Учитель: Хомутова И.А.
Вводная часть: – Здравствуйте, ребята! Для предстоящей работы распределитесь на пары (ученики садятся парами). – Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено? (На слайде демонстрируется иллюстрация (рис.1)). – Как называют сведения об окружающем нас мире? Эти сведения мы получаем различными способами и нам помогают органы чувств. (Учащиеся называют термин). Это информация. Рис. 1. Информация –Сегодня мы будем изучать тему «Информация. Виды и формы информации». Запишите. Все записи и схемы, которые я делаю на доске, переносите их в свои тетради. |
1-й фронтально-парный цикл |
Вброс содержания |
Объяснение учителя: Кто владеет информацией – владеет миром. (Э. Талейран - дипломат, Франция) В Федеральном закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следующее определение этого термина: «Информация — это сведения, знания, новости независимо от формы их представления». (Учитель приглашает обучающихся показать стрелками, вид источника получения информации). -Как вы думаете к какой форме представления информации можно отнести речь, текст, изображение, цифровые данные, графики, таблицы? (Сведения) -Объяснение и понимание? (Знания) -Актуальные события? (Новости) Учитель выслушивает ответы детей, затем делает вывод: -Существует несколько форм информации: -Сведения(сообщения) - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц; -Знания – это зафиксированная, проверенная, обработанная информация; -Новости –это новая информация, которую вы только узнали. | На слайде демонстрируется источники информации Рис. 2. Источники информации |
Запуск парной работы |
Учитель дает задания для работы в парах: – Пересказать объяснение учителя с опорой на схему (рис.2). Один напарник пересказывает, второй – дополняет, корректирует. Затем поменяться ролями. |
Работа в парах и её отладка |
Во время парной работы учитель: проверяет включенность каждого из напарников; выясняет, о чем идет разговор в паре; подходит к парам, у которых возникали трудности в работе; отвечает на вопросы конкретных учеников (не привлекая внимание других участников) |
Акцентирование |
Учитель осуществляет акцентирование на способы работы в парах (спрашивает обучающихся из разных пар): – Кто первый пересказывал? Были ли дополнения? Что напарник не учел в своем изложении? |
Учитель фронтально осуществляет акцентирование на содержание учебного материала: -Когда вышел Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»? -Что такое информация? - На какие формы подразделяется информация? |
2-й фронтально-парный цикл |
Вброс содержания |
Объяснение учителя: –Ребята, как вы думаете, как можно представить информацию? (При затруднении учитель задает наводящие вопросы, которые могут включать различные ситуации из жизни. При получении правильных ответов учитель делает опору на доске). –Можно представить информацию: по способу восприятия, по форме представления. | Записи учителя на доске: Рис. 3. Представление информации |
Запуск парной работы |
Учитель дает задания для работы в парах: – Прочитать текст «Восприятие информации по способу и по форме представления» (см. прил.1). Первый вариант читает про восприятие информации по способу; второй вариант –о форме представления информации. При чтении текста один напарник читает вслух, другой следит глазами и читает про себя). – На основе прочитанного придумать символы или схематичные рисунки, которые позволят без надписей назвать способы и формы представления информации. Дополнить свои схемы. |
Работа в парах и её отладка |
Во время парной работы учитель: проверяет разделение труда, придерживаются ли очерёдности. подходит к парам, у которых возникали трудности в работе, отвечает на вопросы; обращает внимание на соответствие схем (рисунков) на доске и в тетради; наблюдает за психологическим климатом в паре (если климат неблагоприятный – делает замечания, разрешает конфликты) |
Акцентирование |
Учитель осуществляет акцентирование на способы работы в парах (спрашивает обучающихся из разных пар): – Получилось ли при работе в паре поочередно читать текст? Какие трудности возникли при выборе символов для схемы? |
Учитель фронтально осуществляет акцентирование на содержание учебного материала: – Какими условными знаками дополнили схему? Давайте на доске дополним схему и объясним каждый вид информации (учитель приглашает по очереди пятерых обучающихся). Рис. 4. Вид информации (с дополнениями) |
Завершающий этап |
Учитель задает вопросы: 1. Как называлась тема урока, которую мы сегодня изучили? 2. Что такое информация? 3. В какой форме представлена информация? 4. Назовите виды информации? 5. Назовите формы информации? 6. Какие органы задействованы в получении информации? 7. Помогает ли нам в жизни информация? |
Домашнее задание. Изучить текст § 1.1.2 учебника Информатика. Используя текст «рассмотрите задачу на стр. 16, заполните таблицу. |
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.