СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт кабинета технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Паспорт кабинета технологии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 имени генерал-лейтенанта

В.Г. Асапова







ПАСПОРТ

кабинета технологии

(технический труд)



Составил учитель технологии

МАОУ СОШ 8 имени генерал-лейтенанта В.Г. Асапова

Самойленко Евгений Владимирович













Южно-Сахалинск

Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете:

Самойленко Евгений Владимирович

Дата организации кабинета: 01.09.1976 г.





ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАБИНЕТА


  1. Кабинет технологии расположен на 1-м этаже:

  2. Общая площадь – 54м 2 ; 9 м длина, 6 м ширина.

  3. Объем 162 м 3 , высота 3 м.

  4. Пол деревянный.

  5. Стены покрашены водоэмульсионной краской и до половины окрашены масляной краской.

  6. Потолок побелен водоэмульсионной краской.

  7. Освещение ЛБ 40. Светильники расположены в 3 ряда. Всего электроточек: 9.

  8. Три окна с фрамугами для проветривания.

  9. Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 250 С.

  10. Относительная влажность воздуха 31%.

  11. В кабинете имеется, 24 рабочих мест учащихся и 1 рабочее место учителя.

  12. Расстановка технологических машин (станков) однорядная вдоль стен.

  13. Кабинет технологии комбинированный, для столярных и слесарных работ.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ


  • Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.

  • Приходить на урок необходимо подготовленным.

  • Готовиться учащиеся должны к уроку на перемене.

  • Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.

  • Во время уроков и перемен соблюдать правила внутреннего распорядка.

  • Кабинет должен проветриваться каждую перемену.

  • Соблюдать технику безопасности при пользовании слесарными и столярными инструментами, при работе на станках.

  • При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу и администрации ОУ.

  • Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в кабинете технологии (технического труда) учитель, который руководит этой работой.

  • Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.

  • Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ


I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение является локальным правовым актом и регулирует деятельность учебных кабинетов.

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) ,утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 5ноября 2002г., Письмом Министерства образования и науки РФ от 1апреля 2005г. № 03-417«О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

1.3. Учебный кабинет — это учебное помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, индивидуальная и внеклассная работа с учащимися в полном соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса.

1.4. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.

1.5. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся:

- современной картины мира,

- общеучебных умений и навыков,

- обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности,

- потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями,

- ключевых компетенций — готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач,

- теоретического мышления, памяти, воображения, а также воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.


II. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом.

2.1. Заведующим учебным кабинетом назначается один из наиболее квалифицированных преподавателей данного предмета.

2.2. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора ОУ.

2.3. Оплата за заведование кабинетом осуществляется на основании Положения о компенсирующих выплатах.

2.4. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:

- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года.

- Правилами внутреннего трудового распорядка,

- Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10),

- Настоящим Положением,

- Должностной инструкцией.

2.5. Заведующий кабинетом организует оформление кабинета, которое по возможности должно быть выполнено профессионалом и иметь единый стиль оформления.

2.6. Школьная аттестационная комиссия проводит смотр кабинетов три раза в год, по результатам которого пишется справка или издается приказ.

Смотр кабинетов осуществляется согласно следующих критерий:

А) соблюдение санитарно-гигиенических норм:

- чистота кабинета,

- исправная мебель,

- озеленение,

- наличие системы проветривания,

- соблюдение техники безопасности,

- наличие инструкций по технике безопасности,

- наличие правил поведения в кабинете,

- наличие первичных средств пожаротушения и аптечки для оказания доврачебной помощи.

Б) документация

- наличие паспорта кабинета,

- расписание работы кабинета

Б) оформление кабинета

- постоянные экспозиции по профилю кабинета,

- временные экспозиции,

- уют.

В) методический отдел

- систематизация дидактического и раздаточного материала,

- творческие работы учащихся,

- наличие методической литературы по предмету,

- наличие памяток для обучающихся.


III. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

3.1 Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых ОУ.

3.2 Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых ОУ.

3.3 В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования); образцы контрольно-измерительных материалов (КИМов) для определения усвоения требований образовательного стандарта.

3.4 Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта.

3.5 На стендах в учебном кабинете могут быть размещены:

- требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;

- варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;

- рекомендации по организации и выполнению домашних заданий;

- рекомендации по подготовке к различным формам диагностики;

- требования техники безопасности.


IV. Право собственности и распоряжение оборудованием учебного кабинета ОУ

4.1. Оборудование учебного кабинета, приобретенное на средства учредителя, средства ОУ является неотъемлемым имуществом МОУ «Калиновская СОШ», которым она распоряжается на основании Устава и договора с учредителем.

V. Права и обязанности участников образовательного процесса

5.1. Администрация обязана:

- определять порядок использования оборудования учебных кабинетов,

- следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и нормами техники безопасности,

- обеспечивать сохранность оборудования кабинета во внеурочное время и санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных занятий.

5.2. Заведующий учебным кабинетом обязан:

- обеспечивать здоровье и безопасность жизнедеятельности учащихся во время проведения уроков, консультаций, элективных курсов и иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом воспитательной работы,

- принимать своевременные меры по ремонту и эстетическому оформлению кабинета с привлечением внебюджетных средств,

- принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно учебным программам,

- содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету,

- способствовать развитию материально-технической базы кабинета в соответствии с его спецификой,

- следить за чистотой кабинета, проводить генеральную уборку силами учащихся класса (по согласованию с родителями), закрепленного за кабинетом,

- следить за озеленением кабинета,

- - обеспечивать наличие системы проветривания, следить за ее исправностью,

- составлять перспективный план развития кабинета на 3 года и план развития и работы кабинета на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов,

- обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета,

- обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества,

- организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинетов,

- обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, наличие правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале, где это предусмотрено,

- вести инвентарную ведомость кабинета,

- проводить работу по созданию банка творческих работ учителя и учащихся.

МАТЕРИАЛЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ


  • Должностная инструкция по охране труда для заведующего учебным кабинетом технологии;

  • Должностная инструкция по охране труда обучающихся и сохранении материальных ценностей для преподавателей, работающих в кабинетах технологии;

  • Инструкция по охране труда в кабинете технологии (для работников образовательного учреждения, проводящих занятия с учащимися в кабинете технологии);

  • Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии (для учащихся);

  • Инструкция о мерах пожарной безопасности;

  • Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи;

  • Памятка «Порядок действия работников при обнаружении пожара»;

  • План эвакуации;

  • Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности.






















ПЛАН РАБОТЫ КАБИНЕТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД И ПЕРСПЕКТИВУ


№ п/п

Вид работы

Сроки

выполнения


Ответственный

1

Произвести косметический ремонт кабинета

лето

Ответственный за кабинет

2

Организовывать работы по своевременному ремонту мебели в кабинете

в течение года

Ответственный за кабинет

3

Организация генеральной уборки кабинета

раз в неделю

Ответственный за кабинет

4

Организация ежедневной влажной уборки кабинета и его проветривания во время перемен

в течение года

Ответственный за кабинет

5

Оформление и пополнение кабинета новыми материалами

в течение года

Директор школы, ответственный за кабинет

6

Проведение индивидуальных и дополнительных занятий с учащимися

в течение года

Ответственный за кабинет

7

Озеленение класса

весна

Ответственный за кабинет

8

Контроль над соблюдением теплового режима в классе (состояние отопительной системы)


октябрь –апрель


Директор школы, завхоз.

9

Контроль над соблюдением светового режима (состояние люминесцентных ламп)

в течение года

Директор школы, завхоз

10

Контроль над состоянием водоснабжения (работа смесителя и канализации раковины)

в течение года

Директор школы, сантехник

11

Контроль над исправной работой учебного оборудования

в течение года

Ответственный за кабинет

12

Контроль над исправной работой ТСО

в течение года

Ответственный за кабинет

13

Контроль за соблюдение правил по ТБ в кабинете (ведение журнала по ТБ, обновление содержимого медицинской аптечки, проведение инструктажа по ТБ с учащимися, организация дежурства в кабинете)

в течение года

Ответственный за кабинет

14

Контроль за соблюдением правил противопожарной безопасности (проведение инструктажа с учащимися, состояние огнетушителя )

в течение года

Ответственный за кабинет

15

Подготовка сменных учебно-информационных стендов (готовимся к олимпиаде, уголок ТБ)

в течение года


16

Разработка мультимедийных уроков

в течение года

Ответственный за кабинет

17

Организация в классе индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению предмета

в течение года

Ответственный за кабинет

18

Подготовка учащихся к участию в олимпиаде

в течение года

Ответственный за кабинет

19

Организация внеурочных мероприятий с классом

в течение года

Ответственный за кабинет

20

Организация выставок работ учащихся

раз в четверть

Ответственный за кабинет

21

Продолжить работу по ведению портфолио учителя

в течение года

Ответственный за кабинет


Инвентарная ведомость

кабинета технологии


п/п

Наименование

Инвентаризационные номера

Имеется в наличии (шт.)

1.

Верстак столярный

Б/н

13

2.

Верстак слесарный

Б/н

5

3.

Станок токарный ТВ-7

Б/н

1

4.

Станок деревообрабатывающий

Б/н

1

5.

Токарный станок ТСД-120

Б/н

3

6.

Сверлильный станок

Б/н

1

7.

Заточной станок

Б/н

1

8.

Цыркулярный станок СДУ- 1

Б/н

1

9.

Станок фрезерный

Б/н

1

10.

Электролобзик

Б/н

1

11.

Стол учительский

Б/н

2

12.

Набор столярных инструментов

Б/н

4

13.

Набор слесарных инструментов

Б/н

2

14.

Стенды


8

15.

Огнетушители

Б/н

2

16

Перфоратор (дрель электрическая)

Б/н

1





ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДООБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА



Перечень

Примерные сроки

Выполнение

1

Устройство вентиляции

2015 год


2

Приобретение электролобзика

2015 год


3

Замена школьной доски

2015 год


4

Ремонт кабинета

2015 год


5

Замена столярных верстаков

2016 год


6

Установка компьютера

2015 год


7

Установка стационарного проектора

2015 год


8

Косметический ремонт кабинета

2015 год


9

Приобретение наглядных пособий

2015 год


10

Приобретение новых учебников 5 кл., 6кл,8 кл., 9 кл.

2015-2016 год


11


























ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

1. Методические папки:

  • Паспорт кабинета технологии;

  • Рабочие программы 5-11 классы;

  • Тематическое планирование по технологии;

  • Документы по технике безопасности кабинета технологии.

2. Тематические карточки с заданием и раздаточным материалом:

  • Карта контроля













МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Название

Автор, издательство

1

Технология. Технический труд. 5 класс


Автор: Тищенко А.Т.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010

2

Технология. Технический

труд. 5 класс. Методическое пособие


Автор: Дерендяев К. Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 5 класс. – М.: ВАКО, 2009


3

Технология . Технический

труд. 7 класс.

Автор:/Под ред. В.Д. Симоненко.- М: Вентана-Граф, 2008.-208с.



4

Технология. Технический

труд. 7 класс. Методическое пособие



Автор: Дерендяев К. Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 7 класс. – М.: ВАКО, 2009


5

Технология: Технический

труд. 8 класс:

Автор: Технология, 8 класс (вариант для мальчиков).-2 изд, /Под ред. В.Д. Симоненко.- М: Вентана-Граф,

6

Технология обработки древесины для учащихся 5-9 классов


Автор: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Карабанов И.А. –М.: Просвещение ,

7

Технология обработки металла для учащихся 5-9 классов


Автор: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Муравьёв Е.М.-М.:Просвещение,

8

Технология: 5-8 классы: Программа


Автор: Сасова Ирина Абрамовна, Марченко Анатолий Васильевич Издательство: Вентана-Граф

Серия: Основная школа/Технология. Метод проектов


9

Технология: 8 класс: методические рекомендации


Автор: Симоненко Виктор Дмитриевич, Самородский Петр Степанович и др. Издательство: Вентана-Граф

Серия: Основная школа/Технология


10

Технология. Технический

труд. 6 класс: Методические рекомендации


Автор: Синица Наталья Владимировна Издательство: Вентана-Граф

Серия: Основная школа/Технология


11

Технология. 6 класс. Метод проектов в технологическом образовании школьников


Автор: Сасова Ирина Абрамовна, Павлова Маргарита Борисовна и др.

Издательство: Вентана-Граф

Серия: Основная школа/Технология. Метод проектов

12

Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд.


Автор: Симоненко Виктор Дмитриевич Издательство: Вентана-Граф

Серия: Основная школа/Технология


12

Технология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений


Автор: Симоненко Виктор Дмитриевич, Самородский Петр Степанович и др.Издательство: Вентана-Граф

Серия: Основная школа/Технология




МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ:

  • Папка с материалами для проведения школьных олимпиад и

для подготовки к олимпиадам (электронна

  • Папка с материалами открытых мероприятий;
  • Творческие проекты учащихся;

Презентации к урокам;

График работы учебного кабинета технологии


ПН


ВТ


СР


ЧТ


ПТ


СБ

Подготов. кабинета к работе

1


Методическ

работа

1


1

Черчение

8 класс

1






Труд 8-9 (коррекц класс)


2


Труд 8-9 (коррекц класс)


2


Труд 8-9 (коррекц класс)


2


Технология

9 класс


2






Труд 8-9 (коррекц класс)




3


Труд 8-9 (коррекц класс)


3


Труд 8-9 (коррекц класс0

3


Труд 8-9 (коррекц класс)


3


Труд 5-7 (коррекц. класс)





Труд 5-7 (коррекц. класс)


4

Оформление кабинета

4

Технология

7-8 класс


4

Труд 8-9 (коррекц. класс)


4

Труд 5-7 (коррекц. класс)




Труд 5-7 (коррекц. класс)


5

Оформление кабинета

5

Технология

7 класс



5


Труд 5-7 (коррекц. класс)

Технология 5 класс

5


Труд 8-9 (коррекц класс)




Черчение

9 класс

6

Труд 5-7 (коррекц. класс)


6

Ремонт оборудова- ния

6

Труд 5-7 (коррекц. класс)

Технология 5 класс

6


Труд 8-9 (коррекц класс)





7

Труд 5-7 (коррекц. класс)


7


7


7






СОГЛАСОВАНО: Председатель профкома ___________________ «_____» ___________ 2014 г

 

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Калиновская СОШ» _____________/Г.С. Макова/ «_____» ___________ 2014 г



ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К занятиям в кабинете технологии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К проведению занятий допускаются учителя, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении занятий в кабинете технологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

- нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров мебели;

- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета;

- появление ожогов при неосторожном обращении с утюгом, горячими предметами при приготовлении пищи, порезы рук при работе с ножницами, ножом, ранение иглой.

1.4. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в кабинете технологии несут учителя, которые руководят этой работой.

1.5. Медицинский осмотр должен проводиться не реже одного раза в полугодие. Допуск учащихся к работе без предварительного медицинского осмотра не разрешается.

1.6. В кабинете должен быть комнатный термометр для контроля температурного режима.

1.7. Режим работы учащихся в кабинете технологии регламентирован учебными планами в соответствии с программой обучения.

1.8. Проведение обучения и работы учащихся в кабинете технологии допускается при выполнении всех требований Правил работы в кабинете технологии.

1.9. Кабинет и оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

1.10. Учителя и учащиеся должны иметь специальную форму для занятий в кабинете технологии (фартук, халат).

1.11. Учитель технологии обязан строго следить за выполнением учащимися в кабинете технологии требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

1.12. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать правила поведения учащихся.

1.13. Учитель обязан:

- пройти инструктаж по охране труда при работе в кабинете технологии;

- проводить инструктаж учащихся по охране труда перед каждым отдельным видом работы с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по охране труда» и классном журнале;

- обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в кабинете технологии оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности;

- обеспечить безопасное использование электрических плит, мойки, швейных машин, утюгов и другого оборудования при проведении занятий в кабинете технологии;

- следить за выполнением требований Инструкции учащимися;

- перед началом занятий проверять исправность электроплит, утюгов, швейных машин и другого учебного оборудования в кабинете;

- обеспечить устойчивость мебели и оборудования, имеющихся в кабинете, в т.ч. и классной доски;

- о возникающих неполадках сообщить администрации ОУ;

- исключить из пользования непригодное оборудование;

- проверять наличие спецодежды у учащихся перед началом уроков;

- обеспечить необходимые для оказания первой помощи медицинские и перевязочные материалы (аптечку), телефон ближайшего медицинского учреждения;

- организовать рабочие места для школьников в соответствии с требованиями техники безопасности;

- обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в кабинетах швейного дела и кулинарии оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности;

- обеспечить свободный доступ к каждому рабочему месту. Учитель должен довести до сведения учащихся, что запрещается загромождать проходы между рядами сумками и портфелями;

- при несчастном случае немедленно оказать первую помощь и сообщить о происшедшем врачу и администрации гимназии.

1.14. Учителю запрещается:

- нарушать инструкцию по охране труда в кабинетах технологии;

- допускать к занятиям учащихся, не прошедших медицинский осмотр и инструктаж по охране труда в кабинете технологии;

- использовать неисправное и непроверенное оборудование;

- оставлять учащихся без присмотра на перемене и во время занятий;

- оставлять включенными электроприборы;

- закрывать дверь кабинета на ключ во время занятий.

1.15. Учитель должен довести до сведения учащихся и обеспечить выполнение ими следующих требований:

Учащимся запрещается:

- загромождать проходы между рядами сумками и портфелями;

- подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;

- толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга;

- трогать и включать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет, утюг, пользоваться швейной машиной без разрешения учителя;

- хлопать дверью;

- приносить в школу острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества.

Учащиеся обязаны:

- во время проведения уроков и перемен соблюдать правила внутреннего распорядка;

- соблюдать технику безопасности при пользовании ножницами, ножом, иголкой, циркулем, линейкой, другими острыми, колющими предметами;

- при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу и администрации гимназии.

1.17. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в кабинетах швейного дела и кулинарии несут учителя, которые руководят этой работой.

1.18. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.


2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

2.1. Учитель обязан:

- пройти инструктаж по охране труда в кабинетах технологии;

- провести инструктаж с учащимися по охране труда в кабинетах технологии;

- включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания;

- убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов;

- убедиться в исправности технических средств обучения;

- убедиться в исправности рабочих станков

- перед включением электрических приборов проверить исправность шнура питания;

- при включении приборов штепсельную вилку ввести в гнездо штепсельной розетки до отказа. Не допускать выключения вилки дерганием за шнур;

- проверять наличие и исправность заземления станков;

- проверить внешний вид учащихся:

- проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

- убедиться в том, что температура воздуха в кабинетах технологии находится в пределах 18-20°С.

- обеспечить учащихся исправным инструментом;

- обеспечить безопасные условия хранения инвентаря и оборудования: инструмент должен находиться в специальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования,

- обеспечить чистоту окон: стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, очистка светильников должна проводиться не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам запрещается. Мытье окон и очистка светильников категорически запрещается без прохождения целевого инструктажа у заместителя директора;

- убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4-2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.

- размещение учащихся за столами проводить согласно требованиям СанПин: рабочие столы должны соответствовать росту учащихся: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100-115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115-130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) - рост 130-145 см, мебель группы №4 (красная маркировка) - рост 145-160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) - рост 160-175 см, мебель группы № 6 (голубая маркировка) – рост свыше 175 см.

- учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

- с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.

- все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.

2.2. Учителю запрещается:

- допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в учебных мастерских;

- ставить какие-либо предметы на шкафы;

- допускать эксплуатацию неустойчиво закрепленных шкафов, неисправных швейных машин, электроплит, утюгов, классной доски, парт, немедленно принять меры по устранению неполадок.

2.3. Учащиеся обязаны:

- пройти инструктаж по охране труда в кабинетах технологии;

- выполнять требования охраны труда и правила для учащихся на занятиях в кабинетах технологии.

2.4. Учащимся запрещается:

- трогать розетки, включать станки и электроприборы без разрешения учителя;

- нарушать требования учителя по охране труда в кабинетах технологии;

- находиться в кабинетах технологии в отсутствии учителя;

- бегать без разрешения учителя, толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга.


3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

3.1. Учащиеся обязаны:

- соблюдать требования учителя и правила поведения на уроке;

- использовать оборудование кабинета только с разрешения и по команде (сигналу) учителя;

- во время проведения физкультминуток аккуратно выполнять упражнения;

- соблюдать следующие правила охраны труда:

3.2. Учащимся запрещается:

- нарушать правила охраны труда в кабинетах технологии;

- находиться в кабинетах технологии в отсутствии учителя;

- загромождать рабочие места и проходы портфелями, материалами и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается;

- трогать учебное оборудование, в т.ч. станки, электроприборы без разрешения учителя;

- нарушать требования учителя и дисциплину;

- самостоятельно включать электростанки;

- делать резкие движения во избежание травмы

3.3. Учитель обязан:

- обеспечить безопасное использование оборудования в кабинете;

- обеспечить устойчивую дисциплину учащихся на уроке;

- выполнять санитарно-гигиенические требования по режиму проветривания, температурному режиму;

- соблюдать нормы освещенности кабинета;

- при работе с техническими средствами обучения соблюдать все правила их эксплуатации и охраны труда;

- при открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны был ограничители. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклами категорически запрещается вставать на подоконник;

- обеспечить выполнение правил охраны труда учащимися при работе в кабинете технологии.

3.4. Учителю запрещается:

- оставлять без присмотра учащихся;

- использовать неисправное оборудование;

- с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете расставлять на подоконниках цветы;

- загромождать окна изделиями, инструментами, материалами и другими предметами;

- закрывать кабинет на ключ во время занятий.


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. Учитель должен:

- при возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения;

- при прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника;

- при получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом врачу и администрации гимназии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение в сопровождении взрослого;

- в случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности специалистом.

4.2. Ученик должен:

- при плохом самочувствии сообщить об этом учителю;

- при возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.


5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

5.1. Выключить все электроприборы и станки.

5.2. Привести в порядок рабочее место.

5.3. Привести себя и спецодежду в порядок.

5.4. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.

5.5. Закрыть окна, фрамуги, выключить свет.

5.6. Закрыть кабинет, сдать ключ сотрудникам службы безопасности.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТАМ И МАСТЕРСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ"

  1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со (СанПиН 2.4.2.2821-10) "Естественное и искусственное освещение".

  2. В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

  3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.

  4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.

  5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

  6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и (СанПиН 2.4.2.2821-10) наименьшая освещенность установлена в мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.

  7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.

  8. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.

  9. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.

  10. В мастерской должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.

  11. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.

  12. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).

  13. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.

  14. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.

  15. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.

  16. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.

  17. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.

  18. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.

  19. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).

  20. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

  21. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.

  22. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".

  23. На рабочие столы обучающихся (, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.

  24. В мастерских по обработке древесины должно быть предусмотрено заземление станков.

  25. В мастерских по обработке древесины должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.

Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области "Технология"

  1. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете художественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования". Площадь кабинетов и мастерских образовательной области "Технология" должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

  2. Объем рабочего помещения на каждого работающего не менее 15 куб.м. Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в кабинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.

  3. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.

  4. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.

  5. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

  6. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помеще

27