Российская федерация Иркутская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение Батаминская средняя общег'^ г,!:,':!Г1П!:,'ГРГТ1' ияа "ти^па
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по воспитательной работе
Вакальчук Н.В.
«26» февраля 2021 г.
Паспорт проекта
Название: «Журавли нашей памяти»
Автор проекта: Лашук Л.А.
Название образовательного учреждения: Муниципальное учреждение Батаминская средняя общеобразовательная школа
общеобразовательное
Период разработки проекта: 01.03.2021 -01.03.2025
Проблемы, решению которых будет способствовать проект: формирование у подростков гражданственности, ключевых компетентностей, способностей к успешной социализации, воспитание духовности и культуры.
Цели проекта:
Обучающая: ежегодно знакомить учащихся 8- 11 классов с краеведческим материалом о судьбах людей, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей целого поколения, воинов-фронтовиков; показать значимость каждого воина - участника Великой Отечественной войны в достижении Великой Победы.
Развивающая: создавать условия для выработки у подростков навыков поисковой и исследовательской деятельности, обучать сбору и обработке архивных материалов, составлению презентаций, развивать коммуникативные навыки и навыки публичных выступлений.
Воспитательная: способствовать формированию любви и уважения к своей семье, старшему поколению, к Родине, её истории, к родному краю и его прошлому; воспитывать чувство сопричастности к судьбе Отчизны через судьбу своей семьи, памяти о великом подвиге советского народа в суровые годы войны 1941-1945 гг.
Задачи:
- собрать сохранившиеся семейные документы фронтовиков: награды, фотографии, письма, воспоминания;
- оставить план работы исследования;
- исследовать, систематизировать материал, касающийся истории жизни фронтовиков;
- изучить влияние событий Великой Отечественной войны на жизни и судьбы ветеранов;
- на основе судеб прадедов авторов исследования углубить и расширить знания о Великой Отечественной войне;
- через средства массовой информации (газета «Вестник района», Интернет) рассказать социуму о судьбах тех фронтовиков, чьи имена стали несправедливо забыты;
- привлечь всех желающих учеников к следующим исследованиям фронтовых судеб прадедов;
- систематически дополнять сборник очерков новыми работами авторов исследования;
- презентовать сборник очерков «Журавли нашей памяти» по средствам участия в краеведческих конференциях на школьном и муниципальном уровнях.
Задачи, решаемые внедрением проекта для учителя:
- Воспитывать у подростков любовь к вечным духовным ценностям: семье, родному краю и его прошлому. Систематически организовывать исследовательскую деятельность учащихся на базе семейных архивов; Практиковать использование имеющихся материалов в учебно-воспитательном процессе; Участвовать в конкурсах исследовательских работ и учебных проектов разных уровней; Распространять в общественной среде положительный опыт проекта. Способствовать расширению патриотического эффекта от участия подростков в проекте и его популяризации.
- Воспитывать у подростков любовь к вечным духовным ценностям: семье, родному краю и его прошлому.
- Систематически организовывать исследовательскую деятельность учащихся на базе семейных архивов;
- Практиковать использование имеющихся материалов в учебно-воспитательном процессе;
- Участвовать в конкурсах исследовательских работ и учебных проектов разных уровней;
- Распространять в общественной среде положительный опыт проекта.
- Способствовать расширению патриотического эффекта от участия подростков в проекте и его популяризации.
Обоснование актуальности:
Бессмертный подвиг народа во время Великой Отечественной войны никогда не забудется. Имена защитников Родины должны оставаться в сердцах людей будущего поколения.
Участие в поисково- собирательной работе, встречи с родными людьми, знакомство с историческими фактами помогают обучающимся узнать историю своей семьи, понять, что частичка Победы принадлежит их предкам. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
В результате участия в проекте подростки овладевают навыками исследования, у них формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение
ориентироваться в поиске информации, отличать достоверные факты от фальсификации. В ходе поисковой работы развиваются навыки самостоятельной работы и сотрудничества.
Новизна разработки:
Метод проекта – это одна из личностно- ориентированных технологий, в основе которой лежат развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, основы духовно-нравственного воспитания. В Батаминской школе подобный проект организован впервые, с 2021 года не имеет аналогов.
Форма организации:
- Индивидуальная;
- Парная;
- Групповая;
Ведущая деятельность:
- Поисковая
- Исследовательская
- Творческая;
Используемые технологии:
Режим работы:
Отчёт о реализации проекта:
Проект долгосрочный, развивается с 2021 года. Начинался с семейных исследований Лашука Тимофея. После его участия в 2018 году в региональной НПК в г. Иркутске с темой «Вклад моих предков в историю развития Зиминского района», приобрёл узкое направление – изучение судеб прадедов, ветеранов Вов. В проекте участвуют ученики 8 и 9 классов, которые пишут индивидуальные и парные, групповые проекты. Опыт работы над проектом как раз начинался с группового участия учащихся 8 класса: Лашука Т., Монид Н., Степаненко Е. Вдохновлённые результатами исследования эти ребята в мае 2021 года организовали уборку территории сельского кладбища. Так, в исследованиях разных лет приняло участие 8 учеников, некоторые из них, например, Лашук Тимофей и Бартошко Алексей изучили фронтовые судьбы нескольких прадедов, составили очерки, которые вошли в общий сборник. С одним из очерков Бартошко Алексей участвовал в муниципальном конкурсе «Серебряное пёрышко», в номинации «Публицистика», а позже выступал в 2023 году на районном конкурсе чтецов, посвящая чтение своим героям- прадедам. Также Алексей успешно представлял свой опыт на районной краеведческой конференции и Международной НПК в г. Саянске. 7 апреля 2023 года выступил с
итогами своего исследования в 8 классе с целью привлечения внимания к проекту
«Журавли нашей памяти» и его дальнейшего развития. В результате такой работы в проект вошли Мельниченко Арина, которая изучила не только судьбу своего прадеда, но и
выступила в ноябре 2023 года на региональной НПК в Усолье- Сибирском с опытом исследования неизвестной судьбы женщины-снайпера некогда жившей в посёлке Урункуй Зиминского района. Являлась ведущей митинга- памяти в честь 100- летия фронтовички. С очерком о прадедушке Степане Лукиче Арина приняла участие в региональном конкурсе
«Семейная реликвия». О судьбе Акбердиной Р.А. подробно рассказано в публикации газеты «Вестник района» за август 2023 года и уже в сентябрьском номере подробно описан митинг. Бутырина Дарья с большим желанием продолжила исследование в плане направления «Нет забытых могил» и рассказала о своих поисках и достижениях, участвуя
в Международной НПК, проходившей 26 января 2024 года в г. Саянске. Это исследование предполагало большую базу работы с архивными документами на сайте «Память народа»,
«Подвиг народа», ОБД «Мемориал». Но прежде чем выйти на информацию о наградах фронтовика, Нестерова М.В., нам пришлось сделать запрос в Хазанский сельсовет за
выяснением отчества и даты рождения этого человека. Внимательная работа с Похозяйственными книгами привела к работе с архивными документами из Нижегородской области, где в работу включились краеведы села Починки, в котором родился ветеран. Оттуда поступили записи из Метрических книг за 1911 год и новые
данные из Похозяйственных книг о семье Нестерова М.В. Это исследование было самое напряжённое, но от того самое интересное. На данный момент в стадии разработки находится исследование Галиченко Елизаветы, ученицы 9 класса. Долгосрочный школьный проект «Журавли нашей памяти» отражает жизнь ветеранов на примере конкретных людей, развивает интерес к истории, воспитывает уважение к прошлому, позволяет ощутить чувство гордости за свою малую и большую родину. Наше поколение имеет еще возможность узнать о войне из воспоминаний живых свидетелей того времени. Эта память нужна молодому поколению, чтобы ценить сегодняшнюю мирную жизнь, оплаченную кровью и потом всего народа. Это главное, что мы хотели показать в своей работе. По результатам исследовательской работы оформлен печатный сборник
«Журавли нашей памяти», в котором описаны судьбы 12 ветеранов Великой Отечественной войны.
Продукт проекта:
Сборник очерков «Журавли нашей памяти».
Результаты проекта:
№
1
Год
Название
Апрель
мероприятия
2021
Школьная и
Участники
муниципальн
Лашук
Форма проведения,
ая НПК
Результат
Выступление в форме
описание
Тимофей,
Монид
доклада «Журавли нашей
Призёры
памяти», презентация
Никита,
результатов работы, минута
Степаненк
памяти под песню М.
о Егор,
Бернеса
учащиеся 8
класса
2
3
Декабрь
4
2021
XXVIII
Июнь
Всероссийски
2022
5
Региональная НПК «Шаг в будущее, Сибирь!»
Лашук
Декабрь
Январь
Выступление в форме
Тимофей, ученик 9 класса
й онлайн- конкурс эссе
Лашук
Районный конкурс
2022
6.
VI
Бартошко Алексей,
«Парус»
2023
Диплом II
доклада «Журавли нашей памяти», презентация
Эссе на основе
Тимофей, ученик 9 класса
«75 строк о Победе»
Февраль
7
Номинация «Серебряное пёрышко» (публицистика),
результатов работы, минута памяти под песню М.
степени
ученик 11 класса
исследования
Международн ая НПК
Сертификат
Бартошко
Март
Муниципальн
2023
8
Выступление в форме
«Молодёжь.
очерк «Живёт деревня в памяти моей»
Диплом победителя
Бернеса
участника
Алексей, ученик 11 класса
2023
ый и
Апрель
Мельничен
9.
Всероссийски
Образование. Общество».
Диплом I степени
доклада «Журавли нашей памяти (сборник очерков ученических
2023
Районная
Лашук
й конкурс
Май
ко Арина, ученица 8 класса
10.
региональный этап ВКС
Сочинение «За Советское
исследований)»,
Август
2023
Региональный ВКС проектов
Бартошко
краеведческая конференция Зиминского
«Без срока
Обобщение опыта работы
Людмила Анатольев на
Заполярье!»
Грамота
«Педагог- новатор»
презентация сборника.
Диплом 1 степени
давности»
над проектом
учащихся, студентов и
победителя муниципального этапа, участие в региональном этапе
2023
Публикация в газете
Выступление в форме
Алексей, ученик 11 класса
района
Мельничен ко Арина,
Очерк «За Советское Заполярье!»
«Вестник района»
Лашук Л.А.
молодёжи
ученица 8 класса
Грамота
доклада «Журавли нашей памяти: герои-земляки» (сборник очерков ученических
Диплом за 2 место
«Моя семейная реликвия» (литературная номинация)
победителя
исследований)»,
Статья «Снайпер Раиса Акбердина награждена
презентация сборника.
медалью «За отвагу»
https://ok.ru/profile
/585329218714/sta
tuses/15588303557 9290
11.
12.
Сентябр ь 2023
Публикация в газете
13.
ноябрь
XXX
2023
Январь
«Вестник района»
Корреспон дент газеты
VI
Статья «Митинг в честь
Региональная НПК «Шаг в будущее, Сибирь!»
Мельничен
2024
https://ok.ru/profile
100-летия ветерана Великой Отечественной войны «
ко Арина, ученица 9 класса
Выступление в форме
Бутырина
Международн ая НПК
Дарья, ученица 9 класса
/585329218714/sta
«Молодёжь. Образование.
Свидетельство
Выступление в форме
доклада «Журавли нашей памяти: герои-земляки» (сборник очерков)»,
доклада «Нет забытых могил: история одного
Диплом I степени
tuses/15597207337 8714
Общество».
участника
презентация сборника.
исследования», презентация сборника.
Дальнейшее развитие проекта:
- «Журавли» запланировали совершить летом поездку на Междугранку к могиле Трушкова И.Н. (прадеда Бартошко А.)
- Есть стремление увековечить имя Орлюка В.М. на мемориальной доске Парфинского района Новгородской области.
- Вместе с Лашуком Т. продолжаем изучать историю боевого прошлого своих прадедов по линии отца и матери, например, изучая Метрические книги
Христорождественской церкви села Починки Нижегородской области, мы пришли к выводу, что его прапрадеды были отставными солдатами, а также обнаружили на
сайте «Памяти героев 1914-1918г» родственника, участника Первой Мировой войны. Сделали запрос в Архив Зиминского района и получили на него ответ с дальнейшими
рекомендациями по поиску данных о предках. Для дальнейшей работы планируем зарегистрироваться в Государственном Архиве Иркутской области в библиотеке им.
И.И. Молчанова- Сибирского в виртуальном читальном зале архива.
- В феврале 2024 года к исследованию присоединилась ученица 9 класса, Галиченко Елизавета, которая хочет собрать информацию про своего прадеда – Галиченко Григория Митрофановича, 1919 года рождения.
- В газете «Вестник района» готовится к печати очерк «Старшина Нестеров». Обнародованные биографические и фронтовые данные станут основанием для ходатайства в администрацию Зиминского района с целью выделения средств на облагораживание его безымянной могилы. Установка памятника, табличка с данными о, проведение митинга с приглашёнными родственниками - на основании этих дел можно будет сделать заключение об успешности проекта.
- Планируется изготовление баннера с логотипом нашего школьного проекта и баннер
«Герои-земляки».
Приложение I Наградные документы
Приложение II П риказы о награждении
Приложение I
Анатольевне
':COIfJ. гегю fiвЈамв. ёнюот cИdt щdion: Нргутсквп облікп
Бартоюхо
Алексей Алекееевич
MO.У бВтп
Мельннченко Арияа Аленсеевня,
за 11 место
¥¥Nыqріэфдмі.квјзю•зратзестш.токфгрпіщя
glij aвцsxcz,щwosк кzгчвввs
кФ 0fQQl$ .0ФЮВАІЈkЕФ ЦЕбіВ0 »
БШГОДАРНОСТЬ
Лаюук Людмиле Аяатолъевяе,
¿нвsшт р}тсюім в’*ыке к лиwерктј'ры КІОУ Ј‹Бвз'ивинСкал’срвдне ’’ пб•я•обітвэ'оввтеяьввя. то'солх•
«їЈ0fфDlВ..ОФ&0В#ЈйЕ.ОБЦЕСВО»
A$f ПAOЯ
Бутырина Дарья Романовна.
m'iтdiцoioa’:no,d дwc і#
Приложение II
Oïi ›m›rsк пgоведвнйк.
ye ;іений Знмttнсгогп pattona .па 2021 •2022 іод»,»і прtшвза. N- °20Зот 16.l2.2022ггіда, : 9
Я компнввпк. аПввьмо . лятсрsтурнеыу repoio»: MOY У 8ёКв8 COШ- .s рвбог:
.СОШ- 3.работы, MON Х скоя СОШ- 1. tяtбi›тfi; MON ftоаояетпщtодссвй' СОШ- 2 работьi,
Ппкровскве COM-i даботт
В яоъгt?вили Слово ё сне» МО? Еасштагвїавк"ООШ- 2' ра5оты; b'fOY Ухтуйское COUl¿a :MQY:’ щюхщ€ОШ- рцб ;MOYПomж COIЪIpmim;ЮOY Rймв.зьтttіскаs СОШ 2 работая; MOY Новопетееговtхвs' СОШ- 1 работа; MOY E-
paБmr; NtOY Кймюзьтеtt‹я:w СОШ- 7 po8er, MOY Г›втанаьсЕвs. УОШ рвЬыи, MOY Новолетпіи- овсюа СОШ* 1 работу; BOY b- Воронежскав ООШ- 1 рабwв; MON
сUопо.яёк» • ' 16. paGt›m:. 1\4ДОУ ЁКолосок» - 13 работ, рдзповозрветиав rpjiiua
Yxтjбteas СО. Ш- 1 6'рвбог, MOY MRБШlHoгo ЫЫ8 YOU-3 рsботы;'MOY С;щарская 'СОШ- . 4 paGo'rы; MOY ЦO8Of• 8 ac$as ТОМ-2; аботы: NIOY ЗулунаfiСкаs СОПі- 2 ЬtЮ0І&
fІРИК.АЗЬІВАШ: