицитом, трудностями понимания. Этим объясняется наличие в речи большого количества вербальных парафазий, затруднениями при назывании предметов.
Моторные афазии (эфферентная и афферентная) обусловлены наличием артикуляционных трудностей в реализации моторной программы высказывания. В обоих случаях возникают литеральные парафазии: при афферентной форме они выражаются в заменах артикуляционно близких звуков, при эфферентной – слогов. Аналогичные трудности присутствуют и в письменной речи.
Афатические расстройства вызваны органическими поражениями речевых систем мозга, произошедшими в период владения речью. В числе основных причин:
ОНМК (геморрагические, ишемические инсульты);
открытые и закрытые ЧМТ;
воспалительные заболевания: менингиты, энцефалиты;
церебральные опухоли и др.
Деменция
У больных с умеренной степенью слабоумия отмечаются проблемы с памятью и связанные с ними вербальные парафазии. Человек забывает названия предметов, обозначая их похожими по смыслу или звучанию словами. Распадаются навыки чтения и письма. Происходит обеднение лексического запаса, снижение беглости речи. В тяжелой стадии речевая активность сокращается до единичных слов и фраз либо утрачивается полностью. Парафазии присутствуют в клинике сосудистых (церебральный атеросклероз), атрофических (болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона), сенильных и других деменций.
Диагностика
Парафазии являются речевым симптомом, указывающим на наличие неврологического дефицита, поэтому наряду с логопедом пациенты должны быть обследованы врачом-невропатологом, нейропсихологом. Конкретный план и содержание этапов диагностики зависит от искомой патологии. В большинстве случаев требуется:
Неврологическое обследование. Направлено на выявление этиофакторов, лежащих в основе речевых нарушений. Включает проведение нейровизуализационных исследований головного мозга (МРТ, МРА церебральных сосудов, ПЭТ-КТ), электрофизиологических (РЭГ, ЭЭГ) и инвазивных методик (люмбальная пункция).
Нейропсихологическая диагностика. Начинается с предварительной беседы, в ходе которой выясняется осознанность ситуации, ориентация в окружающем, критичность к своему состоянию. Затем исследуются различные виды гнозиса и праксиса, состояние памяти и мышления, интеллектуальных процессов.
Логопедическое обследование. У лиц с алалией и афазией изучается уровень владения импрессивной и экспрессивной речью. Уделяется внимание состоянию артикуляционной моторики, фонематических процессов, пониманию вопросов и инструкций. Выявляется наличие парафазии и ее вида. Если до заболевания пациент владел чтением, счетом и письмом, исследуется сохранность навыков.
Логопедические занятия
Коррекция
Медицинский этап
Парафазия – не самостоятельное нарушение, поэтому ее устранение напрямую зависит от терапии основного заболевания. Нейрореабилитация при поражениях головного мозга складывается из медикаментозного и вспомогательного лечения. Пациентам назначаются курсы ноотропов, антигипоксантов, вазоактивных, противосудорожных препаратов. В восстановительном периоде показаны занятия ЛФК, физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, дарсонвализация, электромиостимуляция), механотерапия.
Нейропсихологическая помощь
Направлена на преодоление речевого негативизма, активизацию межполушарных связей, коррекцию нарушений ВПФ, замедление прогрессирования когнитивного дефицита. В детском возрасте основу занятий с нейропсихологом составляет игровая терапия. Во всех возрастных группах полезны нейродинамическая гимнастика, нейропсихологические упражнения, аутотренинги, психотерапия. Важное значение имеет работа с родственниками пациента.
Логопедический этап
Речевая реабилитация, направленная на преодоление парафазии и других нарушений речи, проводится параллельно с предыдущими этапами. Ее содержание зависит от структуры речевого дефекта, главным образом – от нарушения моторного или сенсорного компонента речи.
При расстройствах моторного звена речевого акта задачами логопедической коррекции выступают:
преодоление артикуляционной апраксии: артикуляционная гимнастика; логопедический массаж; электростимуляция оральных мышц;
активизация речевой активности (при алалии), растормаживание речи (при афазии);
наращивание/актуализация словаря и развитие связной речи.
При парафазии, вызванной сенсорными речевыми расстройствами, работа направлена на:
активизацию слухового гнозиса;
развитие дифференцированного восприятия звуков речи;
формирование понимания речи;
тренировку слухоречевой и зрительной памяти.