СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Партнёрство образовательного учреждения и семьи в организации логопедической помощи по профилактике и коррекции нарушений речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал  предлагаю использовать,  выступая перед педагогами или родителями детского сада.  В  соответствии с ФГОС ДО делаю открытыми  для родителей не только  коррекционные  занятия. Объясняю, в  каких  случаях ребёнок с тяжёлым  нарушением речи должен пройти ПМПК и, возможно,  получить место в логопедической группе другого образовательного  учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Партнёрство образовательного учреждения и семьи в организации логопедической помощи по профилактике и коррекции нарушений речи.»
















Консультация для родителей

Партнерство детского сада и семьи в организации логопедической помощи по профилактике и коррекции

нарушений речи.





Учитель-логопед

Маркина Н.Н.

МОУ Прогимназия №237 г. Саратова







Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Она начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат достигнут определенного уровня развития. Кроме того, чтобы речь появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда, а также потребность ребенка пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими. И в детский сад дети поступают очень разными. Здесь и воспитатели, и логопед могут дать родителям информацию о нормах звукопроизношения, словаря, грамматики, связной речи.

Задача логопеда детского сада - это предупреждение, компенсация и коррекция отклонений в речевом развитии. Дети подготовительных, старших, средних и вторых младших групп, то есть дошкольных - обследуются логопедом с целью определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта. Как правило, до пяти лет речь у ребёнка ещё формируется, в коррекции нет необходимости, большинству ребят вполне достаточно занятий по развитию речи, которые проводят воспитатели. Тем более, что при необходимости изученное родителям можно и нужно закреплять с ребёнком дома.

Иногда во время обследования выявляются дети с тяжёлыми дефектами речи. Для уточнения диагноза логопедом детского сада они оформляются и направляются на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

Если специалисты ПМПК определят у вашего ребёнка:

Фонетико-фонематическое недоразвитие;

Общее недоразвитие речи;

Заикание;

Задержку речевого развития;

Дизартрию,

то ему рекомендуется обучение в специальной логопедической группе по соответствующим государственным программам.

Перед родителями, законными представителями (опекунами) встаёт вопрос: согласиться на перевод в спецгруппу или отказаться. Помните, что в случае отказа от посещения группы только вы несёте полную ответственность за возможные неблагоприятные последствия. Если у вашего сына или дочери перед школой различные компоненты речевой системы, познавательные процессы не будут соответствовать возрасту, то успешность обучения в массовой школе для него - под большим вопросом.

В ходе логопедического обследования подготовительных и старших групп помимо детей с чистым звукопроизношением, хорошей речью, выявляются дошкольники с нарушением произношения отдельных звуков, - то есть фонетическим недоразвитием. После проверки их речи отбираются 25-30 человек, нуждающихся в исправлении звукопроизношения. Характер речевого нарушения и возраст ребёнка являются критерием для зачисления его на индивидуально-подгрупповые логопедические занятия

. Занятия эти проводятся по расписанию, в логопедическом кабинете детского сада, логопед реализует государственную «Программу обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (в подготовительной к школе группе) под редакцией Каше Г. А., Филичевой Т. Б., - совместно с родителями, закрепляющими дома пройденный материал.. На индивидуально-подгрупповые занятия в этом случае ребёнок берётся 2-3 раза в неделю, в течение 4-9 месяцев. Кто-то из родителей (обычно мамы), имеющих чистую правильную речь подходят на консультацию, на занятия к логопеду не менее одного раза в две недели для координации совместных действий.

В зависимости от состояния здоровья ребёнка, особенностей поведения, трудностей в усвоении коррекционной программы родителям может быть рекомендовано обращение к психологу, к неврологу, отоларингологу, ортодонту и другим специалистам.

Итак, если ваш ребёнок зачислен на занятия к логопеду детского сада с целью исправления нарушенного звукопроизношения, то чем помогут вам воспитатели обычной, нелогопедической группы? В своей работе они обязательно учитывают, что у этого дошкольника идёт коррекция (исправление) нарушенного звукопроизношения, но они не выполняют с вашим ребёнком домашних заданий. Логопед информирует воспитателей о трудностях, об успехах и о продвижении в усвоении коррекционной программы.

На этапах автоматизации и дифференциации исправленных звуков все педагоги детского сада на речевом материале своих занятий требуют чистое, правильное произношение, осуществляя тем самым личностно-ориентированный подход к каждому - с одной стороны и координируя тем самым свои действия с действиями логопеда и родителей. А ведь известно, что согласованные, единые требования дошкольнику легче принять и выполнить.

В своей практической работе логопед детского сада руководствуется следующей нормативно-правовой и методической базой:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • «Типовое положение о логопедическом пункте в образовательном учреждении» Приказ Минобразования РФ.

  • Должностные инструкции работников дошкольного образовательного учреждения. Москва, 2004 г., стр. 165 - 170.

• Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. (В подготовительной к школе группе) Составители Каше Г.А., Филичева Т.Б.

Москва, «Просвещение», 1978 г.

  • Устав МОУ, договор с родителями.

  • Локальные правовые акты дошкольного учреждения.