Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 имени генерал-лейтенанта
В.Г. Асапова
ПАСПОРТ
кабинета технологии
(технический труд)
| Составил учитель технологии МАОУ СОШ 8 имени генерал-лейтенанта В.Г. Асапова Самойленко Евгений Владимирович |
Южно-Сахалинск
Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете:
Самойленко Евгений Владимирович
Дата организации кабинета: 01.09.1976 г.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАБИНЕТА
Кабинет технологии расположен на 1-м этаже:
Общая площадь – 54м 2 ; 9 м длина, 6 м ширина.
Объем 162 м 3 , высота 3 м.
Пол деревянный.
Стены покрашены водоэмульсионной краской и до половины окрашены масляной краской.
Потолок побелен водоэмульсионной краской.
Освещение ЛБ 40. Светильники расположены в 3 ряда. Всего электроточек: 9.
Три окна с фрамугами для проветривания.
Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 250 С.
Относительная влажность воздуха 31%.
В кабинете имеется, 24 рабочих мест учащихся и 1 рабочее место учителя.
Расстановка технологических машин (станков) однорядная вдоль стен.
Кабинет технологии комбинированный, для столярных и слесарных работ.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ
Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
Приходить на урок необходимо подготовленным.
Готовиться учащиеся должны к уроку на перемене.
Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.
Во время уроков и перемен соблюдать правила внутреннего распорядка.
Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
Соблюдать технику безопасности при пользовании слесарными и столярными инструментами, при работе на станках.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу и администрации ОУ.
Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в кабинете технологии (технического труда) учитель, который руководит этой работой.
Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение является локальным правовым актом и регулирует деятельность учебных кабинетов.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) ,утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 5ноября 2002г., Письмом Министерства образования и науки РФ от 1апреля 2005г. № 03-417«О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
1.3. Учебный кабинет — это учебное помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, индивидуальная и внеклассная работа с учащимися в полном соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса.
1.4. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.
1.5. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся:
- современной картины мира,
- общеучебных умений и навыков,
- обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности,
- потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями,
- ключевых компетенций — готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач,
- теоретического мышления, памяти, воображения, а также воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.
II. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом.
2.1. Заведующим учебным кабинетом назначается один из наиболее квалифицированных преподавателей данного предмета.
2.2. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора ОУ.
2.3. Оплата за заведование кабинетом осуществляется на основании Положения о компенсирующих выплатах.
2.4. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
- Правилами внутреннего трудового распорядка,
- Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10),
- Настоящим Положением,
- Должностной инструкцией.
2.5. Заведующий кабинетом организует оформление кабинета, которое по возможности должно быть выполнено профессионалом и иметь единый стиль оформления.
2.6. Школьная аттестационная комиссия проводит смотр кабинетов три раза в год, по результатам которого пишется справка или издается приказ.
Смотр кабинетов осуществляется согласно следующих критерий:
А) соблюдение санитарно-гигиенических норм:
- чистота кабинета,
- исправная мебель,
- озеленение,
- наличие системы проветривания,
- соблюдение техники безопасности,
- наличие инструкций по технике безопасности,
- наличие правил поведения в кабинете,
- наличие первичных средств пожаротушения и аптечки для оказания доврачебной помощи.
Б) документация
- наличие паспорта кабинета,
- расписание работы кабинета
Б) оформление кабинета
- постоянные экспозиции по профилю кабинета,
- временные экспозиции,
- уют.
В) методический отдел
- систематизация дидактического и раздаточного материала,
- творческие работы учащихся,
- наличие методической литературы по предмету,
- наличие памяток для обучающихся.
III. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
3.1 Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых ОУ.
3.2 Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых ОУ.
3.3 В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования); образцы контрольно-измерительных материалов (КИМов) для определения усвоения требований образовательного стандарта.
3.4 Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта.
3.5 На стендах в учебном кабинете могут быть размещены:
- требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;
- варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;
- рекомендации по организации и выполнению домашних заданий;
- рекомендации по подготовке к различным формам диагностики;
- требования техники безопасности.
IV. Право собственности и распоряжение оборудованием учебного кабинета ОУ
4.1. Оборудование учебного кабинета, приобретенное на средства учредителя, средства ОУ является неотъемлемым имуществом МОУ «Калиновская СОШ», которым она распоряжается на основании Устава и договора с учредителем.
V. Права и обязанности участников образовательного процесса
5.1. Администрация обязана:
- определять порядок использования оборудования учебных кабинетов,
- следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и нормами техники безопасности,
- обеспечивать сохранность оборудования кабинета во внеурочное время и санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных занятий.
5.2. Заведующий учебным кабинетом обязан:
- обеспечивать здоровье и безопасность жизнедеятельности учащихся во время проведения уроков, консультаций, элективных курсов и иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом воспитательной работы,
- принимать своевременные меры по ремонту и эстетическому оформлению кабинета с привлечением внебюджетных средств,
- принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно учебным программам,
- содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету,
- способствовать развитию материально-технической базы кабинета в соответствии с его спецификой,
- следить за чистотой кабинета, проводить генеральную уборку силами учащихся класса (по согласованию с родителями), закрепленного за кабинетом,
- следить за озеленением кабинета,
- - обеспечивать наличие системы проветривания, следить за ее исправностью,
- составлять перспективный план развития кабинета на 3 года и план развития и работы кабинета на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов,
- обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета,
- обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества,
- организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинетов,
- обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, наличие правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале, где это предусмотрено,
- вести инвентарную ведомость кабинета,
- проводить работу по созданию банка творческих работ учителя и учащихся.
МАТЕРИАЛЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ
Должностная инструкция по охране труда для заведующего учебным кабинетом технологии;
Должностная инструкция по охране труда обучающихся и сохранении материальных ценностей для преподавателей, работающих в кабинетах технологии;
Инструкция по охране труда в кабинете технологии (для работников образовательного учреждения, проводящих занятия с учащимися в кабинете технологии);
Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии (для учащихся);
Инструкция о мерах пожарной безопасности;
Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи;
Памятка «Порядок действия работников при обнаружении пожара»;
План эвакуации;
Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности.
ПЛАН РАБОТЫ КАБИНЕТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД И ПЕРСПЕКТИВУ
№ п/п | Вид работы | Сроки выполнения | Ответственный |
1 | Произвести косметический ремонт кабинета | лето | Ответственный за кабинет |
2 | Организовывать работы по своевременному ремонту мебели в кабинете | в течение года | Ответственный за кабинет |
3 | Организация генеральной уборки кабинета | раз в неделю | Ответственный за кабинет |
4 | Организация ежедневной влажной уборки кабинета и его проветривания во время перемен | в течение года | Ответственный за кабинет |
5 | Оформление и пополнение кабинета новыми материалами | в течение года | Директор школы, ответственный за кабинет |
6 | Проведение индивидуальных и дополнительных занятий с учащимися | в течение года | Ответственный за кабинет |
7 | Озеленение класса | весна | Ответственный за кабинет |
8 | Контроль над соблюдением теплового режима в классе (состояние отопительной системы) | октябрь –апрель | Директор школы, завхоз. |
9 | Контроль над соблюдением светового режима (состояние люминесцентных ламп) | в течение года | Директор школы, завхоз |
10 | Контроль над состоянием водоснабжения (работа смесителя и канализации раковины) | в течение года | Директор школы, сантехник |
11 | Контроль над исправной работой учебного оборудования | в течение года | Ответственный за кабинет |
12 | Контроль над исправной работой ТСО | в течение года | Ответственный за кабинет |
13 | Контроль за соблюдение правил по ТБ в кабинете (ведение журнала по ТБ, обновление содержимого медицинской аптечки, проведение инструктажа по ТБ с учащимися, организация дежурства в кабинете) | в течение года | Ответственный за кабинет |
14 | Контроль за соблюдением правил противопожарной безопасности (проведение инструктажа с учащимися, состояние огнетушителя ) | в течение года | Ответственный за кабинет |
15 | Подготовка сменных учебно-информационных стендов (готовимся к олимпиаде, уголок ТБ) | в течение года | |
16 | Разработка мультимедийных уроков | в течение года | Ответственный за кабинет |
17 | Организация в классе индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению предмета | в течение года | Ответственный за кабинет |
18 | Подготовка учащихся к участию в олимпиаде | в течение года | Ответственный за кабинет |
19 | Организация внеурочных мероприятий с классом | в течение года | Ответственный за кабинет |
20 | Организация выставок работ учащихся | раз в четверть | Ответственный за кабинет |
21 | Продолжить работу по ведению портфолио учителя | в течение года | Ответственный за кабинет |
Инвентарная ведомость
кабинета технологии
№ п/п | Наименование | Инвентаризационные номера | Имеется в наличии (шт.) |
1. | Верстак столярный | Б/н | 13 |
2. | Верстак слесарный | Б/н | 5 |
3. | Станок токарный ТВ-7 | Б/н | 1 |
4. | Станок деревообрабатывающий | Б/н | 1 |
5. | Токарный станок ТСД-120 | Б/н | 3 |
6. | Сверлильный станок | Б/н | 1 |
7. | Заточной станок | Б/н | 1 |
8. | Цыркулярный станок СДУ- 1 | Б/н | 1 |
9. | Станок фрезерный | Б/н | 1 |
10. | Электролобзик | Б/н | 1 |
11. | Стол учительский | Б/н | 2 |
12. | Набор столярных инструментов | Б/н | 4 |
13. | Набор слесарных инструментов | Б/н | 2 |
14. | Стенды | | 8 |
15. | Огнетушители | Б/н | 2 |
16 | Перфоратор (дрель электрическая) | Б/н | 1 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДООБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА
№ | Перечень | Примерные сроки | Выполнение |
1 | Устройство вентиляции | 2015 год | |
2 | Приобретение электролобзика | 2015 год | |
3 | Замена школьной доски | 2015 год | |
4 | Ремонт кабинета | 2015 год | |
5 | Замена столярных верстаков | 2016 год | |
6 | Установка компьютера | 2015 год | |
7 | Установка стационарного проектора | 2015 год | |
8 | Косметический ремонт кабинета | 2015 год | |
9 | Приобретение наглядных пособий | 2015 год | |
10 | Приобретение новых учебников 5 кл., 6кл,8 кл., 9 кл. | 2015-2016 год | |
11 | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
1. Методические папки:
Паспорт кабинета технологии;
Рабочие программы 5-11 классы;
Тематическое планирование по технологии;
Документы по технике безопасности кабинета технологии.
2. Тематические карточки с заданием и раздаточным материалом:
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | Название | Автор, издательство |
1 | Технология. Технический труд. 5 класс | Автор: Тищенко А.Т.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010 |
2 | Технология. Технический труд. 5 класс. Методическое пособие | Автор: Дерендяев К. Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 5 класс. – М.: ВАКО, 2009 |
3 | Технология . Технический труд. 7 класс. | Автор:/Под ред. В.Д. Симоненко.- М: Вентана-Граф, 2008.-208с. |
4 | Технология. Технический труд. 7 класс. Методическое пособие | Автор: Дерендяев К. Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 7 класс. – М.: ВАКО, 2009 |
5 | Технология: Технический труд. 8 класс: | Автор: Технология, 8 класс (вариант для мальчиков).-2 изд, /Под ред. В.Д. Симоненко.- М: Вентана-Граф, |
6 | Технология обработки древесины для учащихся 5-9 классов | Автор: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Карабанов И.А. –М.: Просвещение , |
7 | Технология обработки металла для учащихся 5-9 классов | Автор: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Муравьёв Е.М.-М.:Просвещение, |
8 | Технология: 5-8 классы: Программа | Автор: Сасова Ирина Абрамовна, Марченко Анатолий Васильевич Издательство: Вентана-Граф Серия: Основная школа/Технология. Метод проектов |
9 | Технология: 8 класс: методические рекомендации | Автор: Симоненко Виктор Дмитриевич, Самородский Петр Степанович и др. Издательство: Вентана-Граф Серия: Основная школа/Технология |
10 | Технология. Технический труд. 6 класс: Методические рекомендации | Автор: Синица Наталья Владимировна Издательство: Вентана-Граф Серия: Основная школа/Технология |
11 | Технология. 6 класс. Метод проектов в технологическом образовании школьников | Автор: Сасова Ирина Абрамовна, Павлова Маргарита Борисовна и др. Издательство: Вентана-Граф Серия: Основная школа/Технология. Метод проектов |
12 | Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. | Автор: Симоненко Виктор Дмитриевич Издательство: Вентана-Граф Серия: Основная школа/Технология |
12 | Технология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений | Автор: Симоненко Виктор Дмитриевич, Самородский Петр Степанович и др.Издательство: Вентана-Граф Серия: Основная школа/Технология |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ:
Папка с материалами для проведения школьных олимпиад и
для подготовки к олимпиадам (электронна
Презентации к урокам;
График работы учебного кабинета технологии
ПН | | ВТ | | СР | | ЧТ | | ПТ | | СБ |
Подготов. кабинета к работе | 1 | Методическ работа | 1 | | 1 | Черчение 8 класс | 1 | | | |
Труд 8-9 (коррекц класс) | 2 | Труд 8-9 (коррекц класс) | 2 | Труд 8-9 (коррекц класс) | 2 | Технология 9 класс | 2 | | | |
Труд 8-9 (коррекц класс) | 3 | Труд 8-9 (коррекц класс) | 3 | Труд 8-9 (коррекц класс0 | 3 | Труд 8-9 (коррекц класс) | 3 | Труд 5-7 (коррекц. класс) | | |
Труд 5-7 (коррекц. класс) | 4 | Оформление кабинета | 4 | Технология 7-8 класс | 4 | Труд 8-9 (коррекц. класс) | 4 | Труд 5-7 (коррекц. класс) | | |
Труд 5-7 (коррекц. класс) | 5 | Оформление кабинета | 5 | Технология 7 класс | 5 | Труд 5-7 (коррекц. класс) Технология 5 класс | 5 | Труд 8-9 (коррекц класс) | | |
Черчение 9 класс | 6 | Труд 5-7 (коррекц. класс) | 6 | Ремонт оборудова- ния | 6 | Труд 5-7 (коррекц. класс) Технология 5 класс | 6 | Труд 8-9 (коррекц класс) | | |
| 7 | Труд 5-7 (коррекц. класс) | 7 | | 7 | | 7 | | | |
СОГЛАСОВАНО: Председатель профкома ___________________ «_____» ___________ 2014 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Калиновская СОШ» _____________/Г.С. Макова/ «_____» ___________ 2014 г |
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинете технологии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К проведению занятий допускаются учителя, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении занятий в кабинете технологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров мебели;
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета;
- появление ожогов при неосторожном обращении с утюгом, горячими предметами при приготовлении пищи, порезы рук при работе с ножницами, ножом, ранение иглой.
1.4. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в кабинете технологии несут учителя, которые руководят этой работой.
1.5. Медицинский осмотр должен проводиться не реже одного раза в полугодие. Допуск учащихся к работе без предварительного медицинского осмотра не разрешается.
1.6. В кабинете должен быть комнатный термометр для контроля температурного режима.
1.7. Режим работы учащихся в кабинете технологии регламентирован учебными планами в соответствии с программой обучения.
1.8. Проведение обучения и работы учащихся в кабинете технологии допускается при выполнении всех требований Правил работы в кабинете технологии.
1.9. Кабинет и оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.
1.10. Учителя и учащиеся должны иметь специальную форму для занятий в кабинете технологии (фартук, халат).
1.11. Учитель технологии обязан строго следить за выполнением учащимися в кабинете технологии требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.
1.12. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать правила поведения учащихся.
1.13. Учитель обязан:
- пройти инструктаж по охране труда при работе в кабинете технологии;
- проводить инструктаж учащихся по охране труда перед каждым отдельным видом работы с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по охране труда» и классном журнале;
- обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в кабинете технологии оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности;
- обеспечить безопасное использование электрических плит, мойки, швейных машин, утюгов и другого оборудования при проведении занятий в кабинете технологии;
- следить за выполнением требований Инструкции учащимися;
- перед началом занятий проверять исправность электроплит, утюгов, швейных машин и другого учебного оборудования в кабинете;
- обеспечить устойчивость мебели и оборудования, имеющихся в кабинете, в т.ч. и классной доски;
- о возникающих неполадках сообщить администрации ОУ;
- исключить из пользования непригодное оборудование;
- проверять наличие спецодежды у учащихся перед началом уроков;
- обеспечить необходимые для оказания первой помощи медицинские и перевязочные материалы (аптечку), телефон ближайшего медицинского учреждения;
- организовать рабочие места для школьников в соответствии с требованиями техники безопасности;
- обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в кабинетах швейного дела и кулинарии оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности;
- обеспечить свободный доступ к каждому рабочему месту. Учитель должен довести до сведения учащихся, что запрещается загромождать проходы между рядами сумками и портфелями;
- при несчастном случае немедленно оказать первую помощь и сообщить о происшедшем врачу и администрации гимназии.
1.14. Учителю запрещается:
- нарушать инструкцию по охране труда в кабинетах технологии;
- допускать к занятиям учащихся, не прошедших медицинский осмотр и инструктаж по охране труда в кабинете технологии;
- использовать неисправное и непроверенное оборудование;
- оставлять учащихся без присмотра на перемене и во время занятий;
- оставлять включенными электроприборы;
- закрывать дверь кабинета на ключ во время занятий.
1.15. Учитель должен довести до сведения учащихся и обеспечить выполнение ими следующих требований:
Учащимся запрещается:
- загромождать проходы между рядами сумками и портфелями;
- подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;
- толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга;
- трогать и включать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет, утюг, пользоваться швейной машиной без разрешения учителя;
- хлопать дверью;
- приносить в школу острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества.
Учащиеся обязаны:
- во время проведения уроков и перемен соблюдать правила внутреннего распорядка;
- соблюдать технику безопасности при пользовании ножницами, ножом, иголкой, циркулем, линейкой, другими острыми, колющими предметами;
- при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу и администрации гимназии.
1.17. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в кабинетах швейного дела и кулинарии несут учителя, которые руководят этой работой.
1.18. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
2.1. Учитель обязан:
- пройти инструктаж по охране труда в кабинетах технологии;
- провести инструктаж с учащимися по охране труда в кабинетах технологии;
- включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания;
- убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов;
- убедиться в исправности технических средств обучения;
- убедиться в исправности рабочих станков
- перед включением электрических приборов проверить исправность шнура питания;
- при включении приборов штепсельную вилку ввести в гнездо штепсельной розетки до отказа. Не допускать выключения вилки дерганием за шнур;
- проверять наличие и исправность заземления станков;
- проверить внешний вид учащихся:
- проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
- убедиться в том, что температура воздуха в кабинетах технологии находится в пределах 18-20°С.
- обеспечить учащихся исправным инструментом;
- обеспечить безопасные условия хранения инвентаря и оборудования: инструмент должен находиться в специальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования,
- обеспечить чистоту окон: стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, очистка светильников должна проводиться не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам запрещается. Мытье окон и очистка светильников категорически запрещается без прохождения целевого инструктажа у заместителя директора;
- убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5-0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4-2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
- размещение учащихся за столами проводить согласно требованиям СанПин: рабочие столы должны соответствовать росту учащихся: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100-115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115-130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) - рост 130-145 см, мебель группы №4 (красная маркировка) - рост 145-160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) - рост 160-175 см, мебель группы № 6 (голубая маркировка) – рост свыше 175 см.
- учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
- с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
- все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
2.2. Учителю запрещается:
- допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в учебных мастерских;
- ставить какие-либо предметы на шкафы;
- допускать эксплуатацию неустойчиво закрепленных шкафов, неисправных швейных машин, электроплит, утюгов, классной доски, парт, немедленно принять меры по устранению неполадок.
2.3. Учащиеся обязаны:
- пройти инструктаж по охране труда в кабинетах технологии;
- выполнять требования охраны труда и правила для учащихся на занятиях в кабинетах технологии.
2.4. Учащимся запрещается:
- трогать розетки, включать станки и электроприборы без разрешения учителя;
- нарушать требования учителя по охране труда в кабинетах технологии;
- находиться в кабинетах технологии в отсутствии учителя;
- бегать без разрешения учителя, толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Учащиеся обязаны:
- соблюдать требования учителя и правила поведения на уроке;
- использовать оборудование кабинета только с разрешения и по команде (сигналу) учителя;
- во время проведения физкультминуток аккуратно выполнять упражнения;
- соблюдать следующие правила охраны труда:
3.2. Учащимся запрещается:
- нарушать правила охраны труда в кабинетах технологии;
- находиться в кабинетах технологии в отсутствии учителя;
- загромождать рабочие места и проходы портфелями, материалами и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается;
- трогать учебное оборудование, в т.ч. станки, электроприборы без разрешения учителя;
- нарушать требования учителя и дисциплину;
- самостоятельно включать электростанки;
- делать резкие движения во избежание травмы
3.3. Учитель обязан:
- обеспечить безопасное использование оборудования в кабинете;
- обеспечить устойчивую дисциплину учащихся на уроке;
- выполнять санитарно-гигиенические требования по режиму проветривания, температурному режиму;
- соблюдать нормы освещенности кабинета;
- при работе с техническими средствами обучения соблюдать все правила их эксплуатации и охраны труда;
- при открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны был ограничители. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклами категорически запрещается вставать на подоконник;
- обеспечить выполнение правил охраны труда учащимися при работе в кабинете технологии.
3.4. Учителю запрещается:
- оставлять без присмотра учащихся;
- использовать неисправное оборудование;
- с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете расставлять на подоконниках цветы;
- загромождать окна изделиями, инструментами, материалами и другими предметами;
- закрывать кабинет на ключ во время занятий.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4.1. Учитель должен:
- при возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения;
- при прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника;
- при получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом врачу и администрации гимназии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение в сопровождении взрослого;
- в случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности специалистом.
4.2. Ученик должен:
- при плохом самочувствии сообщить об этом учителю;
- при возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.
5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.1. Выключить все электроприборы и станки.
5.2. Привести в порядок рабочее место.
5.3. Привести себя и спецодежду в порядок.
5.4. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.5. Закрыть окна, фрамуги, выключить свет.
5.6. Закрыть кабинет, сдать ключ сотрудникам службы безопасности.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТАМ И МАСТЕРСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ"
Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со (СанПиН 2.4.2.2821-10) "Естественное и искусственное освещение".
В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.
В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.
Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и (СанПиН 2.4.2.2821-10) наименьшая освещенность установлена в мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.
Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.
Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.
Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.
В мастерской должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.
Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.
Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).
Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.
Полы помещений делают гладкими и нескользкими.
Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.
Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.
Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.
Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.
Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).
Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.
Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".
На рабочие столы обучающихся (, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.
В мастерских по обработке древесины должно быть предусмотрено заземление станков.
В мастерских по обработке древесины должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.
Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области "Технология"
Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете художественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования". Площадь кабинетов и мастерских образовательной области "Технология" должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Объем рабочего помещения на каждого работающего не менее 15 куб.м. Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в кабинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.
В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.
Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.
На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помеще
27