Е. А. Парфёнцева, преподаватель русского языка и литературы филиала БИТУ «Солигорский государственный горно-химический колледж»
Методический приём «Цитата дня»
Одной из важнейших задач языкового и литературного образования является формирование у учащихся речевой культуры. Для её реализации во всех видах речевой деятельности учеников (слушание, говорение, чтение и письмо) следует использовать различные инновационные приёмы. Одним из таких приёмов является рубрика «Цитата дня». Его суть состоит в том, что на каждое занятие ребята по очереди (можно использовать список в журнале) самостоятельно выбирают цитату, которую озвучивают в начале урока. Они называют её автора, сообщают некоторые сведения о нём, объясняют свой выбор. Цитата может быть на любую тему, принадлежать любому автору.
В начале года на первом занятии педагог рассказывает учащимся, что это за рубрика, как они будут с ней работать, что от них требуется. Ребята получают возможность проявить себя, поучаствовать в своего рода конкурсе на лучшую цитату, так как в конце семестра при подведении итогов победителя ожидает награда. Первую цитату выбирает преподаватель, называет её автора, интересуется у учащихся, что они знают о нём. На занятиях по языку можно рассмотреть лексику или синтаксис фразы, на занятиях по литературе — обсудить смысловое наполнение, способ передачи главной мысли, приёмы выразительности, связь с изучаемым произведением.
В зависимости от темы занятия можно по-разному расставлять акценты: затронуть самые различные этические, моральные, философские, социальные и психологические аспекты; обратить внимание ребят на какие- то важные моменты, заставить задуматься над ними; просто ознакомить их с жемчужинами мудрости.
Для педагога использование этого приёма — своеобразный способ держать себя в «тонусе», совершенствовать своё языковое чутьё, так как до начала занятия ему неизвестно, что именно прозвучит в аудитории в данной рубрике.
Для учащихся поиск и выбор цитаты — ещё один путь к самообразованию. Они пытаются не просто выбрать какую-либо фразу, но и определить, что хотят и готовы озвучить при всех, ведь обсуждение может затронуть самые разные проблемы и темы.
В процессе работы с цитатой актуализируются знания из различных областей языка, литературы, истории, географии, философии и других дисциплин. Для учителя открывается неограниченная возможность связать предложенную фразу с тем, что ему хотелось бы услышать, в ненавязчивой форме донести разнообразную информацию до ребят.
Стоит отметить, что этот приём также способствует развитию речи учеников, умений грамотно формулировать основную мысль, кратко выражать своё мнение. У современных учащихся наблюдаются определённые сложности с выражением своих мыслей. У них не хватает словарного запаса, не развито умение ясно излагать и чётко аргументировать свою точку зрения. В начале года они пытаются помогать себе жестами, выражаются или многословно, или отрывисто и бессвязно. Постепенно ребята учатся выражаться лаконично и по существу. Их формулировки становятся более корректными. Иногда кто-нибудь из них даже пытается предугадать возможные вопросы преподавателя, торопясь озвучить всё, что увидели в предложении: синонимы, антонимы, метафоры, синтаксический параллелизм, парцелляцию, какие части речи преобладают, какие орфограммы бросаются в глаза и т. п.
В качестве примера покажем, как этот приём используется в работе с учащимися первых курсов колледжа. Первой цитатой, выбранной педагогом, была китайская пословица: «Учителя только открывают двери, дальше вы идёте сами». При обсуждении заострялось внимание ребят на том, что процесс обучения — действие не одностороннее, что куда важнее, когда все его участники настроены на активное получение знаний.
Из опыта применения приёма следует отметить, что первые цитаты ученики всегда выбирают по принципу опорных слов: учёба, учитель, знания, образование, труд и т. п. Затем ребята настраиваются на более доверительные отношения, и постепенно темы становятся более разнообразными, иногда даже интригующими. Подход к выбору авторов тоже становится более неформальным: от академически известных личностей
постепенно ребята переходят к тем, кто вызывает интерес у современной молодёжи.
Приведём примеры цитат, выбранных учащимися первого курса в течение первого семестра учебного года:
Учитесь у всех, не подражайте никому (Максим Горький)',
Каков человек, такова его речь (Сократ );
Тот, кто учится не размышляя, впадёт в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении (Конфуций ).
Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра (Отто фон Бисмарк);
Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей (Максим Горький);
Умение легко перейти от шутки к серьёзному и от серьёзного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают (Фрэнсис Бэкон);
Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать (китайская пословица);
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой (Марк Твен);
Необъяснимая штука — душа. Никто не знает, где находится, но все знают, как болит (Антон Павлович Чехов);
Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он переворачивается на другой, а когда ему жить неудобно — он только жалуется. А ты сделай усилие — перевернись (Максим Горький);
Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал (Конфуций);
Чем старше и мудрее человек, тем меньше ему хочется выяснять отношения. Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти (Бернард Шоу).
Можно проследить, как постепенно обогащается тематика озвученных фраз, уходит страх выбрать «неправильную» цитату. Ученики начинают предлагать то, что интересно им самим, иногда даже провокационные и спорные высказывания. Для внимательного педагога это тоже своеобразные знаки, позволяющие понять, чем живёт ребёнок, что его волнует.
В своей работе педагог может использовать социальные сети. Например, в созданной группе в «Вконтакте» после каждого занятия обновляется рубрика «Конкурс цитат», где без указания фамилий учащихся приводятся все названные ими цитаты.
В конце первого семестра подводятся итоги. Конечно, они всегда субъективны, так как не существует точных критериев оценивания. При выборе победителя, как правило, обращается внимание на глубину фразы, оригинальность, смелость подачи. Если возникают трудности, можно прибегнуть к помощи коллег (например, обратиться к методисту, заведующему отделением, другому филологу). На втором курсе обучения, когда группа уже свободно общается с преподавателем, можно предложить проголосовать самим ученикам заранее — выбрать 2—3 финалистов.
Во втором семестре ребята становятся уже изобретательнее и смелее в выборе цитат. Здесь уже включается азарт не только победить в конкурсе, но и оказаться интереснее, оригинальнее других:
Жизнь — это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми (Уильям Фолкнер);
Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям (Жан Поль);
Ни разу не упасть — не самая большая заслуга в жизни. Главное каждый раз подниматься (Нельсон Мандела);
Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение (Марина Цветаева);
Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ их написать (Бернард Шоу);
Скажите людям, что есть невидимый человек на небе, который создал Вселенную, и большинство поверит. Скажите им, что краска не высохла, и они воткнут в неё палец, чтобы убедиться в этом (Джордж Карлин );
Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают (Карел Чапек);
Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения (Марк Твен).
Хочется отметить, что приём «Цитата дня» можно использовать в процессе изучения различных учебных дисциплин. Он позволяет ненавязчиво, но эффективно работать над формированием у учащихся различных языковых и речевых навыков. Этот приём также повышает интерес к изучению предмета, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность учеников.