СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт музыкального инструмента. ДУДКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Играть" на дудочке дети начинают в раннем возрасте, а вот что это за инструмент и как действительно на нём играть, вот задача, которую можно и нужно решить.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт музыкального инструмента. ДУДКА»

ПАСПОРТ ИНСТРУМЕНТА



























































Название: Дудка


Группа: народный музыкальный духовой инструмент.


Происхождение: Был известен с древних времён как пастушеский инструмент.Семейства продольных флейт - сопели и свирели. Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.


Тембр: имеет мягкий, ласковый звук различной окраски и силы в разных регистрах.


Звукоизвлечение: Хроматические звуки извлекаются благодаря неполному прикрытию пальцами звуковых отверстий.Точность звучания достигается: навыками в дыхании и подаче струи воздуха в ствол инструмента, правильном расположении самого инструмента.


Устройство: из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок.


Это интересно!


Чаще всего, если верит легендам и мифам, такими инструментами пользовались пастухи, очаровывая своей игрой и стадо, и диких зверей и даже природу. Например, мифологический персонаж Пан из легенд древней Греции.


































































Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?..

(Дудочка)

Срезали ветку острыми ножами,

Запела ветка семью голосами.

В лесу выросла,

Из лесу вынесли,

Ножом порезали.

В руках плачет,

А кто слушает —

Скачет. «Д» на удочку попалась

И никак не отцеплялась.

Повисела пять минут -

И случилось чудо тут:

Стала удочка короткой,

Издавать вдруг стала нотки.

Ну, скажите мне на милость,

Что же с удочкой случилось?

Превратилась в дудочку:

удочка - дудочка.





















Дудочка играет


С виду дудочка простая, но звучаньем поражает:

В нём небесная лазурь, солнца лучик после бурь.

В нём звучание лесов под порывами ветров,

В нём последний вальс листвы, плеск ручья и песнь травы.

Спящих рек, озёр дыханье, встречи в нём и расставанья,

В нём томленья грустной ивы, птиц волшебные мотивы.



Вопросы и задания:


  • Дети делятся на пары. Один ребёнок играет на дудочке какую-нибудь мелодию, второй – описывает картину природы, к которой подходит данная музыка.

  • Придумайте сказку об одной волшебной дудочке, звуки которой превращались в то, о чём она играла.




























































































Полёт музыки


Ослик стоял на лугу и задумчиво смотрел на полёт бабочки. Вдруг он громко закричал: «ИА-ИА!» Испуганная бабочка спряталась под листочком.

Мама ослика прибежала на луг и встревожено спросила:

- Что случилось, сынок?

- Ничего не случилось. Я спел песню о полёте бабочки, - ответил ослик.

- Ослик, твоя песня распугала всех бабочек, - засмеялась зайчиха, выглянув из травы.

- Не слушай её. Пошли домой, я тебе сладкой морковки дам, - успокоила мама сына.

На следующий день ослик снова гулял на лугу. Бабочки по-прежнему красиво порхали вокруг, но ослик даже не взглянул на них. Он задрал голову повыше и стал любоваться стремительным полётом птиц.

«ИА-ИА!» - закричал ослик. Птицы унеслись прочь. Мама снова поспешила спасать сына:

- Кто тебя испугал, сынок?

- Никто меня не испугал. Я спел песню о полёте птиц

- Ты своим криком оглушил всех птиц, - опять заметила зайчиха.

- Каждый поёт как умеет, - сердито заметила мама ослика и увела сына домой.

Когда ослик снова пришёл на луг, его мордочка была перевязана лентой, а сверху красовался бантик.

- Ослик, бантики носят на голове, а не на мордочке, - захихикала зайчиха.



- Я завязал мордочку, чтобы больше не петь, - пробубнил ослик с закрытым ртом.

Тут из травы послышали нежные переливы. Эльф сидел на цветке и играл на тростниковой дудочке. Ослик заслушался. Ему так захотелось спеть песню о том, как летает музыка, но его мордочка была перевязана бантом.

- Иа-иа, я никогда не спою песню о полёте, - пробубнил ослик и низко опустил голову.

- Песню о полёте нельзя спеть! – звонко крикнул эльф. Он взлетел и приземлился на голову ослика. Эльф развязал бантик, поднёс свою дудочку к губам ослика и попросил:

- подуй тихонечко.

Ослик дунул. Нежные, дрожащие трели взлетели над лугом, точно птицы.

- Ой, моя музыка летит, - восхитился ослик.

- Я дарю тебе эту дудочку, ослик, потому что ты любишь полёт, - сказал эльф, улыбаясь.

Он привязал к дудочке бантик и повесил её ослику на шею. Ослик стоял, не смея верить своему счастью.

Вечером мама нашла ослика на лугу. Перед ним сидели зайчата и зайчиха.

- Ослик, сыграй моим зайчатам песенку о полёте бабочек, - попросила зайчиха.

Ослик сыграл, а ещё он сыграл песенки о полёте шмеля и о полёте птиц, о полёте ветерка и облаков.

- Кто научил тебя так хорошо играть на дудочке, сынок? – удивилась мама.

- Музыка. Я выдуваю её из дудочки, и она летает, - весело ответил ослик.


Вопросы и задания:


  • Нарисуй эльфа, играющего на дудочке.

  • Придумай сказку о том, как эльф и ослик стали петь дуэтом.

  • Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы научиться петь?

  • Придумайте для ослика песенку, запишите её на листочке и красиво украсьте.



























































































































Паспорт жалейки


Название: Жалейка — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.


Группа: Духовой инструмент, аэрофон


Родина: Россия


Происхождение: Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.


Тембр: пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый Брёлка по сравнению с пастушеской жалейкой обладает более деликатным и нежным звуком, так как изготовлена целиком из дерева..


Звукоизвлечение: необходимо привести в колебательное движение язычок пищика с помощью воздуха, заключенного в стволе инструмента.


Виртуозы: Этно-трио «Троица»


Устройство: Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.


Брелка состоит из конусообразной игровой трубки, расширяющейся к концу ствола, и овального раструба-резонатора на конце, предназначенного для усиления низких звуков. Кроме того, для брелки характерен мундштучок с так называемой пищалкой из двух тростниковых пластинок. Брелка имеет 7-8 отверстий и обладает диатоническим строем.


Язычки-пищики брелки изготовляются из пластинок тростника. Тростник для пищиков подбирают таким, чтобы он по диаметру совпадал с трубкой, на которой крепятся язычки. Длина инструмента вместе с резонатором составляет порядка 30 сантиметров.































































— Гульки вы, гульки,

Соломенны ножки,

Куда вы летали?

— К Ванюше в гости.

— Что Ваня делает?

— В лесу гуляет.

Его потешают:

Гуси в гусли,

Утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Перепелки в сапелки,

Чайки в балалайки,

Свиристели в свирели.

Синицы в скрипицы,

Кукушки в свистушки,

Скворцы в бубенцы,

Рябчики в органчики,

Соловейки в жалейки,

Соколы в колоколы.



Скороговорка:

Жалостливый жаворонок жаловал жалейку жёлтому жирафу.



















































Звук жалейки — сильный, резковатый. Жалейку применяют для сольного исполнения народных песен и танцев. Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда».

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Слово не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» — поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.