СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт педагогического проекта "Праздники моей семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен паспорт педагогического проекта "Праздники моей семьи"

Просмотр содержимого документа
«Паспорт педагогического проекта "Праздники моей семьи"»

8


МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

Кувандыкского городского округа Оренбургской области»










Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет


«Праздники моей семьи»

























Автор проекта:

Дмитриева Ольга Александровна,

воспитатель высшей

квалификационной категории



2024 г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Педагогический проект «Праздники моей семьи» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения общего типа

Тип проекта

Творческий, познавательный

Руководитель проекта

Дмитриева Ольга Александровна, воспитатель старшей группы

Срок реализации проекта

Краткосрочный (2 недели, 11 – 25 ноября)

Участники проекта

Воспитатель, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект направлен  на укрепление и предупреждение возникновения проблемы детско-родительских отношений в ходе участия родителей и детей в проведении семейных праздников. В ней автор предлагает план мероприятий по формированию семейных праздников и разработки сценариев, в которых дети и родители принимают активное участие.

Доказывается необходимость знания всех праздников для его проведения. Предлагается паспорт проекта, общая характеристика, этапы реализации, план мероприятий,  способствующих формированию представлений о семейных праздниках.

Представленный проект предназначен для заинтересованных педагогов дошкольного учреждения и родителей. Знакомство с его содержанием позволит успешно выстроить формирование представлений о семейных традициях и праздников у детей дошкольного возраста и их родителей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Семья - это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями и праздниками. Именно праздники создают неповторимую атмосферу в каждой семье.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников.

Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то праздники перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Для любого ребенка самое главное в жизни - его семья. Благодаря семье у ребенка, в первую очередь, складываются представления о любви, доверии, понимании, взаимоотношении и доброте. Ведь именно семья является средой для формирования и становления личности ребенка, главнейшим инструментом в его жизни. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Семейный праздник – это важная семейная традиция. В той семье, где умеют праздновать и радоваться жизни, вырастают контактные, коммуникабельные оптимисты и хорошие работники. Особая педагогическая ценность праздников заключается в том, что они могут помочь ребенку, в частности, старшему дошкольнику, реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Семейные праздники содержат также богатые возможности для воспитания ребенка и развития всех его дарований. Загадки, занимательные задачи, викторины, различные познавательные игры - непременные атрибуты детских праздников, хорошие помощники в интеллектуальном  развитии.

Совместная подготовка к празднику ребенка и его родителей укрепляет семью. Вместе придумать план праздника, его подготовить – большая радость для детей. Каждый делает то, что ему больше по душе, что отвечает его интересам и способностям.

Планируя программу праздника, нужно учитывать возрастные особенности детей. У дошкольников более устойчивое внимание, чем у малышей. Им можно предложить кукольный театр, игры на ловкость и сообразительность, несложные аттракционы. Детям старшего дошкольного возраста нравятся настольные игры, с удовольствием принимают участие в домашнем концерте.

  Таким образом, для реализации поставленной задачи на базе ДОУ наиболее эффективным является проведение семейных праздников.  Однако, анализ литературы по изученной теме позволяет указать на имеющийся недостаток: недостаточно эффективно организуются семейные праздники в ДОУ.  

 Указанный недостаток определил проблему проекта: как эффективно организовать семейные праздники в ДОУ?

ИДЕЯ ПРОЕКТА: организация семейных праздников, направленных на укрепление дружеских отношений в семье. 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: укрепление детско-родительских отношений в ходе участия родителей и детей в проведении семейных праздников.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Формировать представления об общечеловеческих ценностях. Расширять представления детей о семейных праздниках, о том, как они отмечаются в семье (День рождения, Именины, Крестины, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год и др.).

  2. Развивать интерес к старинным семейным традициям (обычаи, семейные обряды, игры старшего поколения), донести до детей красоту и духовность народных традиций.

  3. Воспитывать уважение к сложившимся традициям, желание их сохранить и донести до будущего поколения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) Сформирован интерес к организации и участию в семейных праздниках;

2) Укреплены отношения между детьми и родителями;

3) Создана благоприятная дружеская атмосфера в семье;

4) Укреплены связи между семьями и ДОУ;

5) Созданы детско-родительские проекты «Праздники моей семьи».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:

С помощью таких методов,  как наблюдение, анкетирование и беседа, а также участия родителей в запланированных мероприятиях, будет выявлено: насколько участники хотят принимать участие в семейных праздниках, организуемых в ДОУ.

Укрепление детско-родительских отношений можно отследить посредством беседы, анкетирования, тестов - для родителей; беседы, опроса, наблюдения, рисуночного теста- для детей.

По итогам наблюдения и беседы будет выявлено:  удалось ли создать в ходе семейных праздников дружескую атмосферу между детьми и родителями, а также интерес родителей сотрудничества с ДОУ, который заключается в желании участвовать в жизни ребенка за пределами дома, совместно с педагогами,  воспитывать и развивать его.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Сроки

Содержание работы

Ожидаемые результаты

1 этап

Подготовительный

11.11.

Выбор темы проекта

Выбрана тема проекта

11.11.

Изучение и обоснование актуальности проекта, подбор педагогической литературы

Подобраны литературные источники по теме

11.11.

Изучение проблемы организации семейных праздников в условиях ДОУ и семьи

Выявлены проблемы в организации семейных праздников в условиях ДОУ и семьи

11.11.

Разработка научного аппарата

Разработан научный аппарат: определены актуальность, выявлен недостаток, проблема, цель, идея проекта


11.11.

Разработка перспективного плана мероприятий

Разработаны сценарии мероприятий

11.11.

Разработка сценариев проведения семейных праздников и досугов

Разработаны сценарии мероприятий

12.11.

Беседы с родителями по ознакомлению с темой проекта

Проведены беседы по ознакомлению родителей с темой проекта

12.11.

Подготовка демонстрационного материала, реквизитов, необходимых для проведения мероприятий

Подготовлен демонстрационный материал, реквизит, необходимый для проведения мероприятий

12.11

Составление консультаций, памяток для родителей.
Размещение их в родительском уголке

Составлены консультации и памятки для родителей, размещены в родительском уголке

2 этап

Организационный

13–22.11.

Вовлечение родителей в участие в организации и проведении семейных праздников, подготовке фотоматериалов для создания индивидуальных проектов

Родители принимают участие в подготовке, организации и проведении семейных праздников, готовят фотоматериалы для создания детско-родительских проектов

3 этап

Заключительный

25.11.

Беседы с родителями по результативности проведения мероприятий в семье

Выявлена результативность проведения отдельных мероприятий

25.11.

Подведение итогов реализации проекта, их оценка, создание презентаций индивидуальных проектов

Подведены итоги проведенных мероприятий проекта, дана оценка реализованной деятельности



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Риски

Результаты

11.11.

Диагностическая беседа «Семейные праздники»

Родители могут отказаться от участия в проекте


Недостаточная мотивация детей для участия в проекте

Нехватка технического обеспечения семьи

Дети рассказали о том, если в их семье праздники

11.11.

Составление паспорта проекта

Паспорт проекта составлен

12.11.

Составление дорожной карты проекта и размещение ее на информационном стенде группы

Составлена дорожная карта и размещена на информационном стенде

12.11.

Подборка и изучение методических и дидактических материалов по теме проекта

Подобран методический и дидактический материал



ОСНОВНОЙ ЭТАП


ДОРОЖНАЯ КАРТА ОСНОВНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА:


Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

13.11.

Вторая половина дня

Консультация для родителей «Важность семейных торжеств»

Воспитатель, родители

Узнали о важности проведения семейных праздников на психическое развитие ребенка

14.11.

Первая половина дня

НОД по художественно эстетическому развитию «Праздники в моей семье»

Воспитатель, дети

Нарисовали праздники, которые отмечают вместе с семьёй

14.11.

Дома, в свободное время

Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»

Родители, дети

Посмотрели мультфильм

15.11.

Вторая половина дня

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Воспитатель, дети

Узнали о том, какие есть традиции при праздновании, какие лучше подарки дарить, как правильно поздравлять именинника

18.11.

Первая половина дня

Чтение произведения К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха

Воспитатель, дети

Узнали о том, как правильно нужно вести себя на дне рождении

18.11.

Дома, в свободное время

Заучивание стихотворений, загадок, пословиц про семейные праздники

Родители, дети

Выучили стихотворения, загадки, пословицы про семейные праздники и понимают их смысл

19.11.

Вторая половина дня

Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон»

Воспитатель, дети

Узнали о том, как важно отмечать семейные праздники

20.11.

Первая половина дня

Фотовыставка «Наши праздники»

Воспитатель, родители

Организовали фотовыставку в группе

21.11

Вторая половина дня

Мастер-класс «Лучший подарок сделан своими руками»

Воспитатель, родители, дети

Изготовили открытки ко Дню матери

21.11.

Дома, в свободное время

Составление рассказа для представления группе

Родители, дети

Составлен рассказ

22.11.

Первая половина дня

Рассказ детей о любимом семейном празднике

Воспитатель, дети

Дети рассказали о своем любимом семейном празднике



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


Дата

Итоговое мероприятие

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

25.11.

Создание презентаций индивидуальных проектов «Праздники моей семьи»

Более 80% всех родителей группы приняли активное участие в проекте и были довольны результатом

Цель проекта была выполнена полностью и в срок.

Задачи проекта реализованы в полной мере

Статья с описанием опыта работы была размещена на личном сайте воспитателя



ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Более 80% всех родителей группы приняли активное участие в проекте и были довольны результатом.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Мы думаем, что выбранная нами тема проекта перспективна, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

  1. Александрова И. В. Воспитание без насилия//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013

  2. Давыдов Д. А. Система семейных ценностей – неотъемлемый фактор сохранения и развития общества в современных условиях//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013

  3. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Избранное. Сост. О.Морозова. – М.: ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», 2016.

  4. Забылин М. М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2007. – 608 с.

  5. Народный календарь: месяцеслов/ авт. сост. В. А. Миронов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 505с.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю.Швецовой. – 23 изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1990. – 917с.

  7. Сидельникова К.С. Особенности развития современной семьи//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013

  8. Фёдорова Т. И. Образ жизни семьи//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013

  9. Черникова О. Б. Семейные традиции, как средство формирования нравственного благополучия семьи//Семья в истории России (Материалы XI муниципальных Рождественских чтений). – Старый Оскол, 2013

  10. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. – М.: Про-Пресс, 2001 – 576 с.

  11. Шуринов А. С. Семейно-родовая культура. Истоки научного подхода. Программы образования. Концепция развития. – М. О.: Изд. ООО»Лаватера», 2006. – 120с

  12. Энциклопедия для детей. [Т. 40] Россия: Православие/ ред. Коллегия: Н. Ипатько, С. Шокарев, К. Ларичкина – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – 480 с.

  13. Большой энциклопедический словарь. https://slovar.cc/enc/bolshoy/2118410.html

  14. Семейные традиции http://f-journal.ru/semejjnye-tradicii/

  15. Что такое семейные традиции https://дом-родословия.рф/blog/chtotakoe-semejnye-tradicii



ПРИЛОЖЕНИЯ

Индивидуальные проекты («Праздники моей семьи: Новый год. Пасха. Крестины. Масленица») прилагаются в электронном виде