СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парная работа на уроках.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в парах ... Нужна она или нет? Как умело организовать такую ??работу, чтобы всем учащимся было интересно? Как создать ситуацию успеха? Научиться тактично общаться друг с другом и учиться друг у друга? Предлагаю вам ознакомиться с моим выступлением на педпрактикуме по теме "Парная работа".

 

Просмотр содержимого документа
«Парная работа на уроках.»

Романенко А.В.

Технология колективного способа обучения. Организация на уроке парной работы. Пары сменного состава.

Технологию коллективного способа обучения можно использовать на уроках всех дисциплин при изучении любой темы, где целесообразна со­вместная деятельность. Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава и позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Преимущества КСО:

в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

в процессе постоянной, активной деятельности включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;

работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

Общие правила организации парной работы:

необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.

Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;

разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия;

детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или спокойных;

при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества);

перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.

Золотые правила при организации парной работы:

Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.

10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.

Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.

Не наказывать лишением работы в паре.

Теория вопроса

КСО позволяет организацию, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Целевые установки рассматриваемой технологии:
Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности)

Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)

Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Алгоритм деятельности учителя
вводное слово учителя по теме урока, настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;

выдача индивидуальных карточек. Карточки подготавливаются учителем заранее по количеству учеников. Карточки делаются разного цвета в зависимости от планируемого числа малых групп (от 3 до 5 групп).

организация работы в парах сменного состава. Ученик, получив от учителя карточку, читает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Так идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов и его первоначальная карточка вернулась к нему.

работа в малых группах. Учитель организовывает работу учащихся в малых группах. Малая группа – это все ученики, имеющие карточки одного цвета. Задание малой группе: наглядно (схематично, рисунком) представить содержание карточки. Оформляется задание или на ватмане или в тетради, а потом предъявляется на доске всему классу.

обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его.

самостоятельная работа учащихся. Ученики записывают в свою тетрадь изученные правила (содержание карточек). Опорой являются изображения на доске – результат работы малых групп.

взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.

подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся.

Алгоритм деятельности учащихся

Инструкция для ученика «Работа в парах сменного состава»
запишите в тетрадях дату и тему урока.

получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.

выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.

выслушайте содержание карточки партнера.

задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.

обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.

соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически (схематично, рисунком) содержание вашей карточки.

выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).

запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.

сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).

Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
качество воспроизведения содержания всех карточек

умение общаться в парах и в малой группе

умение организовать собственную познавательную деятельность

При использовании данной методики учащиеся самостоятельно обучают друг друга решению задач разного уровня сложности.

Внедрение данной технологии позволяет:

·  плодотворно развивать самостоятельность обучающихся;

·  формировать потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию, т. е. формировать коммуникативную компетентность;

·  развивать логическое мышление учащихся;

·  развивать все виды памяти;

·  на уроках обеспечивать высокую интенсивность обучения;

·  учащимся чувствовать себя уверенно, т. е.формировать компетентность в решении проблем;

·  каждому ученик чувствовать себя раскованно, свободно, потому что при изучении способа решения задач каждый продвигается в собственном темпе;

·  формировать такие человеческие достоинства как дружелюбие, вежливость, уважение, умение сотрудничать.

Этапы работы в парах сменного состава:

  I.  Организационный этап (вне урока)

В начале работы объяснить каждому ученику решение первой задачи в карточке с записью этого решения в тетрадь ученика. Дома ученик в тетради решает подобную вторую задачу.

  II.  Работа в парах сменного состава (урок)

Перед уроком разбить детей на группы, ориентируясь на их способности. На уроке учащиеся садятся в пары, причем каждая группа детей занимает отдельный ряд, далее учащиеся начинают работать следующим образом:

1.  Один ученик из пары объясняет одну из задач в карточке и записывает её решение в тетрадь своего соседа.

2.  Затем другой ученик (т. е. тот, который слушал решение) объясняет свою задачу из своей карточки и записывает её решение в тетрадь первого ученика.

3.  Далее они обмениваются карточками.

4.  Потом каждый решает вторую задачу в карточке.

5.  Совместная работа пары заканчивается. Её участники находят себе новых партнёров для продолжения работы и расходятся.

Такая форма работы может осуществляется в течении двух уроков, на которых учащиеся могут меняться парами не только в пределах своего ряда, но и между рядами, т. е. учиться решать задачи другого уровня сложности.

  III.  Контрольная точка (урок)

На третьем уроке провести контрольную точку.

Уроки по данной технологии являются уроками практического применения теоретических знаний и закрепления практических компетенций. Эти знания и компетенции могут быть использованы при самостоятельном выполнении контрольной точки, а также при решении задач по новым темам. Такие коллективные занятия дают возможность ученикам приобретать навыки решения задач, продвигаясь вперед различными темпами и постоянно подтягивать отстающих до уровня преуспевающих силами самих учащихся, также обучающиеся учатся реально оценивать свои возможности и корректировать неудачи. Использование технологии работы в парах сменного состава помогает сформировать умение работать в парах, умение слушать, понимать друг друга и передавать информацию, а также получать удовлетворение от проделанной работы и чувствовать себя успешными компетентными людьми. Это – схема проведения уроков по методике А. Г.Ривина.