муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад
для детей раннего возраста «Теремок»
г. Данилов Ярославской области
Мини - музей
деревянной игрушки
«Забавушка»
Воспитатель: Сухоешкина Л.В.
Сотни тысяч лет дерево растет, Нашу жизнь оберегает. Нам тепло дает. Русские умельцы были молодцы, Сколько всего делали эти удальцы. Сегодня вы увидите немного волшебства. И дереву поклонитесь за эти чудеса.
Содержание
1 . Сведения об авторском коллективе.
2. Паспортные данные мини-музея.
3 . Аспекты музейной деятельности.
4 . План работы по созданию музея.
5. Экспонаты мини-музея.
6. Тематический план работы в мини-музее.
7. Перспектива развития мини-музея.
8. Список литературы.
Сведения об авторском коллективе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста «Теремок»
Паспортные данные
Наименование мини-музея деревянной игрушки
- «Забавушка»
Профиль музея - познавательно – игровой
Участники - педагоги, дети, родители
Оформление мини - музея
Все экспонаты музея собраны в соответствии возрастным особенностям детей .
Коллекция мини- музея «Забавушка» располагаются в доступном для детей месте на открытых стеллажах в музыкально- спортивном зале.
Цель: создать условия для знакомства детей с игрушками из дерева ; расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий , их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя необычный мир дерева .
Задачи:
1. Способствовать игровой деятельности ребенка и познавательной активности .
2 . Совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику детских рук;
3. Формировать у дошкольников навыков исследовательского поведения;
4. Способствовать художественно-эстетическому развитию.
5. Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;
6. Воспитывать заботливое отношение к экспонатам музея.
-
Принципы
1. Принцип учета возрастных особенностей детей раннего возраста.
2. Принцип опоры на интересы ребенка.
3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей раннего возраста устойчивый.
Деревянная игрушка имеет огромное значение в воспитании всестороннего развитого человека. Она самобытна, интересна. История деревянной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Актуальность:
Мини-музеи в детском саду являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей, приобщая их к искусству. Через использование средств музейной педагогики решаются задачи социализации, реализуется
принцип интерактивности – приобретение детьми опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и, конечно, с ними можно играть!
И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.
Здесь можно поиграть с любой деревянной игрушкой.
Создание такого мини-музея в ДОУ помогает формировать у детей интерес к деревянным игрушкам, способность к эстетическому восприятию, расширяет представления об окружающем мире.
Деревянная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, деревянная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с деревянными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Предполагаемый результат:
• Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
• Пополнение и активизация словаря.
• Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними.
• Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
• Деревянные игрушки формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
• Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
• Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.
Ктический этап
План работы по созданию мини-музея «Забавушка»
№
Название этапа
Содержание работы
Сроки реализации
Педсовет. «Использование музейной педагогики в развитии дошкольников»
1.
Подготовительный этап
2.
Сбор экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми.
Ожидаемый результат
3.
Подведение итогов
Практический этап
Определение темы и название музея.
Презентация работы мини-музея
Выбор места для размещения. Выбор инициативной группы
Создание мини-музея деревянной игрушки «Забавушка»
Создание паспорта мини-музея деревянной игрушки « Забавушка». Выставка экспонатов.
Экспонаты мини – музея
деревянной игрушки
« Забавушка»
« Рукам забава, глазам отрада »
Хозяйка
мини - музея «Забавушка»
гостеприимнаядевица
Забава.
Музыкальные игрушки
- Погремушки;
-Трещетки;
-Свистульки - птички ;
« Трещетки»
Народные деревянные игрушки
Игрушка «Юла»
Матрешка пятиместная
Матрешки и расписные лошадки
Матрешка восьмиместная
Матрешка
«Дед Мороз»
Игрушка «Курочки клюют»
Деревянная игрушка «Каталка»
Театр на столе
Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Русская народная сказка «Колобок»
Русская народная сказка
«Теремок»
Богородская игрушка
Современный мир
деревянной игрушки
Пирамидки, забавный ослик, гусеница
Деревянный конструктор
«Собери бусы»
Игры «Вкладыши»
«Грибы»
«Фрукты»
Вкладыши
«Домашние животные
и птицы»
Домино «Животные»
«Транспорт»
«Дорожки»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ
Месяц
Содержание
октябрь
Задачи
Знакомство с народной игрушкой.
Познавательная деятельность «Чудесный сундучок» Театрализованное представление «Котик, котик, поиграй!»
Познакомить детей с народны ми игрушками. Приобщать детей к истокам национальной культуры, обогащать зрительное впечатление.
ноябрь
Сентябрь
Участники
декабрь
Познакомить с сундучком , в котором живут игрушки. Развивать чувство ритма при выполнении музыкально ритмических упражнений.
Театрализованный досуг «Русская матрешка». ООД «Разноцветные матрешки»
«Сундучок Деда Мороза» Познавательная деятельность. Театрализованный досуг «Рождественская елка». Продуктивная деятельность
Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Учить детей выполнять ряд последовательных действий с матрешкой, развивать познавательную активность.
Познакомить детей с персонажем кота ,заучить потешку «Как у нашего кота.»
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
»Новогодняя елочка».
Познакомить детей с новогодними украшениями, загадками о зиме. Учить детей украшать силуэт елочки цветными «игрушками и гирляндами» (способом примакивания и тычка)
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Месяц
Содержание
Задачи
октябрь
Знакомство с народной игрушкой.
Участники
Сентябрь
Познавательная деятельность «Чудесный сундучок» Театрализованное представление «Котик, котик, поиграй!»
ноябрь
Познакомить детей с народны ми игрушками. Приобщать детей к истокам национальной культуры, обогащать зрительное впечатление.
Познакомить с сундучком , в котором живут игрушки. Развивать чувство ритма при выполнении музыкально ритмических упражнений. Познакомить детей с персонажем кота ,заучитьпотешку «Как у нашего кота.»
Театрализованный досуг «Русская матрешка». ООД «Разноцветные матрешки»
декабрь
Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Учить детей выполнять ряд последовательных действий с матрешкой, развивать познавательную активность.
«Сундучок Деда Мороза» Познавательная деятельность. Театрализованный досуг «Рождественская елка». Продуктивная деятельность»Новогодняя елочка».
Воспитатели, дети
Познакомить детей с новогодними украшениями, загадками о зиме. Учить детей украшать силуэт елочки цветными «игрушками и «гирляндами» (способом примакивания и тычка)
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Месяц
Содержание
январь
Задачи
февраль
«Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою» Игровая деятельность.
Познакомить детей с колыбельными песнями
Театрализованный досуг .«Веселые музыканты» Театрализованный досуг«Приходи, Весна! Приходи красна!»
Участники
март
Познакомить детей с русскими народными инструментами.
апрель
Познавательная беседа «Веселая ярмарка». ООД «В гости к хозяюшке Варварушке»».
Познакомить детей с дымковской игрушкой, использовать загадки о игрушках. Учить детей украшать силуэты дымковских игрушек.
Воспитывать любовь к национальной культуре. Познакомить детей с русским праздником Масленица.
Театрализованное представление «Заюшкина избушка» Театрализованное представление «Маша и медведь».
Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»,воспитывать любовь к русскому слову, театральному искусству. Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь».Использовать в театрализованном представлении экспонаты музея
Воспитатели, дети
Разучивание закличек
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Месяц
Содержание
январь
Задачи
«Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою» Игровая деятельность.
февраль
Участники
Познакомить детей с колыбельными песнями
Театрализованный досуг.«Веселые музыканты» Театрализованный досуг«Приходи, Весна! Приходи красна!»
март
апрель
Познакомить детей с русскими народными инструментами.
Познавательная беседа «Веселая ярмарка». ООД «В гости к хозяюшке».
Познакомить детей с дымковской игрушкой,использовать загадки о игрушках. Учить детей украшать силуэты дымковских игрушек.
Воспитывать любовь к национальной культуре. Познакомить детей с русским праздником Масленица.
Театрализованное представление«Заюшкина избушка» Театрализованное представление «Маша имедведь».
Воспитатели, дети
Разучивание закличек
Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»,воспитывать любовь к русскому слову, театральному искусству. Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь».Использовать в театрализованном представлении экспонаты музея
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Месяц
Содержание
май
Задачи
Познавательное развитие «Петушок с семьей» Речевое развитие «Половичку курочка веничком метет» .
Участники
Познакомить с русской народной игрушкой «Курочки клюют». Развивать мелкую моторику,сенсорные способности детей. Познакомить детей с потешкой «Наша-то хозяюшка сметлива была».Развивать разговорную речь детей.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Воспитатели, дети
Перспектива развития мини - музея:
-пополнение экспонатами коллекцию музея деревянной игрушки;
-создание презентации «Народные игрушки из дерева»;
-подбор художественной литературы, слайдов, альбомов по теме;
-работа с детьми и родителями по изготовлению экспонатов музея; -проведение театрализованных досугов, народных праздников; -использование коллекции для ООД педагогами других групп.
Список литературы
1. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством.»;С-П., «Детство-пресс» ,2008. 2. О.Л.Князева, М .Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;С-П, «Детство-пресс»,2006. 3. Л.В.Кокуева «Приобщение ребенка к культуре своего народа»:методическое пособие,Ярославль,1999. 4. Н.Рыжова, Л.Логинова «Мини-музей в детском саду»; «Дошкольное воспитание»,№7/2011