Савина Ольга Эдуардовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №17 имени Героя Российской Федерации А. Б. Буханова» города Смоленска
ПАРТНЕРСТВО СУБЬЕКТОВ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Патриотическое воспитание было и есть одним из приоритетных направлений государственной политики в образовании и воспитании. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своём Послании к Федеральному собранию РФ сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
В тексте ФГОС патриотическое воспитание рассматривается как воспитание российско-гражданской идентичности, то есть идентификации человека с образами страны, народа, культуры по принадлежности и похожести. В данном контексте большое значение придается ресурсам, способам и механизмам достижения воспитательных задач. Одна из составляющих - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулированы традиционные ценности российского народа. Развитие врожденного чувства патриотизма должно стать основной идеей образования и воспитания.
Огромную роль в патриотическом становлении человека занимает школа, являясь учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, закладывающим ростки гордости за Отечество, за поступки предков, готовящим гражданина и патриота.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Партнерство – особая система взаимоотношений, обеспечивающая деятельность на основе согласования интересов участников, разделения рисков, ответственности, ресурсов и получаемых результатов. Применительно к патриотизму, данный вид взаимодействия возникает в условии принятия всеми сторонами образовательного процесса необходимости проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Установление партнерских взаимоотношений отношений происходит как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами.
Современными педагогами образовательных учреждений и общественными организациями детей и молодежи эффективно реализуются форы патриотического воспитания, такие как Вахта Памяти, встреча с ветеранами, Уроки мужества, торжественные линейки, поисковые, исследовательские, добровольческие акции и тематические классные часы.
Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для патриотического развития и обогащения личности обучающихся, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Наш алгоритм партнерства с социумом включает в себя:
-Работу с государственными учреждениями,
- Взаимодействие с учреждениями образования, культуры,
- Взаимодействие с общественными организациями.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
-семья;
-образовательные учреждения: детская музыкальная школа, центр дополнительного образования детей, ДОУ детский сад №1 «Смоляночка»
-культурно-общественные учреждения: детская библиотека №8 имени Пашкова, центральная детская библиотека имени Мишина, культурно-выставочный центр имени Тенишевых, историко-краеведческие музеи.
-Общественные организации: РДШ
Организация связи с социумом позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи, воспитывать нравственно-патриотические чувства школьников.
Социальное партнерство нашей школы и историко-краеведческого музея дарит детям возможность знакомства с историей малой Родины, природой, культурой и искусством родного края, бытом русского народа.
В классах проводится много мероприятий, направленных на патриотическое воспитание школьников, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ и приобщению их к историко-культурному наследию своего народа.
Стали традиционными встречи ребят с ветеранами, с вручением им собственноручных подарков. Ребята готовят концертные программы, поздравительные открытки, сувениры, слушают рассказы ветеранов о прошлом.
Весомый вклад в работу по патриотическому воспитанию вносят родители. Они постоянные участники всех праздников, спортивных состязаний, выставок, конкурсов, подающие положительный активный пример своим детям.
Для создания у школьников целостного представления о свое стране и развития патриотической мотивации, освоения ими общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с библиотеками имени Пашкова и Мишина. Данные учреждения в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Работники библиотеки регулярно приглашают наших обучающихся к сотрудничеству. Тесное взаимодействие работников библиотеки и педагогов образовательного учреждения позволяет добиться эффективного воспитательного воздействия. В результате приобщения школьников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, мы воспитываем и укрепляем патриотические чувства, качества детей, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству. А эффективность социального взаимодействия в патриотическом направлении обусловлена усилием каждого участника, направленного на решение общей проблемы и достижение положительно результата.