СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парциальная программа «Играйте на здоровье!»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы «Играйте на здоровье»: совершенствовать содержание двигательной деятельности младших дошкольников на основе использования элементов спортивных и подвижных игр.

Просмотр содержимого документа
«Парциальная программа «Играйте на здоровье!»»

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Александровская ООШ»











Парциальная программа

«Играйте на здоровье!»



















Составитель: воспитатель

Еськова Светлана Александровна









2017г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе парциальной программы Л.Н. Волошиной, Т.В.Куриловой «Играйте на здоровье!»

Программа рассчитана на два года

Программа реализуется с детьми второй младшей и средней групп, 2 раза в месяц.

Ведущая идея программы – вызвать устойчивый интерес детей к играм с
элементами спорта и на этой основе создать предпосылки для физического
совершенствования ребёнка.
Программа построена на подвижных играх с элементами спорта и
игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые
разнообразные двигательные действия, создают целостную систему
обучения, доступную для детей и взрослых. Игра является и формой
организации, и методом проведения физкультурного занятия. Занятие
состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все
образовательные задачи решаются путём соответствующего подбора игр и
игровых упражнений, рационального распределения и чередования объёма
физических нагрузок.

Отличительной чертой физического воспитания дошкольников в современном детском саду является его тесная связь с психическим, личностным, интеллектуальным, эстетическим развитием ребенка. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, представляет возможности для проявления личных интересов и способностей.










Цели и задачи реализации программы

Цель программы «Играйте на здоровье»: совершенствовать содержание
двигательной деятельности младших дошкольников на основе использования
элементов спортивных и подвижных игр. Задачи:

  • сформировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

  • обогатить двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

  • содействовать развитию двигательных способностей;

  • воспитать положительные морально-волевые качества;

  • сформировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.



Особенности обучения детей игровым действиям в разновозрастной группе

Чтобы восстановить игровое пространство детства, необходимо возродить разновозрастное взаимодействие детей. Современные программно-методические разработки Л. Д. Глазыриной (1999), В.Т. Кудрявцева (2004) нацеливают педагогов дошкольных учреждений на использование специфических проблемно-двигательных задач, воспитание у детей творческих способностей в процессе преобразования обыденного двигательного опыта и его эталонов. Воспитательный процесс в данном случае направлен на овладение способами построения собственных движений, развитие двигательного воображения - основы творческой, осмысленной двигательной культуры. Формирование движений происходит в процессе активной деятельности детей при столь же активной направляющей работе взрослых, при этом педагогу необходимо стремиться к развитию когнитивных, исполнительских, экспрессивно-коммуникативных, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательного действия ребенка. Проектно-конструктивные параметры - это способность планировать, изменять способы выполнения двигательных действий применительно к условиям. Когнитивные (познавательные) параметры - это умение мысленно расчленять целостное действие на части и заново интегрировать их в целое, видеть их связь, способность обобщать разнообразные представления о мире движений и относиться к движениям как способу жизнедеятельности. Исполнительские параметры - это умение гибко использовать двигательный образец и свободно производить коррекцию материального действия и изменяющейся ситуации, способность к двигательной импровизации. Экспрессивно-коммуникативные параметры - это умение выражать через телесные движения собственные внутренние состояния, представления, образы и т.д. и адресовать их другому человеку. Эмоционально-эстетические параметры - это способность переживать эмоциональный подъем и эстетическое наслаждение, проявлять артистизм, качественно выполнять движения.

Младший дошкольный возраст - важный период в развитии движений ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой. Разнообразие двигательной сферы детей этого возраста проявляется в свободных движениях и игре. У малышей преобладают выразительные и изобразительные движения, выполнение которых не связано с большой точностью. Они совершаются свободно и естественно, в соответствии с физиологическими особенностями ребенка, индивидуальным темпом и ритмом, с плавным переходом от сокращения мышечных групп к их расслаблению. Сила движений у детей мала, поэтому наиболее удаются им движения, не требующие преодоления сопротивления.

На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). Ребенок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и заглушающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого. В этот период они постепенно переходят от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. Все это облегчает воспитателю руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей, позволяет включить в образовательный процесс по физической культуре элементы взаимообучения, где роль воспитателя выполняют старшие дошкольники. При этом опыт, накопленный старшими дошкольниками в процессе овладения играми с элементами спорта, становится востребованным и значимым для обучения малышей.

Старший дошкольник получает уникальную возможность сравнивать результаты реального двигательного действия малыша с уже освоенными своими движениями, выделять ошибки. помогать исправлять их. Все это в целом способствует развитию задатков активного произвольного внимания, связанного с сознательно-поставленной целью, развитию умений контроля и оценки действий. У ребенка появляется уверенность, вера в свои силы и способности, что оказывает стимулирующее воздействие на развитие личности.

Взаимообучение переносит ребенка в особый мир отношений и переживаний, воздействует на развитие новых форм общения детей младшего и старшего дошкольного возраста. И «большие» и «маленькие» учатся добиваться успеха! Однако организация физкультурных занятий в разновозрастной группе требует учета ряда особенностей, правил и принципов построения разновозрастного взаимодействия, без которых такие весьма интересные формы работы могут оказаться малоэффективными и даже вредными.

Возвращаясь к младшим дошкольникам, следует отметить, что ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп, согласованность в коллективе, что так же подтверждает возможность использования взаимообучения. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой, что на наш взгляд является важной предпосылкой освоения элементов спортивных игр. Деятельность воспитанников в процессе обучения двигательным действиям носит познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать образовательный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения. Учет закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики. Каждый этап характеризуется, прежде всего, своеобразием познавательной деятельности занимающихся, их способностью управлять своими движениями при исполнении изучаемого физического упражнения.

На этапе первоначального обучения ставятся следующие задачи: ознакомить детей с новыми движениями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и начать его разучивать, выполняя в общих чертах.

Для осуществления поставленных задач следует обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания, оказать воздействие на все основные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом.

Совместное выполнение игровых действий, с детьми старшего дошкольного возраста позволяет сформировать у малышей общее представление об элементах спортивной игры. В свою очередь, оно помогает повысить ответственность детей старшего дошкольного возраста за качество выполнения игровых действий.

Совместное выполнение показываемых движений, пример детей старшего возраста создают у малышей необходимый, подкрепляющий их действия эмоционально- положительный жизненный тонус, определяющий успех начального этапа формирования правильных двигательных навыков, повышают уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность этапа первоначального обучения двигательного действия зависит от: - степени сложности техники изучаемого действия; - уровня подготовленности занимающихся; - их индивидуальных особенностей; - возможности использовать положительный эффект переноса навыков и безусловно, от возраста. В младшем дошкольном возрасте движения быстрее и легче осваиваются на основе приѐма имитации. Имитация двигательных действий детей старшего дошкольного возраста позволяет малышам значительно быстрее присваивать игровой опыт. На втором этапе углубленного разучивания движений задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенно исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом. В совместные занятия на этом этапе детей разного возраста обеспечивает каждому малышу индивидуальный подход и индивидуальную оценку, так как с ним занимаются старшие дошкольники, которые уже освоили элементы игры. Такой подход позволяет повысить степень ответственности старшего дошкольника, ведь перед ним поставлена цель «умеешь сам – научи малыша!». На третьем этапе обучения осуществляется закрепление и совершенствование приобретенной техники двигательного действия, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создание возможностей применения его в играх и в жизни. Взаимодействие детей разного возраста на этом этапе позволит нам воссоздать игровое пространство детства, вернуть игре статус «спутника детства». Дети, а не взрослые становятся хозяевами игровой ситуации, инициаторами игровых действий. В таких случаях они уже готовы к самостоятельному преобразованию двигательного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого порядка. Однако если на третьем этапе воспитатель обнаруживает у детей неточности движений, он может исправлять их любыми приемами, отвечающими данной задаче (наглядный показ, объяснение, указания и т.п.). Воспроизведение правильно разученного двигательного действия детьми на третьем этапе является результатом их совместных усилий за все проделанное ранее.

Принципы построения программы по ФГОС:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество Организации с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.










Правила организации разновозрастного игрового взаимодействия дошкольников

Взаимодействие детей разного возраста весьма полезно для создания игрового пространства детства. В данной ситуации у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослым. Старшие дети тоже становятся образцом для подражания в игровой деятельности. Хотя объяснения старших дошкольников далеки от дидактических норм, младшие зачастую понимают их лучше, чем конкретные указания взрослых. Существует ряд правил организации развновозрастного игрового взаимодействия.

Например, С. Г. Якобсон (1984) выделяет следующие:

    • взаимодействие должно быть эпизодическим и ограниченным по частоте (не чаще 4 раз в месяц) и не более 1 часа по времени;

    • взаимодействие должно вызывать положительные эмоции и восприниматься как яркое событие;

    • взаимодействие должно носить добровольный характер» а действия детей должны одобряться работниками ДОУ, об этом необходимо ставить в известность родителей;

    • Взаимодействие должно строиться на выполнении конкретной деятельности, содержание которой ненавязчиво предлагается воспитателем.


Наиболее удобными формами разновозрастного взаимодействия являются: организация концерта или праздника старшими детьми для малышей, совместные ролевые, подвижные или спортивные игры. Мы полностью разделяем необходимость соблюдения требований к организации разновозрастного взаимодействия в ДОУ, за исключением одного нюанса - частоты проведения совместных мероприятий. Наибольший эффект в формировании, двигательных навыков можно получить в случае проведения тех или иных форм работы с детьми не менее двух раз в неделю, на наш взгляд более частые встречи с детьми старшего возраста будут эффективнее для развития двигательной деятельности. Необходимо лишь соблюдать некий баланс форм проведения встреч, возможно один день в неделю младшие - созерцают, подготовленный старшими праздник, наблюдают за занятиями старших, являются активными болельщиками на спортивном празднике, обучаясь использовать атрибуты болельщиков и внимательно следить за ходом состязаний. Вторая встреча обеспечивает совместную деятельность. Старшие дети могут продемонстрировать более качественное выполнение упражнений, а малыши будут стремиться подражать им. Следует отметить, что интерес малышей к общению и взаимодействию со старшими детьми зачастую очевиден, им хочется побыстрее повзрослеть они очень интересуются деятельностью старших детей, а вот старшие дошкольники далеко не всегда, имеют желание, готовность и умение взаимодействовать с малышами, к этому их необходимо дополнительно мотивировать и, если хотите, обучать. Одним из преобладающих мотивов общения старшего дошкольника с малышом является желание «быть старшим», здесь очень важно, что бы старший ребенок не стремился соперничать с младшим дошкольником, оценивая соотношение сил. Необходимо объяснять старшим детям, что малыши нуждаются в заботливом их отношении, как старших товарищей. При этом не стоит забывать о том, что мотивы детей дошкольного возраста могут носить деловую, познавательную или личностную направленность. У старших дошкольников преобладает в основном деловая и познавательная мотивационная направленность, а у младших – личностная. Для них очень важна личная симпатия и эмоциональная окрашенность отношений, поэтому в ситуации выбора партнеров при разновозрастном взаимодействии, отдавайте приоритет малышам, пусть они выбирают, с кем в паре хотят заниматься, акцентируя внимание более взрослых детей на том, что они старше и несут ответственность за малыша. Очень важным является тот факт, что взрослый для младших и старших дошкольников выступает как образец и идеал, источник тепла и заботы, авторитетный ценитель достижений ребенка. Именно в такой роли должен выступать педагог при организации непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в разновозрастной группе. Старшие дошкольники видят в младшем дошкольнике партнера, готового к практическому взаимодействию, скрашенному яркими положительными эмоциями: Хоть и младшее, но, равное существо, объект пристрастного познания и оценки и как "невидимое зеркало", обеспечивающее ему самопознание и самооценку. Если говорить о детях младшей группы, то стоит напомнить о том, что они весьма «аморфно» относятся к своим сверстникам, не воспринимают их как полноценных партнеров и стремятся к общению со взрослыми, являющимися источниками познания и информации, по этому эпизодическое общение со старшими детьми имеющим гораздо более богатый «жизненный» опыт нежели сверстник, будет служить исходным этапом, «мостиком», который ускорит процесс распознавания в сверстнике полноценного партнера для игр и ускорит развитие ориентации на сверстника, что в свою очередь ускорит развитие личности и в частности, усвоение нравственных норм. Непосредственное сотрудничество и сотворчество детей и воспитателя, младших детей и тех, кто постарше, развивает познавательную сферу детей, побуждает их к свободным естественным движениям. На наш взгляд, создание межвозрастного игрового пространства – это одна из возможностей эффективно стимулировать двигательную активность младших дошкольников. Кроме того, возрастные границы взаимодействующих детей можно значительно расширить и привлекать к игровым ситуациям младших школьников, а так же организовывать совместные мероприятия с родителями



Планируемые результаты освоения программы



Целевые ориентиры на этапе завершения освоения парциальной программы
«Играйте на здоровье» Волошина Л.Н, Курилова Т.В. :

  • у детей сформирован устойчивый интерес к подвижным играм и к играм с элементами спорта

  • дети имеют представления о спортивных играх: баскетбол, футбол, бадминтон

  • сформированы элементарные технико-тактические действия с атрибутами данных игр

  • развита и обогащена двигательная активность детей

  • дети становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры
    взрослых

  • сформированы самостоятельность и самоконтроль

  • развиты положительные морально – волевые качества

  • сформированы навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Целевые ориентиры – это «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его физическом, интеллектуальном и личностном развитии.











Схема первоначального разучивания технических элементов спортивных игр.

  • Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

  • Первоначальное разучивание наиболее простых технических приемов при помощи их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерных для изучаемого вида спортивной игры.

  • Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

  • Закрепление простых комбинационных действий и движений специально направленного характера с использованием методов частичного регламентированного упражнения.

  • Совершенствование основных технических приемов, характерных для изучаемой игры, с использованием игрового и соревновательного методов.

  • Первоначальное разучивание элементарной тактической схемы игры по упрощенным правилам.

  • Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных тактических схем.

  • Закрепление основного тактического рисунка игры.

  • Решение простых тактических задач посредством использования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для изучаемой игры.

  • Совершенствование игры через развитие интереса к ней.



Принципы обучения детей движениям

Общедидактические принципы обучения

Особенности реализации в физическом воспитании

Принцип развивающего обучения

При обучении движениям следует учитывать «зону ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения должны опережать имеющиеся у детей в данный момент уровень умений и навыков.

Принцип воспитывающего обучения

В процессе обучения обязательно решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств)

Принцип сознательности

Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание ребенком сути того или иного движения, которое он производит. Впервые принцип был введен П.Ф.Лесгафтом. начиная с трех лет, ребенка постепенно подводят к пониманию сути движения, умению сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуду), мышечно ощущать движение.

Принцип систематичности

Суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха, во взаимосвязи между различными сторонами содержания физкультурных занятий.

Принцип доступности

Принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном темпе.

Принцип наглядности

Суть принципа заключается в создании у ребенка с помощью различных органов чувств представлений о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно – мышечной наглядности.

Принцип индивидуализации

Этот принцип обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечить здоровый образ жизни в дошкольном учреждении каждому ребенку с учетом состояния его здоровья, развития, интересов; дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия.

Принцип оздоровительной направленности

Специфический принцип физического воспитания требует средствами физических упражнений укреплять здоровье. Физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка , уровню физического развития и состоянию здоровья. Сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами; включать в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости; повышать двигательную активность, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием; обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создавать оптимальные условия для игр и занятий детей. Помнить, что педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.









Методы обучения детей движениям

Метод – система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.

Методы обучения

Приемы как части метода, дополняющие и конкретизирующие его

Цель

Наглядный метод

1. Наглядно – зрительные приемы:

– показ физических упражнений;

– использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);

– имитация (подражание);

– зрительные ориентиры (предметы, разметка поля).

2. наглядно – слуховые приемы: музыка, песни.

3. тактильно – мышечные приемы: непосредственная помощь воспитателя.

Создает зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

Словесный метод

Объяснения, пояснения, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.

Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

Практический метод

– повторение упражнений без изменения и с изменениями;

– проведение упражнений в игровой форме;

– проведение упражнений в соревновательной форме.

Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении.











Организация игровых физкультурных занятий в разновозрастной группе Естественная потребность в двигательной активности под влиянием взрослого постепенно преобразуется в потребность выполнять все более сложные и разнообразные упражнения. А еще лучше, если эту потребность стимулируют не взрослые, а сами дети. Каждому этапу развития движений соответствует форма их усвоения, которая определяется характером ведущей деятельности. Для дошкольника такой деятельностью является игра. Ведь младшим дошкольникам так хочется быть самостоятельными, умелыми, а у старшего дошкольника есть уже потребность передать свой опыт малышу, научить его делать то, что он умеет сам. Организация физкультурных занятий в разновозрастной группе воссоздает уникальное игровое пространство детства, содействует амплификации развития, как младших, так и старших дошкольников. Немного фантазии и достаточно сложная для дошкольников спортивно-игровая деятельность превращается в увлекательное занятие. В содержание игровых физкультурных занятий включены подвижные игры общеразвивающего характера, направленные на формирование основных движений и комплексное развитие двигательных способностей. Значительное место на занятиях уделено и играм с мячами. На каждом из них детально отрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементарных приѐмов игры в футбол, настольный теннис, баскетбол. При этом четко регулируется эмоциональная и физическая нагрузка с учетом возраста и здоровья ребенка. Игровые упражнения на физкультурных занятиях в разновозрастной группе могут выполняться в разных вариантах: - Индивидуально. Старшие дошкольники водят мяч в движении, малыши отбивают его стоя на месте. - В парах. Осуществляется освоение более сложных двигательных действий, таких как перебрасывание и ловля мяча. - В команде. Чья команда быстрее закатит мяч в гараж. - Младшие в качестве болельщиков. На какое-то время малыши могут оставаться «болельщиками» и наблюдать за игрой детей старшего дошкольного возраста. Главное – мы учимся играя! Для создания условий самостоятельного приобретения детьми двигательного опыта, озадачивая малышей необходимостью познания, новизной действий и предметно- развивающей среды, в занятия вводятся специальные игры на развитие двигательного творчества, культуры и психических процессов: «Играй, играй мяч не теряй», «Паровозики», «Точный пас», «Дружные дети», «Накачаем мяч». Такие игры могут провести с малышами старшие дошкольники. Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями. Так, теннисные мячики превращаются в капельки - дождинки, и начинается удивительное путешествие за капелькой-дождинкой. Младшие дети по-новому воспринимают инвентарь для игр, овладевают возможными вариантами действий с ним, пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предметов. А старшие дети имеют возможность продемонстрировать свои успехи и передать свой опыт малышам, проявить заботу, внимание и, пожалуй, первые педагогические способности. Одной из основных задач формирования двигательного опыта детей является освоение новых движений. Первое детство - это не тренировка и развитие определенных систем, это период «обучения» владению своим организмом, создания базы навыков и умений. Установлено, что из хаотических, беспорядочных движений и двигательных актов у детей постепенно формируются необходимые движения через множество проб, удачных и неудачных попыток выполнить заданное упражнение, поэтому обучение дошкольников новым движениям должно базироваться на основе уже хорошо разученных и ставших естественными двигательных действий. Эти закономерности следует учитывать, при построении игровых физкультурных занятий в разновозрастной группе. При выполнении заданий по освоению элементов спортивных игр педагог должен создать старшим дошкольникам такие условия, когда необходимо думать над двигательными действиями в целях формирования качеств, определяющих его поведение во взаимодействии с малышом. Схема построения игровых физкультурных занятий в разновозрастной группе традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок, планирующихся параллельно для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Занятия разработаны по программе «Играйте на здоровье». Наличие перспективного плана по каждому разделу программы обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности. Повторение занятий позволяет закреплять освоенные двигательные действия. Во вводной части занятия используются специальные приемы создания игровой мотивации: городки надо поселить в свой домик, клюшке найти ее подружку — шайбу, с ракетками-зонтиками надо выручить из беды солнечные лучики, мячам помочь размяться, так как бока у них залежались в коробке. Разминка обычно проводится совместно, но могут меняться условия выполнения упражнений. Так дети младшего дошкольного возраста бегают врассыпную в середине зала, дети старшего дошкольного возраста – по периметру зала. Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку мышц, повышают функциональные возможности организма, создают предпосылки для дальнейших действий, доброжелательную атмосферу. Основная часть занятий в разновозрастной группе вариативна. Есть занятия, в которых планируются общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (ракеток, клюшек, бит, городков). Есть занятия, в которых комплекс общеразвивающих упражнений проводится в сюжетной, игровой или имитационной форме. Как и в традиционных занятиях по обучению спортивным играм, основная часть включает также серию игр, направленных на овладение основными движениями и простейшими 39 элементами техники спортивных игр, на развитие двигательных способностей. Для детей младшего дошкольного возраста она сокращена до 10 – 15 мин. В заключительной части занятий планируются психокоррекционные игры. Дети благодарят друг друга. Выражают чувства взаимной симпатии и привязанности, любуются результатами своей деятельности (в каком порядке сложены мячи и городки). Таким образом, на занятиях решается доминирующая задача – воспитание интереса к играм с элементами спорта и создания игрового пространства детства. Мы убедились, что игровое взаимодействие детей разного возраста на физкультурных занятиях способствует формированию осмысленного ценностного отношения к движению как способу существования живого, активному усвоению дошкольниками двигательного опыта, развитию физических качеств и способности к двигательной импровизации, к эмоциональному переживанию движения. Как часто проводить такие занятия, мы думаем, что каждый специалист дошкольного образования в праве самостоятельно решить эту задачу. При этом заметим, что культура движений ребенка начинается с обогащения его двигательного опыта, поэтому физкультурные занятия строятся на играх с разнообразными видами двигательной деятельности. Чем больше видов и способов действий с мячом, и их сочетаний в арсенале детей, тем осознаннее и быстрее их деятельность, тем активнее их взаимодействие со сверстниками, успешнее ориентировка в окружающей обстановке. Поэтому важно включать игры с мячом в физкультурно-оздоровительные мероприятия, формы активного отдыха, создавать в ДОУ атмосферу спортивно- культурной деятельности. Таким образом, организация физкультурных занятий по принципу разновозрастной группы даѐт положительные результаты, так как решает многие обучающие, развивающие и воспитательные задачи. У младших дошкольников совершенствуется физическая подготовка, повышаются возможности детского организма. Совместные игры создают условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывают дружеские взаимоотношения, элементарную дисциплинированность, умение действовать в коллективе сверстников, а также способствуют формированию произвольности и ответственного отношения к деятельности.



Комплексное планирование

Элементы соревнования проводятся в следующей последовательности усложнения:

  • В начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий.

  • Затем на скорость выполнения движений, сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.

  • После этого, возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнить движения.



Спортивные подвижные игры

Задачи

Период

Футбол

Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

Разучивание наиболее простых техни­ческих приемов.

Сентябрь

Футбол

  • Углубленное разучивание простых специальных движе­ний. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

Октябрь

Катание на велосипеде

  • Совершенствование основных технических приемов, ха­рактерных для катания на велосипедах, с использованием игро­вого и соревновательного методов.

Ноябрь

Скольжение по ледяным дорожкам

  • Решение простых тактических задач посредством исполь­зования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для скольжения по ледяным дорожкам.

Декабрь

Катание на санках

  • Совершенствование игры через развитие интереса к ней.

Январь

Ходьба на лыжах

  • Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

Февраль

Летающий мяч

  • Совершенствование основных технических приемов, ха­рактерных для игры «Летающий мяч», с использованием игро­вого и соревновательного методов.

Март

Баскетбол

Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности. Разучивание наиболее простых техни­ческих приемов.

Апрель

Баскетбол

Углубленное разучивание простых специальных движе­ний. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

Май


Конспекты занятий, материалы для бесед, психокоррекционные игры и упражнения преставлены в учебно-методическом пособии Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»- М.:Вента-Граф,2015



Предметно – развивающая среда

  • Физкультурный уголок.

  • Изготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.

  • Иллюстрации спортивных игр.

  • Видеоматериалы, слайды, использование ИКТ по тематике.

  • Художественная и познавательная литература по тематике.

  • Стенды, плакаты по играм с элементами спорта.

Взаимодействие с родителями

  • Консультации на тематику

  • Родительское собрание по тематике

  • Благоустройство ДОУ и спортивной площадки на участке.

  • Приготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.

  • Спортивные праздники и досуги с участием родителей.

  • Домашнее задание по тематике.

Для всестороннего воспитания и развития ребенка немало – важно направление: воспитатель – ребенок – родитель. Огромное значение имеет процесс взаимодействия детского сада и семьи. Только совместными усилиями мы можем воспитать настоящего человека.



Задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

  • Создать атмосферу общности интересов.

  • Обогащать и активизировать воспитательские умения родителей.

Диагностика физического развития проводится 2 раза в год,

в начале и конце года.

Ф.И детей

Активность

Быстрота

Сила

Ловкость

Ориентировка в пространстве









Оценивается по 3 – бальной системе

1 балл – критический

2 балла – допустимый

3 балла – оптимальный

Надеемся, что данная программа поможет систематизировать реализацию образовательного процесса.