Содержание
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………….3
1.2 Актуальность……………………………………………………………….3
1.3 Цели и задачи программы………………………………………………….4
1.5 Методы и приемы…………………………………………………………...4
2. Формы подведения итогов реализации программы………………………...4
3. Материально-техническое обеспечение……………………………………...5
4. Предполагаемый результат……………………………………………………5
5. Работа с родителями……………………………………………………………5
6. Приложение (перспективное планирование: 1год обучения)……………….5
7. Заключение………………………………………………………………………9
8. Интернет-ресурсы………………………………………………………………10
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
1.2. Актуальность:
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире.
Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования – они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.
1.3. Цели и задачи программы
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность -нетрадиционное рисование на воде красками Эбру.
Задачи:
* Освоение нетрадиционной техники рисования -- "ЭБРУ".
*Развитие желания экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; мелкой моторики рук.
* Развитие эмоционально положительных эмоций на предложение рисовать нетрадиционными техниками, воображения, фантазии.
* Овладение различными техническими навыками при работе с красками Эбру.
*Воспитывать творческую самореализацию, индивидуальность, настойчивость.
1.4. Методы и форма обучения
Средства обучения -- наглядные, словесные и практические методы:
наблюдения с детьми;
объяснение, рассказ воспитателя;
показ способов действия;
рассматривание иллюстраций, несущих информацию о предполагаемых результатах;
игровые приемы;
совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Форма обучения: специально организованная деятельность; подгрупповые упражнения по овладению техникой нетрадиционного рисования (Приложения 1).
Количество занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет по 30 минут с подгруппой детей.
2. Формы подведения итогов реализации программы
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Место проведения: помещение группы.
3. Материально-тематическое обеспечение
Используемый материал:
Рисование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни), салфетки, дощечки для просушивания работ.
Срок реализации: 1 год.
4. Предполагаемый результат:
Дети освоят технику рисования красками Эбру.
Дети освоят правила безопасности во время работы.
Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение экспериментировать и ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
5. Работа с родителями.
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Приложение 1.
6. Перспективное планирование для работы с детьми 6-7 лет.
| тема | задачи |
октябрь | Знакомство с красками Эбру, инструментами. | Дать представление о красках Эбру – танцующих красках. Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении. Развивать детскую индивидуальность. Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними. |
Экспериментируем. | Повторить правила работы с красками Эбру: *Чем больше краски используется, тем быстрее загрязняется вода; *Краски Эбру не отстирываются от ткани, используйте фартуки; *Перед использованием краски необходимо взболтать; *После каждого пользования кистью – её промывать водой, шило нужно протирать салфеткой; * Не следует «утапливать» шило в воде. |
| «Мир цветов» | Закрепить знания о видах Эбру: *Цветочный Эбру – изображение цветов; *Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу. Совершенствовать навыки работы шилом и веерной кистью. |
«Рисуем цветы» | Продолжить знакомство с одним из видов Эбру – цветочный. Повторить правила работы с красками Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
ноябрь | «Рисуем цветы» | Познакомить с одним из видов Эбру – цветочный. Повторить правила работы с красками Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Золотая осень» | Знакомство с новым видом Эбру: *Эбру Шаль – повторение S-образных форм. |
«Осенняя пора» | Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Эбру Шаль. Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие . |
«Морские чудеса» | Знакомство с новым видом Эбру: *Эбру Гребёнка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий. Учить рисовать волны на воде с помощью гребня. |
декабрь | «Здравствуй, гостья Зима!» | Использовать при выполнении работы все виды Эбру: *Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу. *Эбру Шаль – повторение S-образных форм. *Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий. *Цветочный Эбру – изображение цветов. |
«Морозный узор на окне» | Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Снежинки» | Познакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
| «Новогодние украшения» | Использовать при выполнении работы все виды Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
январь | «Новогодний переполох» | Использовать при выполнении работы все виды Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Ёлочка» | Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Ёлочные игрушки» | Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 4 цвета красок (белый, зелёный, жёлтый, красный). Продолжать учить работать веерной кистью и шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Зимняя сказка» | Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
февраль | «Снеговики» | Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Подарок папе» | Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Сад желаний» | Развивать фантазию, закреплять знакомые приёмы. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Подарок папе» | Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
март | «Подарок маме» | Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Цветы для мамы» | Развивать композиционные умения при изображении групп предметов . Воспитывать художественный вкус в познании прекрасного. |
«Загадка весны» | Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности. |
«Весна» | Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
апрель | «Звёздное небо» | Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Космические дали» | Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Пасхальный перезвон» | Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности. |
«Одуванчики» | Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
май | «Насекомые» | Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Загадки» | Совершенствовать умение и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Закрепить правила работу с красками Эбру. |
«Подарки…» | Закрепить технические навыки умения работы с гребнем, шилом и веерной кистью. Создавать красивые композиции и дарить их людям; фантазировать без границ. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
«Подарки…» |
7. Заключение.
Процесс рисования Эбру - очень увлекательный процесс! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.
Я как педагог много изучила материала об истории создания рисунка в технике Эбру и значении этого слова. Также освоила технологию рисования Эбру профессиональными красками. Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников.
Работая с детьми, я пришла к выводу:
ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство.
знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не остановимся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения, переходить к овладению новых сложных нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ.
8. Интернет-ресурсы:
Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» - http://ebru-art.ru/
http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
http://ru.wikipedia.org/
12