ПАСПОРТ ИНСТРУМЕНТА


Название: Дудка
Группа: народный музыкальный духовой инструмент.
Происхождение: Был известен с древних времён как пастушеский инструмент.Семейства продольных флейт - сопели и свирели. Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.
Тембр: имеет мягкий, ласковый звук различной окраски и силы в разных регистрах.
Звукоизвлечение: Хроматические звуки извлекаются благодаря неполному прикрытию пальцами звуковых отверстий.Точность звучания достигается: навыками в дыхании и подаче струи воздуха в ствол инструмента, правильном расположении самого инструмента.
Устройство: из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок.
Это интересно!
Чаще всего, если верит легендам и мифам, такими инструментами пользовались пастухи, очаровывая своей игрой и стадо, и диких зверей и даже природу. Например, мифологический персонаж Пан из легенд древней Греции.


Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?..
(Дудочка)
Срезали ветку острыми ножами,
Запела ветка семью голосами.
В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали.
В руках плачет,
А кто слушает —
Скачет. «Д» на удочку попалась
И никак не отцеплялась.
Повисела пять минут -
И случилось чудо тут:
Стала удочка короткой,
Издавать вдруг стала нотки.
Ну, скажите мне на милость,
Что же с удочкой случилось?
Превратилась в дудочку:
удочка - дудочка.

Дудочка играет
С виду дудочка простая, но звучаньем поражает:
В нём небесная лазурь, солнца лучик после бурь.
В нём звучание лесов под порывами ветров,
В нём последний вальс листвы, плеск ручья и песнь травы.
Спящих рек, озёр дыханье, встречи в нём и расставанья,
В нём томленья грустной ивы, птиц волшебные мотивы.
Вопросы и задания:
Дети делятся на пары. Один ребёнок играет на дудочке какую-нибудь мелодию, второй – описывает картину природы, к которой подходит данная музыка.
Придумайте сказку об одной волшебной дудочке, звуки которой превращались в то, о чём она играла.
Полёт музыки
Ослик стоял на лугу и задумчиво смотрел на полёт бабочки. Вдруг он громко закричал: «ИА-ИА!» Испуганная бабочка спряталась под листочком.
Мама ослика прибежала на луг и встревожено спросила:
- Что случилось, сынок?
- Ничего не случилось. Я спел песню о полёте бабочки, - ответил ослик.
- Ослик, твоя песня распугала всех бабочек, - засмеялась зайчиха, выглянув из травы.
- Не слушай её. Пошли домой, я тебе сладкой морковки дам, - успокоила мама сына.
На следующий день ослик снова гулял на лугу. Бабочки по-прежнему красиво порхали вокруг, но ослик даже не взглянул на них. Он задрал голову повыше и стал любоваться стремительным полётом птиц.
«ИА-ИА!» - закричал ослик. Птицы унеслись прочь. Мама снова поспешила спасать сына:
- Кто тебя испугал, сынок?
- Никто меня не испугал. Я спел песню о полёте птиц
- Ты своим криком оглушил всех птиц, - опять заметила зайчиха.
- Каждый поёт как умеет, - сердито заметила мама ослика и увела сына домой.
Когда ослик снова пришёл на луг, его мордочка была перевязана лентой, а сверху красовался бантик.
- Ослик, бантики носят на голове, а не на мордочке, - захихикала зайчиха.
- Я завязал мордочку, чтобы больше не петь, - пробубнил ослик с закрытым ртом.
Тут из травы послышали нежные переливы. Эльф сидел на цветке и играл на тростниковой дудочке. Ослик заслушался. Ему так захотелось спеть песню о том, как летает музыка, но его мордочка была перевязана бантом.
- Иа-иа, я никогда не спою песню о полёте, - пробубнил ослик и низко опустил голову.
- Песню о полёте нельзя спеть! – звонко крикнул эльф. Он взлетел и приземлился на голову ослика. Эльф развязал бантик, поднёс свою дудочку к губам ослика и попросил:
- подуй тихонечко.
Ослик дунул. Нежные, дрожащие трели взлетели над лугом, точно птицы.
- Ой, моя музыка летит, - восхитился ослик.
- Я дарю тебе эту дудочку, ослик, потому что ты любишь полёт, - сказал эльф, улыбаясь.
Он привязал к дудочке бантик и повесил её ослику на шею. Ослик стоял, не смея верить своему счастью.
Вечером мама нашла ослика на лугу. Перед ним сидели зайчата и зайчиха.
- Ослик, сыграй моим зайчатам песенку о полёте бабочек, - попросила зайчиха.
Ослик сыграл, а ещё он сыграл песенки о полёте шмеля и о полёте птиц, о полёте ветерка и облаков.
- Кто научил тебя так хорошо играть на дудочке, сынок? – удивилась мама.
- Музыка. Я выдуваю её из дудочки, и она летает, - весело ответил ослик.
Вопросы и задания:
Нарисуй эльфа, играющего на дудочке.
Придумай сказку о том, как эльф и ослик стали петь дуэтом.
Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы научиться петь?
Придумайте для ослика песенку, запишите её на листочке и красиво украсьте.


Паспорт жалейки
Название: Жалейка — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Группа: Духовой инструмент, аэрофон
Родина: Россия
Происхождение: Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
Тембр: пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый Брёлка по сравнению с пастушеской жалейкой обладает более деликатным и нежным звуком, так как изготовлена целиком из дерева..
Звукоизвлечение: необходимо привести в колебательное движение язычок пищика с помощью воздуха, заключенного в стволе инструмента.
Виртуозы: Этно-трио «Троица»
Устройство: Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.
Брелка состоит из конусообразной игровой трубки, расширяющейся к концу ствола, и овального раструба-резонатора на конце, предназначенного для усиления низких звуков. Кроме того, для брелки характерен мундштучок с так называемой пищалкой из двух тростниковых пластинок. Брелка имеет 7-8 отверстий и обладает диатоническим строем.
Язычки-пищики брелки изготовляются из пластинок тростника. Тростник для пищиков подбирают таким, чтобы он по диаметру совпадал с трубкой, на которой крепятся язычки. Длина инструмента вместе с резонатором составляет порядка 30 сантиметров.

— Гульки вы, гульки,
Соломенны ножки,
Куда вы летали?
— К Ванюше в гости.
— Что Ваня делает?
— В лесу гуляет.
Его потешают:
Гуси в гусли,
Утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Перепелки в сапелки,
Чайки в балалайки,
Свиристели в свирели.
Синицы в скрипицы,
Кукушки в свистушки,
Скворцы в бубенцы,
Рябчики в органчики,
Соловейки в жалейки,
Соколы в колоколы.
Скороговорка:
Жалостливый жаворонок жаловал жалейку жёлтому жирафу.
Звук жалейки — сильный, резковатый. Жалейку применяют для сольного исполнения народных песен и танцев. Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда».
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Слово не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» — поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.