ПАСПОРТ
проекта «Организация модели школьной среды повышающей у обучающихся мотивации к изучению предмету «Второй иностранный язык (немецкий язык)» и вовлеченности в образовательный процесс»
Актуальность: соответствует актуальным задачам изучения второго иностранного языка, среди которых:
-формирование у граждан нашей страны компетенций, отвечающих требованиям XXI века, включая владение иностранными языками (согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года применительно к сфере образования).
-приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
-осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
-формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Реализация проекта направлено на формирование образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов, которая способствует совершенствованию формирования дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности.
Проблема(ы):
Отсутствие заинтересованности в изучении нескольких иностранных языков, непонимание их важности и роли в развитии личности современного человека.
Цель проекта – создание образовательной среды, которая рассматривается как организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных средств обучения иностранным языкам, в том числе дистанционных; привлечением носителей языка, студентов языковых вузов, родителей и социальных партнеров для организации внеурочной деятельности, встреч, фестивалей, туристических поездок в страны изучаемого языка.
Показатели проекта и их значения по годам:
№ п/п | Показатель | Тип показателя | Базовое значение | Период, год |
2019 | 2020 | 2021 |
1. | Повышение мотивации к изучению предмету «Второй иностранный язык (немецкий язык)» и вовлеченности в образовательный процесс. | основной | | | | |
-
| Доля учащихся, желающих изучать второй иностранный язык, % | аналитический | | 25 | 60 | 75 |
-
| Доля участников проекта, изучающих второй иностранный язык во внеурочной и кружковой деятельности, % | аналитический | | 25 | 50 | 70 |
-
| Доля участников проекта принимающих участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах по второму иностранному языку, % | аналитический | | 30 | 50 | 70 |
-
| Доля учащихся, ставших победителями и призерами олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов по второму иностранному языку,% | аналитический | | 5 | 10 | 20 |
2. | Лучшие практики и методики преподавания предмета в регионе | основной | | | | |
-
| Количество лучших практик и методик преподавания предмета в регионе (на основе сформированного банка данных) | аналитический | 3 | 10 | 15 | 20 |
-
| Количество учителей иностранного языка готовых повышать свой уровень методической компетенции и делиться своим собственным передовым опытом преподавания предмета | аналитический | 8 | 10 | 15 | 20 |
Задачи проекта:
- Разработать модель школьной образовательной среды и ее ресурсных компонентов (материально- технических, нормативных, кадровых, методических), обеспечивающей повышение мотивации школьников к изучению второго иностранного языка.
-Создать систему повышения профессиональной компетентности в преподавании иностранных языков у педагогов (программы и курсы ПК, образовательные поездки).
-Разработать информационно-методические материалы для родителей и обучающихся, формирующие положительное отношение к выбору иностранного языка в качестве первого и/или второго иностранного языка.
- Расширить сферы использования иностранных языков за счёт участия в конкурсах, фестивалях, конференциях и т.д., проектной и внеурочной деятельности по предмету.
-Активизировать социальное партнёрство с иностранными студентами, обучающихся в ВУЗах нашего региона, установить контакт с иностранными образовательными организациями в рамках мероприятий, направленных на формирование положительного отношения у обучающихся к изучению не менее двух иностранных языков.
Результаты проекта:
Для общеобразовательных организаций:
Создана модель школьной образовательной среды и ее ресурсные компоненты (материально- технические, нормативные, кадровые, методические), обеспечивающие повышение мотивации школьников к изучению иностранных языков.
Обеспечены современные информационно-технологические возможности школы для реализации эффективного обучения иностранным языкам.
Расширена сфера социального партнёрства с иностранными студентами, обучающихся в ВУЗах нашего региона, установлен контакт с иностранными образовательными организациями в рамках мероприятий, направленных на формирование положительного отношения у обучающихся к изучению не менее двух иностранных языков.
Для педагогов:
сформирован банк лучших практик и методик преподавания предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» в общеобразовательных организациях Курской области;
Разработаны рабочие программы по немецкому языку как второму иностранному и программы внеурочной деятельности по предмету.
Создана система повышения профессиональной компетентности в преподавании иностранных языков у педагогов (программы и курсы ПК, планы образовательных поездок).
Расширены контакты и информационная база для саморазвития педагогов и развития профессионального мастерства педагогов (электронные публикации по проблематике преподавания иностранных языков, печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов).
Приобретён опыт социального партнёрства с педагогами других образовательных организаций в рамках мероприятий, направленных на формирование положительного отношения у обучающихся к изучению не менее двух иностранных языков.
Для обучающихся:
Обеспечены благоприятные условия, направленные на повышение мотивации школьников к изучению нескольких иностранных языков в рамках школьной образовательной среды.
Повысится мотивация к изучению нескольких иностранных языков, в том числе немецкого языка в качестве второго языка. Расширена сфера использования нескольких иностранных языков за счёт расширение возможностей участия в конкурсах, фестивалях, конференциях и т.д., проектной и внеурочной деятельности по предмету.
Для родителей:
Выполнен социальный заказ на повышение качества обучения иностранным языкам.
Повысится удовлетворенность предлагаемыми образовательными услугами по организации изучения немецкого языка как второго иностранного языка.
Реестр заинтересованных сторон:
Учителя иностранных языков – участники проекта.
Руководители общеобразовательных организаций, в которых работают участники проекта.
Сотрудники кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, осуществляющие методическое сопровождение деятельности учителей иностранных языков в регионе.
Реестр рисков и возможностей проекта.
Риски проекта отсутствуют.
Возможности проекта: организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями, в том числе и с иностранными, организациями высшего профессионального и средне-профессионального образования региона, других регионов с целью создания стажировочных и экспериментальных площадок реализации проекта, привлечения ведущих специалистов к оказанию методической поддержки реализации проекта.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА |
№ п/п | Перечень видов запланированных учебно-методических работ по реализации проекта | Контрольные точки реализации проекта (сроки выполнения) |
2.1. | Разработка плана инновационной работы, информирование администрации и педагогического коллектива о ходе его реализации. | май– ноябрь 2019 г. |
-
| Разработка образовательных программ, интегрированных в учебный процесс и внеурочную деятельность | ежегодно май-сентябрь в течение 3 лет |
-
| Установить дружественные отношения с школьниками из разных стран с целью проведения онлайн конференций | в течение 3 лет |
-
| Разработка материалов для диагностики уровня методической компетенции участников проекта. | июнь 2019 г. |
-
| Разработка диагностических средств для проведения мониторинга эффективности реализации проекта на каждом из этапов проекта. | в течение 2 лет |
-
| Организация встреч обучающихся и родителей с выпускниками школы, продолжившими обучение за рубежом | в течение 2 лет |
-
| Разработка рекомендаций для педагогов, обучающихся, родителей. | в течение 2 лет |
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА |
-
| Сбор и анализ сведений об учителях иностранного языка, имеющих опыт преподавания двух иностранных языков в Курской области. | май 2019 г. |
-
| Регистрация участников проекта. | ежегодно в мае в течение 3 лет |
-
| Подготовка мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов) для участников проекта | в течение 3 лет |
-
| Составление отчетов, информации о ходе и результатах реализации проекта. | в течение 3 лет |
-
| Разработка паспорта проекта. | апрель 2019 г. |
-
| Научное руководство проектом. | в течение 3 лет |
-
| Проведение мониторингов эффективности реализации проекта. | в течение 3 лет |
-
| Формирование банка лучших практик и методик преподавания предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» в общеобразовательных организациях Курской области | в течение 3 лет |
-
| Разработка рекомендаций по внедрению проекта в деятельность педагогических сообществ региона | ноябрь 2021 г. |
-
| Написание статей о реализации проекта с целью распространения опыта научного и методического сопровождения проекта. | 2020-2021 гг. |
Модель функционирования результатов проекта
Целевой блок:
развитие социо-культурной среды для повышения мотивации к изучению нескольких иностранных языков,
методическая поддержка учителей иностранных языков.
Технологический блок:
реализация комплекса мероприятий по транслированию результатов проекта с целью создания подобных моделей наставничества на уровне муниципальных образований и общеобразовательных организаций.