Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Создание книги «Дорога Победы»
с мультимедийным приложением,
посвященной истории создания и эксплуатации железнодорожной ветки «Шлиссельбург – Поляны»
в 1943-1944 годах
п. Мга
2014 - 2015
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект по созданию книги «Дорога Победы» с мультимедийным приложением, посвященной истории создания и эксплуатации железнодорожной ветки «Шлиссельбург – Поляны» в 1943-1944 годах |
Разработчики проекта | учитель информатики Марфичева Инна Витальевна, группа учащихся 8-х классов |
Цель проекта | Использование инновационных технологий (в т.ч. и компьютерных) как средство патриотического воспитания школьников. |
Задачи проекта | Созидательные: Образовательные: Воспитательные: Развитие сотворчества, активности, самостоятельной деятельности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. ориентация учащихся на железнодорожные профессии |
Сроки реализации проекта | ноябрь 2014 г. - январь 2015 г. |
Ожидаемые результаты | Повышение интереса к исследовательской и краеведческой деятельности, истории родного города, страны в целом. Повышение результативности обучения школьников по истории, краеведению и информатике. Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся. |
Основные разделы | Паспорт проекта Сроки и этапы реализации проекта Обоснование актуальности проекта Принципы реализации проекта Педагогические технологии Основные мероприятия по реализации проекта Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации проекта Управление реализацией проектом |
Сроки и этапы реализации проекта
1-й этап – базовый (ноябрь, 2014 г) - разработка плана реализации проекта.
2-й этап – основной (декабрь 2014 г. - январь 2015г.) - реализация основных направлений проекта
3-й этап – заключительный (январь 2015г.) - оценка эффективности реализации проекта
Обоснование актуальности программы
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности школьников. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. Данный проект помогает воспитывать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нашего народа и Родины.
В ходе реализации проекта школьники учатся вести исследовательскую работу и применять свои умения в области ИКТ для оформления итогов исследований:
подбирают материал по предложенной теме, пользуясь различными информационными источниками (энциклопедии, книги, Интернет);
пользуясь возможностями графического редактора Adobe Photoshop, программы MS Word, программы для создания меню диска Autoplay Menu Designer учащиеся оформляют результаты исследовательской деятельности.
Цель работы – собрать воедино и донести до сегодняшних школьников память о героизме и мужестве с которыми наши соотечественники – строители и железнодорожники - выполняли в годы войны свой профессиональный долг, свое дело.
Проектная работа - одна из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления материалов, имеющих воспитательную и научно - познавательную ценность. Эта работа тесно связана с образовательным процессом школы, создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся. Эта деятельность способствует привитию им умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
Работа, выполненная школьниками, поможет классным руководителям в их воспитательной деятельности, а также будет передана в фонды школьного музея.
Принципы реализации проекта
Проект реализуется на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
гуманистическое воспитание – предполагает гуманный характер отношений между участниками проектной деятельности.
деятельностный подход - ребенок развивается в деятельности: трудовой, досуговой, творческой, что определяет отбор форм и методов работы;
комплексный подход - воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка осуществляется в комплексе;
принцип обеспечения успешности - успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности;
принцип дифференциации - отбор содержания, форм и методов учитывает индивидуальные особенности детей, их этнические, религиозные, исторические, культурологические условия.
Педагогические технологии
Согласно теории Л.С. Выготского, процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Цель деятельностного подхода – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы организовать деятельность школьника. Успех проектной работы зависит, прежде всего, от участия в ней ученического актива, способного собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие другим членам проектной группы в их использовании. Реализация целей и задач проекта предполагает активное участие в нём школьников, а, следовательно, требует понимания технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
Путей формирования исследовательской позиции учащихся, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственно исследовательская практика - один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Психологи отмечают, что умственная деятельность учёного, делающего открытие, и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей сути. Важно и то, что ребёнку гораздо легче постигать науку, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в “готовом виде”. Именно поэтому практика проведения ученических исследований рассматривается как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.
Методы исследования, то есть приёмы и способы, которыми пользуется исследователь, определяются, исходя из задач исследования. В данной проектной работе используются наблюдения, сравнения, анализ и синтез. Кроме того учащиеся познают основы работы с источниками информации, которая проходит в несколько этапов:
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1 | Общее ознакомление | Беглый просмотр источника |
2 | Внимательное чтение | Выделение наиболее важного текста |
3 | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста |
4 | Выписки из прочитанного | Полные и точные |
5 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное |
6 | Оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
Важный этап исследовательской работы – представление результатов исследования, доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. “Обучая других, обучаешься сам”… - эта мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, юный исследователь, изучивший что-либо, стремится рассказать об этом другим. Поэтому “этап защиты проекта” пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения юного исследователя. Защита проекта будет проходить на ежегодном школьном Дне защиты проектов, в апреле, 2015 года.
Коллективное творческое дело (КТД) - это коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое - потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. Дело – потому, что его результат – общая польза и радость.
Решение задачи формирования и развития ключевых компетенций учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включения школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Таким образом, использование современных педагогических технологий сегодня является необходимым условием достижения нового качественного образования.
Основные мероприятия по реализации проекта
Планируемые мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организационная работа |
Постановка целей и задач проекта | ноябрь 2014 г. | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Формирование и организация работы проектной группы | ноябрь 2014 г. | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Разработка плана проектной работы | ноябрь 2014 г. | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Урочная работа |
Изучение тем «Тексты в памяти компьютера. Текстовый редактор. Компьютерная графика. Графические редакторы» (информатика, 8 класс) и приобретение навыков работы c современными программными продуктами: текстовым редактором MS Word и графическим редактором Paint | Декабрь-январь | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Использование мультимедиа-технологий, сетевых технологий с целью формирования информационной компетентности обучающихся. | Декабрь-январь | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Отбор и подготовка документов по теме проекта для организации самостоятельной работы с ними обучающихся на уроках | Декабрь-январь | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Внеурочная работа |
Организация экскурсии в музей «Дорога Победы» | Декабрь, 2014 | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Изучение основ работы с графическим редактором Adobe Photoshop | Ноябрь-декабрь, 2014 | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Научно-методическая работа |
Выступление проектной группы на Дне защиты проектов в апреле 2015 | Апрель, 2015 | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Выступление на МО классных руководителей с информацией о работе и возможностях её использования в воспитательной деятельности | Январь-февраль, 2015 | Учитель информатики и ИКТ Марфичева И.В. |
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации проекта
Эффективность проектной работы определяется системой целевых индикаторов и показателей. Результаты реализации проекта оцениваются по следующим направлениям:
Целевые показатели | Индикаторы | Методы изучения |
Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России и краеведению, информатики и ИКТ | Высокие результаты обучения учащихся по краеведению и истории Повышение ИКТ-компетенций; Высокий уровень мотивации учащихся к изучению истории России; Обеспеченность процесса преподавания истории дидактическими материалами, краеведческой литературой. | Анализ итогов УВР, педагогическое наблюдение. |
Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их познавательного интереса. | Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе; повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся. | Педагогическое наблюдение. |
Управление реализацией проекта:
Координатор проектной работы (учитель информатики и ИКТ):
организует разработку плана проектной работы и внесение в нее необходимых изменений;
координирует деятельность учащихся по подготовке и реализации проекта;
консультирует учащихся, оказывает необходимую помощь.
организует своевременное исполнение плана работы;
организует взаимодействие всех участников проектной работы по её реализации.