Консультация для родителей
Партнерство детского сада и семьи в организации логопедической помощи по профилактике и коррекции
нарушений речи.
Учитель-логопед
Маркина Н.Н.
МОУ Прогимназия №237 г. Саратова
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Она начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат достигнут определенного уровня развития. Кроме того, чтобы речь появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда, а также потребность ребенка пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими. И в детский сад дети поступают очень разными. Здесь и воспитатели, и логопед могут дать родителям информацию о нормах звукопроизношения, словаря, грамматики, связной речи.
Задача логопеда детского сада - это предупреждение, компенсация и коррекция отклонений в речевом развитии. Дети подготовительных, старших, средних и вторых младших групп, то есть дошкольных - обследуются логопедом с целью определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта. Как правило, до пяти лет речь у ребёнка ещё формируется, в коррекции нет необходимости, большинству ребят вполне достаточно занятий по развитию речи, которые проводят воспитатели. Тем более, что при необходимости изученное родителям можно и нужно закреплять с ребёнком дома.
Иногда во время обследования выявляются дети с тяжёлыми дефектами речи. Для уточнения диагноза логопедом детского сада они оформляются и направляются на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
Если специалисты ПМПК определят у вашего ребёнка:
Фонетико-фонематическое недоразвитие;
Общее недоразвитие речи;
Заикание;
Задержку речевого развития;
Дизартрию,
то ему рекомендуется обучение в специальной логопедической группе по соответствующим государственным программам.
Перед родителями, законными представителями (опекунами) встаёт вопрос: согласиться на перевод в спецгруппу или отказаться. Помните, что в случае отказа от посещения группы только вы несёте полную ответственность за возможные неблагоприятные последствия. Если у вашего сына или дочери перед школой различные компоненты речевой системы, познавательные процессы не будут соответствовать возрасту, то успешность обучения в массовой школе для него - под большим вопросом.
В ходе логопедического обследования подготовительных и старших групп помимо детей с чистым звукопроизношением, хорошей речью, выявляются дошкольники с нарушением произношения отдельных звуков, - то есть фонетическим недоразвитием. После проверки их речи отбираются 25-30 человек, нуждающихся в исправлении звукопроизношения. Характер речевого нарушения и возраст ребёнка являются критерием для зачисления его на индивидуально-подгрупповые логопедические занятия
. Занятия эти проводятся по расписанию, в логопедическом кабинете детского сада, логопед реализует государственную «Программу обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (в подготовительной к школе группе) под редакцией Каше Г. А., Филичевой Т. Б., - совместно с родителями, закрепляющими дома пройденный материал.. На индивидуально-подгрупповые занятия в этом случае ребёнок берётся 2-3 раза в неделю, в течение 4-9 месяцев. Кто-то из родителей (обычно мамы), имеющих чистую правильную речь подходят на консультацию, на занятия к логопеду не менее одного раза в две недели для координации совместных действий.
В зависимости от состояния здоровья ребёнка, особенностей поведения, трудностей в усвоении коррекционной программы родителям может быть рекомендовано обращение к психологу, к неврологу, отоларингологу, ортодонту и другим специалистам.
Итак, если ваш ребёнок зачислен на занятия к логопеду детского сада с целью исправления нарушенного звукопроизношения, то чем помогут вам воспитатели обычной, нелогопедической группы? В своей работе они обязательно учитывают, что у этого дошкольника идёт коррекция (исправление) нарушенного звукопроизношения, но они не выполняют с вашим ребёнком домашних заданий. Логопед информирует воспитателей о трудностях, об успехах и о продвижении в усвоении коррекционной программы.
На этапах автоматизации и дифференциации исправленных звуков все педагоги детского сада на речевом материале своих занятий требуют чистое, правильное произношение, осуществляя тем самым личностно-ориентированный подход к каждому - с одной стороны и координируя тем самым свои действия с действиями логопеда и родителей. А ведь известно, что согласованные, единые требования дошкольнику легче принять и выполнить.
В своей практической работе логопед детского сада руководствуется следующей нормативно-правовой и методической базой:
«Типовое положение о логопедическом пункте в образовательном учреждении» Приказ Минобразования РФ.
Должностные инструкции работников дошкольного образовательного учреждения. Москва, 2004 г., стр. 165 - 170.
• Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. (В подготовительной к школе группе) Составители Каше Г.А., Филичева Т.Б.
Москва, «Просвещение», 1978 г.