МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МБОО ПГО
Протокол № __2018г. «Тимохинская НОШ»
__________Л.Н.Тропина
Приказ № «___»_________2018г.
Парциальная программа
«Моя малая Родина»
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Исполнитель: Сибаева С.М.
воспитатель,
первая квалификационная категория
с.Тимохинское,2018
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальная. Принятая государственая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федерального государственного стандарта у детей старшего дошкольного возраста направлениепатриотическое воспитание входит в область «Познавательное развитие». Программа «Моя малая Родина» по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа и края; об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область: «Познавательное развитие» с акцентом на патриотическое воспитание детей.
Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития, и могут быть сформулированы следующим образом:
- патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством патриотического обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта - патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, принадлежности к Родине;
Цель: формирование социально-активной личности, воспитание достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
-формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
воспитание любви к малой Родине, Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
освоение ребенком общечеловеческих ценностей: культурных, моральных, социальных.
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Место проживания: область, посёлок, село; предприятия родного поселка, села и их значимость; символику, посёлка, села достопримечательности; климатические условия; флору и фауну поселка, села и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву, столица - Урала (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
Название планеты, на которой мы живем;
Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Форма подведения итогов: викторина на тему: «С чего начинается Родина».
Календарно - тематическое планирование
№ | Название раздела | Темы | Количество часов | Дата |
1 | Мой дом – моя семья | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. «Что такое генеалогическое древо» «Мужчины и женщины в семье» | 4 | 08.09.18 15.09.18 22.09.18 29.09.18 |
2 | Открой себя | «Давайте познакомимся» «Поляна детства» «Мы – патриоты» | 3 | 06.10.18 13.10.18 20.10.18 |
3 | Земля наш – общий дом | «Земля – наш общий дом «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» «С чего начинается Родина?» | 5 | 27.10.18 03.11.18 10.11.18 17.11.18 24.11.18 |
4 | Родной край | «Малая родина. За что мы любим свой посёлок» «Щедрые дары природы» «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» «История возникновения герба родного посёлка» «Мое село: вчера и сегодня» | 5 | 01.12.18 08.12.18 15.12.18 03.11.18 22.12.18 |
5 | Беседы о правах ребёнка | «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» «Право ребёнка на охрану физического здоровья» «Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья» «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» «Права и обязанности ребёнка» Викторина «Права ребенка» | 7 | 12.01.19 19.01.19 26.01.19 02.02.19 09.02.19 16.02.19 02.03.19 |
6 | Приобщение к истокам | «Как жили славяне», «Забавы вокруг печки» «Отражение народных традиций в национальном костюме» «Как живут в деревне? Добрые избы» «Русские народные промыслы» «Многонациональная Родина» | 6 | 09.03.19 16.03.19 23.03.19 30.03.19 06.04.19 13.04.19 |
7 | Защитники Отечества | «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) «Что такое героизм?» «День Победы» «Защитники земли русской» «Боевая слава нашего народа» «Знаменитые земляки» | 6 | 20.04.19 27.04.19 04.05.19 11.05.19 18.05.19 25.05.19 |
8 | Итого | | 36ч. | 36ч. |
Итоговое занятие: викторина на тему: «С чего начинается Родина» Цель: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной посёлок, село, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. | |
Содержание программы
Наименование темы (раздела) | Содержание (темы занятий, формы работы) | Сроки реализации |
1.Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи (Совместная работа детей с родителями (домашние задание), ИЗО деятельность, викторина) | 1 месяц |
2.Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству (беседы, педагогические ситуации). | 2 месяца |
3.Родной край | Расширять знания детей об истории посёлка и села; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. (Игры, чтение,беседы, наблюдения, экскурсии) | 1 месяц |
4.Земля наш – общий дом | Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны. (Игры, чтение, беседы, наблюдения,экскурсии). | 1 месяц |
5.Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины (Совместная работа детей с родителями (домашние задание), ИЗО деятельности) | 1 месяц |
6.Беседы о правах ребёнка | Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». (беседы, педагогические ситуации, викторина) | 2 месяца |
7.Открой себя | Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей. (Игры, беседы, наблюдения, педагогические ситуации,ситуации морального выбора) | 1 месяц |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуется интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
Мониторинг патриотического воспитания старшего дошкольного возраста
Ф.И .ребенка / уровни освоения знаний и умений | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | В | С | Н | Качественный уровень % |
1.Родная страна: Название страны | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Название города,села | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Название округа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Домашний адрес | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Название достопримечательностей с.Тимохинское | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Название улиц, | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2.Символика Флаг России | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Герб России | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Герб родного, района Пышма, городаРоссии. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Флаг Пышмы города, России. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3.История народной культуры и традиций Народные промыслы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Народные праздники | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Жилище человека и предметы быта | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4.Историко- географический и природный компоненты Природные богатства округа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Климатическая зона (леса, тайга) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Растения края Флора и фауна Пышмы и с.Тимохинское | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5.Личностный компонент Отношение к окружающей среде | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Забота о близких | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Умение управлять своими чувствами, договориться | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Умение анализировать свои поступки и поступки других | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Итоговый результат | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, округа, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн города, округа, России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства округа, знает природно-климатические зоны ; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе, 2011
16