СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парламентский час на тему "Конституция основной закон нашей страны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать и как внеклассное мероприятие в рамках Парламентского урока.

Просмотр содержимого документа
«Парламентский час на тему "Конституция основной закон нашей страны"»

Внеклассное мероприятие

«Конституция России – основной закон нашей страны»

Цель:

- продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации;

Задачи:

- вспомнить основные статьи Конституции РФ;

- расширить знания по Конституции России;

-формировать правовую культуру учащихся;

- воспитывать осознанное уважение и ценностное отношение к основному закону страны;

-способствовать подготовке к ОГЭ по обществознанию

Оборудование: презентация, маршрутные листы, текст гимна РФ

Класс: 9

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Погружение в проблему. Слайд 1.

(парты расположены полукругом, звучит начало гимна РФ)

Вед.: Здравствуйте! Сегодня по всей стране проходит парламентский урок. Внимание черный ящик..! Как вы думаете, что лежит в ящике?

Ответы учащихся:….

Вед.: Совершенно правильно, здесь находиться конституция РФ. Скажите, что такое – Конституция РФ.

Ответы учащихся:…документ, постановление, устройство и т.д.

2.Мотивация.

Вед.: Верно. Тема нашего мероприятия « Конституция – основной закон нашей страны». Цель : повторить Конституцию РФ в виде путешествия.

Сегодня мы попытаемся вспомнить все разделы конституции и применить свои знания на практике. Каждый сможет стать участником игры «Путешествие по Конституции РФ» , а один из вас станет ее лучшим знатоком. Я желаю вам быть активными, набрать как можно баллов, участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы ведущего. Для начала скажите какие ассоциативные слова вы можете назвать с понятием Конституция?

Ответы учеников: См. Слайд 2.

3.Актуализация знаний. Структура Take Off – Touch down.

Вед.: Встаньте те, кто знает дату принятия последней Конституции

Сколько разделов имеет Конституция?

Сколько статей?

Как называется Глава 1, 2, 3,4,5,6,7,8.9.

О чем говориться в разделе 2?

Ответы см.в приложении 1.

4.Этап усвоения знаний. (участникам раздаются маршрутные листы, см. в приложении 2)

Вед.: Сейчас вы получите маршрутные листы, в которых будете записывать набранные баллы по ходу всего мероприятия. Мои помощники будут следить, четко контролировать, вести строгий учет набранных баллов.

Итак, Глава 1- Основы конституционного строя. Слайд 4.

Скажите, что такое Российская Федерация и назовите статью.

Вед.: Что является высшей ценностью и обязанностью государства?

Вед.: Что является высшим непосредственным выражением власти народа?

Вед.: Кто осуществляет государственную власть в РФ?

Ответы см. в приложении 3.

Вед.: Молодцы. Глава 2- Права и свободы человека и гражданина.

Назовите права, которые принадлежат человеку от рождения, ст.17,п.2.

Вед.: Назовите гарантии.

Вед.: Назовите обязанности граждан.

Вед.: Хорошо, а теперь проверим ваши знания на практике.

Ответы см.в приложении 4.

1конкурс «Какие права нарушены»

Слайд 4. Ответы см. в приложении 5.

2конкурс «Песня о правах»

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

Слайд 5. Ответы см.в приложении 6.

3конкурс « Ситуации»

Слайд 6. Ответы см. в приложении 7.

Вед.: Молодцы! Глава 3-Федеративное устройство.

Вед.: Что находиться в составе Российской Федерации?

Вед.: Назовите города федерального значения.

Вед.: Является ли оборона и безопасность в ведении РФ?

Вед.: Допускается ли введение и эмиссия других денег в РФ?

Вед.: Назовите государственные символы РФ.

Слайд 7. Ответы см. в приложении 8.

Конкурс « Гос.символы»

Слайд 7. См. условия конкурса в приложении 9.

Вед.: И с этим заданием справились.

Глава 4 – Президент Российской Федерации.

Кем является Президент Российской Федерации, укажите статью.

Вед.: Ст.80, п.3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления чего?

Вед.: Может ли стать президентом человек в возрасте 34 лет?

Ответы см. в приложении 10.

Конкурс «Хочу быть президентом»

( нужно вставить пропущенные слова )

Слайд 8. Ответы см. в приложении 11.

Конкурс «Принесение народу присяги»

(нужно представить себя в роли президента и попробовать принести присягу.(Статья 82.п.1))

Структура Corners.

( названия следующих глав прикреплены в разных углах комнаты, нужно подойти к каждому и выполнить предлагаемые задания)

Глава 5-Федеральное Собрание. Слайд 9.

Глава 6-Правительство Российской Федерации. Слайд 10.

Глава 7-Судебная власть. Слайд 11.

Главе 8-Местное самоуправление. Слайд 12.

5. Рефлексия.

Вед.: Итак, все этапы пройдены. Можно подвести итоги нашего путешествия.

Лучшим знатоком Конституции РФ признан ……………………… Конституция Российской Федерации направлена на создание сильного государства, которое должно служить обществу, людям, работать на благополучие каждого человека, обеспечение ему достойной жизни.

Мы все хотим жить в сильном, процветающем государстве, иметь возможность достойно трудиться и отдыхать, в полной мере использовать свои силы, реализовывать способности. Чтобы сделать Россию более прогрессивной, сильной, более демократичной и свободной, по-настоящему великой державой, необходимо каждому россиянину принять участие в ее судьбе, быть патриотом своей страны! Я думаю, что данное мероприятие было полезным.

В заключении, попробуйте сказать о Конституции РФ кратко по типу синквейна.

Составление синквейна.

1. Тема синквейна

2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему

3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна

4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме

5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение

(примерные ответы учащихся)

Конституция

справедливая, демократическая

регулирует, закрепляет, обеспечивает

Конституция – обладает высшей юридической силой.

Конституция – закон, основа демократии.

Конституция

нужная, грамотная

оберегает, защищает, помогает

Конституция– главный документ по которому живет народ.

Конституция – настольная книга.

6.Подведение итогов.

Вед.: В начале мероприятия мы слушали Гимн РФ, и пытались воспроизвести по памяти строки Гимна РФ, автором которого является С.Михалков. А сейчас я предлагаю всем вместе исполнить Гимн РФ, прочувствовать принадлежность к своей Родине, испытать гордость за свою Великую Державу, гражданами которой мы с вами являемся. Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордиться ею. Вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

Ученик. Живу в России, россиянин – я!

Я это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна.

Поэтому и дорожим мы ею!

(все присутствующие исполняют гимн РФ)



Приложение 3.

Ответы:

Ответ: Ст.1. Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ответ: Ст.2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Ответ: Референдум и свободные выборы.

Ответ: Ст.11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Приложение 4.


Ответ: Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, на свободный выбор языка общения, наследования, труд, жилище, охрану здоровья, отдых, образование и т.д.

Ответ: Каждому гарантируются социальное обеспечение, свобода разных видов творчества, судебная защита прав и свобод, получение квалифицированной юридической помощи.

Ответ: Каждый обязан платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду. Защита Отечества является долгом и обязанностью.





Приложение 5


Ответы:


1.(“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

2. (“Ледяная избушка”).

3. (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

4. (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

Приложение 6.


1.(право на свободу передвижения, мирных собраний)

2. (право на отдых).

3. (право на образование).

4. (обязанность встать на воинский учет).

Приложение 7.

Ситуация 1.

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

Ответ .Да, могут. В соответствии со ст. 38 Конституции РФ – трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.


Приложение 8.

Ответ: Субъекты РФ, города федерального значения, Еврейская автономная область, и 4 автономных округа.

.Ответ: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

Ответ: Да.

Ответ: Нет. Ст.75 КРФ. Денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается.

Ответ: Государственный флаг, герб и гимн РФ.


Приложение 9.

Конкурс « Гос.символы»

1.Государственный флаг

Группам выдаются наборы полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственный флаг России.

2.Государственный гимн.

Группам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатано по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна РФ. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.

3.Государственный герб.

Группы получают изображения государственных герба РФ. Необходимо найти ошибки.


Приложение 10.

Ответ: Ст.80, п.1. Президент Российской Федерации является главой государства ; и гарантом Конституции РФ. Ст.80, п.2.

Ответ:…внутренней и внешней политики государства.

Ответ: Нет. Ст.81,п.2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Приложение 11.

Ст.83.Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации.

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации

к) формирует Администрацию Президента Российской Федерации

Ст.87.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Ст.91. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Конкурс «Принесение народу присяги»

(нужно представить себя в роли президента и попробовать принести присягу.(Статья 82.п.1))

Приложение 12.

Вед.: Отлично! Глава 5-Федеральное Собрание.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации- является каким органом Российской Федерации.

Ответ: Ст.94 КРФ. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации- является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Вед.: Сколько палат имеет Федеральное Собрание?

Ответ: 2 палаты – Совет Федерации и Государственная Дума.

Вед.: Сколько депутатов в Гос.Думе и на какой срок она избирается?

Ответ: 450 депутатов, сроком на 5 лет.

Вед.: Кто может быть депутатом Государственной Думы?

Ответ: Ст.97 КРФ. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Вед.: Кто открывает первое заседание Государственной Думы?

Ответ: Ст.99,п.3 КРФ. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Вед.: Что относиться к ведению Совета Федерации и Государственной Думы?

Ответ: Ст.102 и Ст.103 КРФ.

Вед.: Следующая Глава 6-Правительство Российской Федерации.

Какую власть осуществляет Правительство Российской Федерации?

Ответ: Исполнительную.

Вед.: Кем назначается Председатель Правительства Российской Федерации?

Ответ: Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Вед.: Кто может выразить недоверие Правительству Российской Федерации?

Ответ: Государственная Дума.

Задание 1.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет:

1)Государственная Дума 3)Президент

2)Совет Безопасности 4) Правительство

Задание 2.

Верны ли суждения об исполнительной власти в Российской Федерации?

А. Исполнительная власть в РФ представлена Правительством во главе с Председателем Правительства.

Б. Главой исполнительной власти в РФ является Президент?

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны

Вед.: Идем дальше. Глава 7-Судебная власть.

Кем осуществляется правосудие в РФ?

Ответ: Ст.118,п.1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Вед.: Кто может быть судьями ?

Ответ: Ст.119. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Вед.: Назовите суд в котором 19 судей.

Ответ: Конституционный Суд РФ.

Вед.: Какой суд решает экономические споры?

Ответ: Высший Арбитражный Суд РФ.

Вед.: Какой суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам?

Ответ: Верховный Суд РФ.

Задание 1.

(Впишите название судов, к которым выдвигаются следующие требования)

Название суда

Возраст

Стаж


40

15


35

10


35

10


Вед.: Что вы можете сказать о Главе 8-Местное самоуправление.

Ответ: Ст.130,п.1.Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения , владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Ст.130,п.2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Приложение 13.

ТЕКСТ

Государственного гимна Российской Федерации

(слова С.Михалкова)

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Приложение 14.


1 Сообщение о гербе ( с использованием иллюстраций, видеоматериалов). У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны.

На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Над головами орла мы видим три короны (две малые и одну большую). В его левой лапе – держава, а в правой – скипетр.

Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями.

Держава – это золотой шар с крестом наверху.

А на груди на красном щите – всадник. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона.

- Три короны (две малые и одна большая) – символы союза республик, краев и областей, из которых состоит РФ.

Скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства.

Всадник, поражающий копьем дракона, – готовность народа встать на защиту родной земли от врагов.


Почему у орла две головы? Среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости.

А еще Россия – страна, которая расположена в двух частях света – Европе и Азии, потому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.

Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы. Одна смотрит на запад, другая – на восток, охраняя государство.

Интересно узнать, кто такой Георгий Победоносец?

В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Георгии, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье: напал на людей лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре ни у кого не осталось ни овец, ни коров, ни коз. Змей велел приводить к нему людей на съедение. Бросили жребий и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал молодой воин по имени Георгий на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

- В центре герба еще один герб. Кто догадается – какой? (Герб Москвы.). Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины - Москвы. Святой Георгий изображен на фоне красного поля, поражающий копьем черного змея. Герб был утвержден в 1781 году, в годы правления Екатерины Второй.